Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Структура педагогической инноватики


Инновационные процессы в системе образования свидетельствуют качественно новый этап взаимодействия и развития научно-педагогической и педагогического творчества и процессов применения ее результатов. Для него характерна тенденция к ликвидации разрыва между процессами создания педагогических новаций и процессами их адекватного восприятия, оценки, освоения и применения, а также к преодоления противоречия между стихійністю этих процессов и возможностью и необходимостью сознательного управления ими.

Педагогическая инноватика в соответствии с особенностями инновационных процессов охватывает такие теоретические блоки понятий и принципов: создание нового в системе образования и педагогической науки; восприятие нового социально-педагогическим сообществом; применение педагогических новаций, а также систему рекомендаций для теоретиков и практиков относительно познания инновационных образовательных процессов и управления ими.

1. Блок создание нового в педагогике. В его контексте рассматриваются такие проблемы, как новое в педагогике, классификация педагогических новаций, условия создания нового, критерии новизны, степень готовности нового к его освоения и использования, традиции и новаторство, этапы создания нового в педагогике. Все они образуют предмет педагогической неологии (греч. neos - новый и 1оgos - слово, учение) - отрасли педагогических знаний, в котором систематизируются, обобщаются и развиваются научные, экспериментальные и исследовательские данные о процессе научно-педагогического творчества, его особенности, основные результаты.

Создание нового в педагогике имеет свою специфику, связанную с неповторимостью личности педагога, особенностями класса, группы, каждого ребенка, типу, стилем деятельности учебно-воспитательного заведения.

До главных задач педагогической неологии на современном этапе относятся:

- раскрытие сущности и истоков зарождения нового в педагогике (социальных, социально-педагогических, педагогических детерминант нового);

- разработка типологии нового в педагогической науке и практике;

- определение критериев и степени новизны;

- выявление благоприятных условий становления, развития и утверждения нового в педагогике;

- определение категориального аппарата теории нового в педагогике («новое», «старое», критерии оценивания нового, этапы развития и др.);

- раскрытие связи неологии с другими науками и направлениям педагогических исследований;

- осмысление, систематизация функций педагогической неологии в системе педагогического знания;

- определение роли и значения неологии в педагогике.

Необходимость разработки неологии как направления исследований обусловлена усилением интенсивности инновационных процессов, т.е. процессов внедрения педагогических новаций в теорию и практику.

2. Блок восприятия, освоение и оценивания нового. Понятие и принципы, относящиеся к этому блоку, раскрывают специфику оценки, освоения и осознания педагогическим сообществом того, что возникает в педагогической теории и практике. Явления консерватизма и новаторство в педагогике, особенности инновационной среды, готовность педагогического сообщества к восприятия и оценивания нового изучает педагогическая аксиология (греч. axios - ценный и logos - слово, учение) - раздел педагогики, в котором исследуются значимые для педагогического труда ценности обучения и воспитания.

В отечественной философской и педагогической литературе проблемам аксиологии долгое время не уделяли должного внимания, а понятие «аксиология» (учение о ценности) трактовалось как элемент идеалистической философии. Первым предложил этот термин в 1902 г. французский философ Пьер Лапе, а в 1908 г. его применил немецкий философ Эдуард Гартман (1842-1906).

В контексте современного научного знания аксиология рассматривается как теория ценностей с акцентом на их общечеловеческих аспектах, что обусловлено утверждением в сознании людей гуманистического мышления, новыми социальными реалиями. Педагогическая действительность как часть социальной охватывает всю совокупность конкретных педагогических явлений, которые принимают участие в целенаправленном процессе формирования человека. К ним относятся субъекты этого процесса (педагоги и воспитанники), содержание и процесс обучения и воспитания, разнообразные учебно-воспитательные средства. Педагогические явления образуют первую большую группу ценностей, которую должна исследовать педагогическая аксиология. Вторая группа охватывает научно-педагогические явления: педагогические теории, идеи, принципы и результаты научно-педагогической деятельности.

Педагогические явления качественно отличаются друг от друга. Любой из них можно оценить, однако не каждое может быть ценностью, поскольку некоторые являются деструктивными по развитию личности или со временем теряют ценность.

3. Блок использования и применения нового (разработка рекомендаций). В его контексте происходит осмысление практики применения педагогических инноваций, изучение закономерностей и форм внедрения, использования нового. Все эти явления изучает педагогическая праксіологія (греч. praktikos - деятельный и logos - слово, учение) - область педагогических знаний, которая исследует эффективность механизмов применения педагогических инноваций, оптимальной инновационной деятельности. С этой точки зрения бесспорным является то, что процесс внедрения и освоения педагогических инноваций должен быть естественным - в этом залог его эффективности.

Как известно, внедрение означает превращение практики на основе результатов исследований по обязательного их применения с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Современная педагогическая практика ориентируется на такой принцип внедрения нового, как вариативность, что предполагает рациональное сочетание различных его видов, наиболее распространенными среди которых являются:

- обязательное (регламентируется директивными документами);

- выборочное (выбор содержания, форм и методов внедрения в зависимости от конкретных условий);

- инициативное (в его основе инициатива коллективов учебно-воспитательных заведений, отдельных педагогов).

В педагогической інноватиці утвердился такой алгоритм (система операций) внедрение нового:

1) изучение задач, предусмотренных нормативными документами;

2) анализ практики и сопоставление полученных в процессе его данных с социальными требованиями;

3) моделирование эталонных результатов, которых ожидают в результате преобразования педагогической практики;

4) поиск идей, рекомендаций, которые могут быть внедрены;

5) разработка комплексной программы, которая охватывает закономерности внедрение нового;

6) отбор дидактических, материальных, информационных, организаторских средств и т.п.;

7) теоретическая, методическая, психологическая подготовка участников внедрения нового;

8) установление связи с авторами рекомендаций.

Инновационные процессы, которые объединяют создания, освоения и применения педагогических новшеств, способны значительно ускорить процессы обновления системы образования в целом. Поэтому изучение и реализация всех трех блоков инновационных процессов широко используется в системе образования на различных ее уровнях.



Назад