Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Классификация педагогических нововведений


Классификация нововведений необходима для выяснения всесторонней характеристики нововведения, познания, осмысления общего и отличного с другими нововведениями. Она обогащает знаниями, которые помогают точно выбирать необходимое новое и разрабатывать оптимальную технологию его освоения, которая максимально учитывала бы специфику нововведения.

В общей теории инноваций в зависимости от предметного содержания различают следующие виды нововведений:

- технико-технологические (касаются совершенствования организационно-производственных процессов в промышленности);

- социально-экономические (направленные на обновление экономических и общественных явлений);

- организационно-управленческие (охватывают различные сферы управленческой деятельности);

- комплексные (органическое сочетание двух или всех видов нововведений).

Выделить виды педагогических нововведений достаточно сложно, потому что сферы образования настолько тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимосвязаны, что новации в одной из них предопределяют новации в любой другой. Очень трудно внедрять новации в некоторые компоненты образования, поскольку в связи с этим неизбежно встает проблема совокупного эффекта. Классификация педагогических нововведений еще больше затрудняется учитывая сложность, комплексность и динамичность процесса обучения и воспитания.

Традиционно инновации в образовании разделяют на следующие группы:

1. В зависимости от сферы применения:

- инновации в содержании образования (обновление содержания учебных программ, учебников, пособий и т.п.);

- инновации в технологии обучения и воспитания (обновление методик преподавания и взаимодействия в воспитательном процессе);

- инновации в организации педагогического процесса (обновления форм и средств осуществления учебно-воспитательного процесса);

- инновации в управлении образованием (обновление структуры, организации и руководства образовательными учреждениями);

- инновации в образовательной экологии (архитектурное планирование образовательных учреждений, использование строительных материалов, интерьер помещений и др.).

2. В зависимости от масштаба преобразований:

- частичные (локальные, единичные) нововведения, не связаны между собой;

- модульные нововведения (комплекс связанных между собой частичных нововведений, относящихся, например, к одной группы предметов, одной возрастной группы детей и т.п.);

- системные нововведения (охватывают весь учебно-воспитательное учреждение). Они предусматривают перестройку всего заведения под определенную идею, концепцию или создание нового образовательного учреждения на базе предыдущего (например, детский сад - школа, адаптивный детский сад, школа-лаборатория и т.п.). Для их освоения необходимо разработки программы развития учебно-воспитательного заведения.

3. В зависимости от инновационного потенциала:

- модификационные нововведения (связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением, модернизацией того, что имеет аналог или прототип). Это может быть программа, методика, отдельная разработка и др. Модернизация может быть направлена как на технологическом, так и на личностный аспекты средства, что обновляется. Можно видоизменить известную методику ли применить ее к новому предмету, а можно, проявив свои личностные качества, иначе ее реализовать, обогатить и этим существенно повысить ее эффективность (например, опорные конспекты украинского педагога-новатора Виктора Шаталова, идея которых была предложена в 1933 г. российским психологом Петром Гальпериным в работах о ориентированы основы действий);

- комбинаторные нововведения (предусматривают новое конструктивное сочетание элементов ранее известных методик, которые в таком варианте еще не использовались). Они не любым сочетанием, а именно конструктивным, то есть таким, при котором появляются новые системные свойства и которые порождают новый эффект. Таким нововведением можно считать разработанную российской учительницей Еленой Потаповою методику оптимизации обучения 6-7-летних детей письма в три этапа, которая предусматривает тренировка мелкой мускулатуры пальцев (обводка, штриховки), работу нескольких анализаторов, написание буквы с помощью трафарета. Каждый из элементов (этапов) является модифицированной инновацией (разминка спортсмена, подготовка голосового аппарата певца - распевка, буквенные трафареты в Г. Монтессори и др.). Сочетание этих элементов обеспечивает каллиграфическое письмо, повышает орфографічне чувств ребенка и экономит 20-30 часов учебного времени для звукового анализа слов и развития речи. Хотя по отдельности они были известны ранее, именно их комбинация породила новое качество, то есть дала интеграционный эффект, что оказался в формировании развитых навыков письма и экономии времени по сравнению с традиционными методиками;

- радикальные, или фундаментальные, глобальные, базовые нововведения (они, как правило, являются открытиями, чаще всего возникают в результате творческой интеграции и способствуют созданию принципиально новых учебных средств). Таким было введение классно-урочной системы, освоение основ наук в Монтессори-школах не путем отдельного изучения традиционных предметов (физики, биологии, истории и др.), а через так называемый цель-предмет - «космическое воспитание».

Динамика, результативность, другие особенности процесса нововведения зависят от инновационного потенциала учебно-воспитательного заведения.

Инновационный потенциал учебно-воспитательного заведения - способность учебно-воспитательного заведения создавать, воспринимать, реализовывать нововведения и своевременно избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразно.

Эта способность преимущественно является следствием творческих стремлений педагогического коллектива, его отношение к нововведениям.

4. В зависимости от позиции относительно своего предшественника:

- заміщуючі нововведения (их вводят вместо конкретного устаревшего средства). К ним относятся театральные, художественные студии, спортивные секции, школы балета и танцев и т.п.;

- отменяющие нововведения (суть их заключается в прекращении деятельности некоторых органов, объединения, в отмене формы работы, программы без замены их другими, если они неперспективные учитывая потребности развития учебного заведения или тормозят его);

- двойная нововведения (предусматривают освоение новой программы, нового вида образовательных услуг, новой технологии и др.). Например, компьютеризация образовательного процесса, переход к новым информационным технологиям;

- ретровведення (освоение в учебно-воспитательном заведении нового, которое существовало в педагогической практике ранее). Как правило, оно долгое время не использовалось, некогда было отменено по ошибке или потеряло свою актуальность в тогдашних условиях. Такими ретровведеннями можно считать изучения в современных школах истории разных религий, введение курсов логики, психологии, риторики, древних языков и т.д.

5. В зависимости от места появления:

- новшества в науке (обновление педагогической теории);

- нововведения в практике (обновление педагогической практики).

6. В зависимости от времени появления:

- исторические нововведения (возрождение историко-педагогического наследия в новых условиях);

- современные нововведения (инновации настоящего).

7. В зависимости от уровня ожидания, прогнозирования и планирования:

- ожидаемые (плановые) нововведения;

- неожиданные (незапланированные) нововведения.

8. В зависимости от отрасли педагогического знания:

- воспитательные нововведения (в области воспитания);

- дидактические нововведения (в области обучения);

- историко-педагогические нововведения (в области истории педагогики) и т.д.

Типологии педагогических нововведений выстроены на основе различных подходов. Поэтому одно и то же нововведение может появиться в различных типологических группах (в двух и более) в зависимости от того, какая его признак будет в конкретном случае принята к сведению.



Назад