Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Принципы управления инновационными образовательными процессами


Управление инновационными образовательными процессами осуществляется по определенным принципам, которые возникают как нормы, ориентиры деятельности.

Основные принципы управления инновационными образовательными процессами выражают то общее в организации управления ими, которая охватывает все этапы их и предопределяет их успешность и эффективность.

В педагогической інноватиці выделяют принципы, отражающие конкретные законы и закономерности реализации инновационных процессов.

Принцип организованной инновационной изменения состояний системы образования. Этот принцип ориентирует на необходимость сознательной деятельности во время перехода от одного состояния системы образования к другому, более совершенному. Его применение предполагает определенную систему деятельности, которая охватывает этап подготовки к изменению состояния системы образования и этап реализации этих изменений.

Подготовка к изменениям в системе образования предусматривает выдвижение, обоснование главной цели запланированных изменений, определение средств и условий, при помощи которых эту цель будет реализовано. Самым сложным и самым важным является обеспечение изменений в системе образования соответствующими средствами: новыми учебниками, методическими разработками, подготовленными кадрами, необходимым материально-техническим оборудованием. Принцип организованной инновационной изменения состояний системы образования должен быть базовым при подготовке и осуществлении различных реформ и модернизаций.

Принцип перехода от стихийных механизмов развития инновационных процессов в заведомо управляемых. Реализация этого принципа предполагает определение и выработка эффективного механизма сознательного управления сменой состояний. Создание действенного механизма должно происходить в различных направлениях. Один из них связан с сочетанием процессов создания нового, его освоение педагогами и применения на практике в одном учебном заведении. Таким заведением может стать школа как управляемая инновационная система.

Принцип информационной, материально-технической, кадровой обеспеченности реализации основных этапов инновационных образовательных процессов. Он предусматривает обязательное информационное, финансовое, кадровое обеспечение инновационных процессов на каждом из основных этапов. Например, создание педагогических нововведений требует соответствующего его кадрового обеспечения, то есть наличия в педагогическом коллективе достаточного потенциала творческих людей, способных выступить их авторами. Если такие нововведения уже есть в арсенале педагогической науки и практики, нужно иметь соответствующую информацию о них. В таком случае возникает необходимость в адекватной материально-технической базе, что обеспечивает первый этап инновационных процессов (информационных банков данных, компьютерной техники, другого оборудования).

Принцип прогнозирования обратных или необратимых структурных изменений в инновационному социально-педагогической среде. Этот принцип учитывает закон необратимой дестабилизации педагогического инновационной среды, а также его целостность и адаптационные возможности. Инновационная среда без таких возможностей не могло бы существовать и под натиском педагогических инноваций было бы разрушено. В этом смысле сопротивляемость инновационной среды нововведением, которая может приобретать формы консервативных действий относительно нового, естественная и даже закономерна для сохранения постоянства среды как системы. Принятие или непринятие нового можно рассматривать с позиций качественного состояния инновационной системы, возможности или невозможности ее сохранения, благополучия и способности к саморазвитию.

Действие этого принципа направлена на недопущение стихийных, непредсказуемых изменений, которые могут значительно задержать реализацию инновационных процессов. Поэтому управление ими должно охватывать предвидения, прогнозирования изменений, которые могут произойти с вторжением педагогического нововведения в инновационную среду. Речь идет о том, как нововведение примут педагоги, об их готовности к освоению нового, не спровоцирует ли оно конфликт в педагогическом коллективе, как повлияет на привычные связи в содержании обучения и воспитания и др.

Принцип усиления устойчивости инновационных образовательных процессов. Суть его заключается в том, что при переходе от стихийных процессов в управляемых должна усиливаться и устойчивость инновационных процессов, их способность к своеобразному самозащиты, самоадаптации. Современная динамика общественной жизни повлекло за собой увеличение количества инновационных процессов, которые охватывают различные звенья системы образования, существенного изменения их качества. Доминантой изменения качества инновационных процессов является рост их устойчивости. Это проявляется в признании их неслучайности, закономерности, необходимой для образовательной системы. Вследствие этого инновационные процессы получают необходимое информационное, материально-техническое и кадровое обеспечение. Меняется и отношение к педагогов-новаторов, возрастает степень ожидания нового в педагогике, то есть возникает механизм необходимой реализации нового.

Принцип ускорения развития инновационных процессов в системе образования. Действие этого принципа раскрывает эффективность организации и механизмы реализации инновационных процессов. Он означает прогрессирования инновационных изменений вследствие их рациональных внедрения в практику образовательных учреждений.

Все принципы являются элементами комплексной системы организации и управления инновационными процессами в сфере обучение и воспитание. Они тесно взаимодействуют между собой, что благодаря синергетическому (греч. synergos - то, что действует вместе) эффекта усиливает действие каждого из них.



Назад