Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Типы структур инновационных процессов


В зависимости от взятых за основу критериев в инновационном процессе выделяют соответствующие логично, смислово, организационно, композиционно взаимосвязанные элементы. Синтезирование различных типов структур дает возможность увидеть всю сложность инновационного процесса и связанных с его внедрением задач и, предвидя возможные проблемы, избежать их.

Деятельностная структура. Возникает она как совокупность таких компонентов, как мотивы - цель - задача - содержание - формы - методы - результаты. Бесспорно, все начинается с мотивам (побудительных причин) субъектов инновационного процесса (руководителя учебно-воспитательного заведения, воспитателей, учителей), обоснование нововведения, формулировка задач, разработка содержания инновации и др. Все эти компоненты деятельности реализуются при определенных условий (материальных, финансовых, морально-психологических, временных), что не принадлежат к структуры деятельности, но игнорирование которых парализует, делает инновационный процесс неэффективным.

Суб'єктна структура. В основе ее - инновационная деятельность субъектов развития образовательного учреждения: педагогов, ученых, детей, родителей, спонсоров, консультантов, экспертов, работников органов образования, каждый из которых реализует в инновационном процессе свою функцию и роль.

Уровневая структура. Отображает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на международном, государственном, региональном, районном (городском) уровнях и на уровне учебно-воспитательного заведения. Инновационный процесс в учебном заведении в значительной степени находится под влиянием (как положительным, так и отрицательным) инновационной деятельности более высоких уровней. Чтобы это влияние было преимущественно положительным, нужна специальная деятельность руководителей, направленная на согласование содержания инноваций, инновационной политики на каждом уровне. Кроме того, управление процессом развития конкретного учебно-воспитательного заведения требует рассмотрения его на следующих уровнях: индивидуальном, уровне малых групп, уровне всего заведения, районном (городском) и региональном.

Содержательная структура. Охватывает зарождения, разработки и освоения новаций в педагогическом процессе, управлении учебно-воспитательным заведением и т. д. Каждый компонент этой (как и любой другой) структуры имеет сложное строение. Так, инновационный процесс в обучении может предусматривать нововведения в методах, формах, приемах, средствах, в содержании образования или в ее целях, условиях и т.д.

Управленческая структура. Особенность ее сводится к взаимодействию таких видов управленческих действий, как планирование - организация - руководство - контроль. Традиционно планирование инновационного процесса происходит через разработку концепции, например, нового заведения или программы его развития. После этого наступает этап организации деятельности педагогического коллектива на реализацию программы и контроля за соответствующими процессами и их результатам.

Организационная структура инновационного процесса. К этой структуры принадлежат диагностический, прогностический, собственно организационный, практический, обобщающий, внедренческий этапа, каждый из которых имеет свою содержательную специфику, выполняет специфические функции и тоже является определенной степени сложноструктурным феноменом.

Структуры инновационного процесса связаны между собой не только горизонтальными и вертикальными связями. Каждый компонент любой структуры реализуется в компонентах других структур, поскольку все они образуют единую систему.



Назад