Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Условия эффективности инновационных педагогических процессов


Инновационность не является и не может быть самоцелью в педагогической практике. Цель ее заключается в оптимизации учебно-воспитательного процесса, в обеспечении его соответствия условиям и тенденциям общественного бытия. Именно в этой плоскости возникает проблема эффективности инновационных педагогических процессов. Для рационального управления нововведениями необходимо знать предпосылки их эффективности, то есть факторы, которые способствуют или сдерживают эффективный их ход и развитие. Эффективность толкуется как соотношение результатов действий и затрат на их достижение. Это означает, что даже самый высокий за определенных условий результат еще не свидетельствует максимальную эффективность деятельности. Необходимо учитывать, какие средства и ресурсы было затрачено ради его достижения. Например, если две технологии обучения детей математике обеспечивают примерно одинаковый уровень ее освоения, то эффективнее будет и, что требует наименьших усилий. Но утверждать о большую или меньшую эффективность действий можно лишь тогда, когда достигнута цель.

Внедрение инноваций в педагогический процесс учебного заведения призвано обеспечить повышение качества обучения и воспитания детей или снизить затраты на достижение привычных результатов образования. Речь идет о том, что целью любого нововведения является повышение эффективности педагогического процесса. Степень эффективности зависит от того, каких затрат потребует конкретное нововведения и как долго оно будет давать полезный эффект. Если через незначительное время после внедрения нововведения будет актуальной проблема по освоению нового, которое нейтрализует действие предыдущего, то полезный эффект такого нововведения не может быть значительным, а значит затраты на его внедрение окажутся неоправданными. Следовательно, эффективность нововведения зависит от достигнутого благодаря ему полезного эффекта, продолжительности использования инновационной технологии, затрат на ее внедрение.

Нередко инновационные действия могут быть результативными, но малоэффективными. Это происходит тогда, когда, действуя иначе, того же результата можно достичь за меньших затрат, или когда при тех же затратах можно получить лучший результат. Как заметил один из современных авторитетов в области менеджмента Патрик Друкер, результативность является следствием создания нужных, правильных вещей, а эффективность - следствием правильного создания этих вещей. Оба фактора (результативность и эффективность) одинаково важны.

В общем, любой инновационный процесс с точки зрения его эффективности в значительной степени рисковый. Суть не только в потенциале эффективности инновационной идеи, но и во многих факторах, влияющих на внедрение и использование инновационной педагогической технологии. Одни из этих факторов универсальные и оказываются в любой сфере человеческой деятельности, другие - распространены в педагогической среде.

До главных недостатков инновационной деятельности в педагогической сфере относятся следующие:

1. Потенциально эффективные новации не внедряются или внедряются со значительным опозданием, что существенно ограничивает возможности получения полезного эффекта от использования новшества.

2. Нередко значительные усилия направляются на внедрение новации, которая не обладает необходимым инновационным потенциалом как следствием ошибок в оценивании ее полезности. Иногда стимулом для внедрения новации становится ее модность, а не ожидаемый педагогический эффект.

3. Низкий эффект от внедрения новации возникает вследствие явного или скрытого ей сопротивления или неправильной организации инновационных процессов.

4. Значительное превышение затрат на внедрение новаций по сравнению с прогнозными показателями.

5. Непомерно длительные сроки внедрения.

Все эти проблемы являются следствием неправильного оценивания затрат времени, финансовых, организационных, кадровых и других ресурсов, недостаточно продуманной технологии внедрения, неучет психологических факторов новаций, слабых волевых усилий их инициаторов, сильного сопротивления консервативной, рутинерської части педагогического коллектива. Какими бы не были причины недостатков инновационной деятельности в педагогическом коллективе, под угрозой неприятие, нереализации оказывается нередко актуальная, потенциально высокопроизводительная инновационная педагогическая идея. Поэтому явно недостаточно быть настроенным на инновационность, необходимо иметь в распоряжении оптимальный набор ресурсов, владеть управленческой культурой, профессиональным и деловым авторитетом, необходимыми для убеждения педагогического коллектива, нередко - соответствующего руководства в правильности выбора инновационной деятельности, для аккумуляции усилий на преодоление различных трудностей, которые неизбежно сопровождают каждого человека, что решилась сломать закостенелые стереотипы, утвердить в педагогической практике новое.

Предотвращению негативных проявлений в инновационной педагогической деятельности способствует соблюдения условий, необходимых для эффективного развития инновационного процесса. Как известно, каждое нововведение преодолевает необходимые этапы от зарождения потребности в нем до его осуществления и длительного использования. Очень важной является эффективная реализация его на всех стадиях, обеспечение логической, организационной их взаимосвязанности, преемственности. И самое главное то, что любое нововведение должно соответствовать объективным потребностям общественной, в том числе педагогической практики, профессиональным, организационным, финансовым и другим возможностям тех, кто намерен его внедрить.

Качество реализации инновационного процесса, как и любой другой деятельности, определяется его целями, методами и средствами, организованностью, знаниями, способностями, заинтересованностью исполнителей в достижении высоких результатов, особенностями коммуникации между ними. Поскольку результат каждого этапа инновационного процесса является предпосылкой эффективного осуществления следующего, это актуализирует необходимость согласовать предварительные цели со следующими. Например, сбор информации о новации должен обеспечить обоснованное принятие решения о целесообразности ее внедрения или отклонения. Принято положительное решение должно содержать задания на разработку программы внедрения, в которой должны быть определены сущность, этапы работ, а также основные контрольные ориентиры.

Особенно важным является формулировка цели внедрения. Только конкретность, прозрачность, четкость обозначенных в ней параметров дает возможность на основе их сравнения с полученными результатами принять решение о целесообразности длительного использования нововведения или остановки работы по реализации инновационной идеи.

Общая цель должна быть структурирована согласно специфики и целей этапов инновационного процесса. Удачное формулировка цели инновационного процесса не означает, что она будет одинаково воспринята всеми потенциальными участниками. Это обязывает инициаторов внедрения нововведения к активному разъяснения его сути, преимуществ для коллектива и каждого участника, учет встречных мнений и предложений, а при необходимости - внесение корректив в стратегию и тактику реализации инновационной идеи, иногда для достижения единства интересов и целей неизбежным может быть и корректировка цели. Потому что если, например, руководитель учебного заведения и его коллеги будут иметь разные цели, это обязательно внесет разлад в деятельность коллектива, затруднит или сделает невозможным достижение ожидаемых результатов, а то и исказит, поставит под сомнение инновационную идею.

Используемые на каждом этапе реализации инновационного процесса методы должны обеспечить достижение необходимых результатов (целей) при наименьших затратах финансов, времени и других ресурсов. В зависимости от особенностей новации эффективными могут быть разные методы ее реализации. Важно, чтобы участники инновационного процесса имели в своем арсенале, умели маневрировать ими в зависимости от ситуации.

Каждый этап инновационного процесса требует определенной организации работ и применения соответствующих методов. В одних случаях требуется четкое определение границ инициативы и ответственности, в других, например при выполнении работ, требующих инициативы, творческого подхода, оперативного реагирования на швидкозмінювані ситуации, четкое распределение обязанностей и ответственности невозможен и даже вреден, поскольку нужна гибкая организация труда, при которой многое будет зависеть от неформальных отношений между исполнителями. Организационные формы при этом должны максимально соответствовать выбранным методам и возможностям исполнителей.

Достижение ожидаемых от реализации инновационного педагогического процесса результатов зависит и от мотивации исполнителей. Это означает, что для возникновения у них заинтересованности в достижении необходимых результатов инновационной деятельности нужно создать соответствующие условия, предусмотреть коллективные, персональные стимулы. Однако не всегда создания благоприятных условий порождает у тех, на кого возлагается реализация нововведения, позитивное отношение к нему и заинтересованность в его освоении. У многих людей могут быть свои резоны, чтобы игнорировать его, противодействовать ему или, по крайней мере, имитировать свое участие в его реализации. Нередко возможен и сопротивление переменам. Все это нужно прогнозировать, иметь совокупность тактик относительно ослабления сопротивления, повышение заинтересованности, активизации участия тех, кто по определенным причинам оказался в оппозиции к инициаторов изменений. Как правило, педагогические коллективы, в которых утвердились демократические принципы сосуществования, первыми воспринимают новое, основательно анализируют, открыто обсуждают его, слаженно работают над его воплощением.

Участники инновационного процесса, кроме готовности и стремление внедрять новации, должны иметь надлежащую квалификацию для выполнения возложенных на них обязанностей. На практике нередко бывает, что педагог может успешно реализовать в учебном процессе требования программы, владеть разнообразными методиками обучения и воспитания, но при этом не испытывать потребности в новом именно через отсутствие в структуре личности творческого потенциала. Поэтому необходимым условием эффективной инновационной деятельности является специальная подготовка педагога, накопления и осмысления им опыта такой деятельности, внутренняя настроенность на поиск и постижения нового. В определенной степени культивировать такую настроенность в себе может каждый человек.

Инновационный процесс по структуре является сложным. Часто он не только структурируется на последовательные этапы, но и охватывает несколько проблемно-смысловых разветвлений. Поэтому реализовывать его принадлежит не одному человеку, а группе, иногда масштабным коллективам, каждый из которых призван работать ради достижения единой цели. Для этого нужно обеспечить эффективный обмен информацией, то есть наладить эффективные коммуникации, благодаря которым объединяются в единое целое организационно сложные социальные структуры, к которым можно отнести коллектив, который будет реализовывать инновационную педагогическую идею. Коммуникации бывают вертикальными (между подчиненными и руководителями) и горизонтальными (межличностные и межгрупповые). В процессе их осуществления могут возникать разнообразные антиінноваційні информационные, коммуникативные барьеры (сплетни, дезинформация, провокационный обострения отношений и т. д.). Поэтому инициаторы инновационного процесса должны заранее продумать и смоделировать коммуникативные каналы и механизмы, следить за эффективностью их функционирования, вносить при необходимости коррективы, преодолевать сбои, заботясь, чтобы каждый участник реализации нового знал, что, как и где происходит, каковы промежуточные результаты, которые вносятся изменения и к чему они обязывают. Следовательно, доступность, своевременность поступления, достоверность информации, благоприятный для профессионального общения климат обеспечивают эффективное взаимодействие всех участников инновационного процесса, своевременное выявление и разрешение конфликтов, что является предпосылкой слаженной работы коллектива.



Назад