Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Технология как наука о мастерстве


Стремление постоянно оптимизировать учебно-воспитательный процесс обусловило появление новых и совершенствование используемых педагогических технологий различных уровней и разной целевой направленности. Дальнейшее их развитие связано с ориентацией на реализацию современных концепций образования и воспитания.

Существенным признаком современных инновационных процессов в сфере обучение и воспитание является их технологизация - неукоснительное соблюдение содержания и последовательности этапов внедрения нововведений.

Исторически понятие «технология» (греч. techne - искусство, мастерство и logos - слово, учение) в значении науки о мастерство возникло в связи с техническим прогрессом. Наиболее значимым оно есть в производственной деятельности, где технология толкуется как совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов, искусство владения процессом. До основных признаков технологии принадлежит стандартизация, унификация процесса, возможность его эффективного и экономического воспроизведения согласно заданным условиям. Технологический процесс всегда предполагает четкую последовательность операций с использованием необходимых средств (материалов, инструментов) при определенных условиях.

Ведущим в любой технологии считается детальное определение конечного результата и точное достижение его. А предпосылками применения понятия «технология» относительно процессов в производственной или социальной сферах является их запрограммированности, окресленість конечных свойств предполагаемого продукта, средств его создания, целенаправленное моделирование условий их осуществления, а также реальное функционирование этих процессов.

Научно-технический прогресс обусловил технологізацію не только материального производства, но и интенсивно проник в сферу культуры, гуманитарного знания. Все технологии разделяют на два вида:

1. Промышленные. К ним относятся технологии переработки природного сырья (нефти, древесины, руды и т.д.) или полученных из нее полуфабрикатов (металлов, деталей и узлов любых изделий). Они требуют неукоснительного соблюдения последовательности предусмотренных технологических процессов и операций. Замена одного процесса другим, изменение их последовательности часто снижает результативность или вообще делает невозможным достижение положительного результата.

2. Социальные. Для таких технологий исходным и конечным результатом является человек, а основным параметром изменений - одна или несколько ее свойств. Социальные технологии гибки по промышленные. Однако неукоснительное соблюдение последовательности даже самых результативных процессов в социальной сфере еще не гарантирует достижения необходимой эффективности. Ведь человек является слишком сложной системой, на нее влияет множество внешних факторов разной силы и направленности, поэтому заранее предсказать эффект конкретного воздействия на нее невозможно. Специфика социальных технологий состоит в возможности приспособления их к любым условиям, поскольку они способны скорректировать недостатки процессов и методик технологического процесса. Однако эти технологии достаточно сложные за организацией и осуществлением. На этой основе основываются утверждение о них как технологии высшего уровня организации.

Общее между промышленными и социальными технологиями то, что заключительным результатом их использования является продукт с заданными свойствами.

Развитие цивилизации всегда связан с прогрессом в сфере обоих этих технологий. С каждым витком цивилизационного развития росли требования к социальных технологий как важного фактора гармонизации взаимодействия человека и природы, людей на планете. Не менее острой является эта проблема и на постиндустриальном этапе развития человечества.

По этому поводу немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804), выделяя культуру простых умений и культуру дисциплины свободы, отмечал, что культура умений способна прокладывать путь злу, если культура свободы не станет ей противовесом. Речь идет об инструментальной и гуманитарной культуры, на которых базируется технологический и нравственный потенциал общества. Как известно, эволюционные кризиса в основном возникали тогда, когда инструментальный интеллект недостаточно сдерживался интеллектом гуманитарным. То есть общество живет стабильно до тех пор, пока разрушительный потенциал производственных, в том числе и военных технологий, уравновешивается качеством культурно-психологических средств сдерживания. Если же энергетический потенциал технологий, что прогрессирует, существенно превышает возможности нормативной регуляции, общество оказывается в кризисном состоянии. В дальнейшем, нагнетая напряжение экологических и социальных конфликтов, оно или становится жертвой собственного могущества, или успевает вовремя перестроить технологические, организационные, информационные, нормативные параметры деятельности, выходя на новую ступень развития.



Назад