Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Исторические аспекты педагогической технологии


Термин «педагогическая технология» появился в образовании сравнительно недавно. Относительно учебного процесса его были предприняты в 1886 г. англичанином Джеймсом Салли (1842-1923). Однако дискуссия по поводу того, существует ли в природе педагогическая технология как определенный инструмент обучения и воспитания, которым может овладеть каждый педагог, продолжается до сих пор. В ней наметился две принципиальные позиции. Сторонники одной убеждены, что воспитание и обучение являются творческими процессами, интуитивным постижением мира другого человека и соответствующим влиянием на этот мир, их оппоненты доказывают, что педагогический процесс носит инструментальный характер. Его цель заключается в воспитании личности с заранее заданными свойствами.

Одним из первых обнародовал идею технологизации учебного процесса выдающийся чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель Ян-Амос Коменский (1592-1670), утверждая, что школа является мастерской, «живой типографией», которая «печатает» людей. Учитель, по его мнению, в педагогическом процессе пользуется теми средствами для воспитания и образования детей, что типографские работники, создавая книгу. Технология учебного процесса, по убеждениям Я. -А. Коменского, должна гарантировать положительный результат обучения. Функционально она должна быть своеобразной дидактической машиной, которая, при условии правильного пользования ею, обеспечивала бы ожидаемый результат. Для этого следует четко обозначить цели, умело выбрать средства, установить жесткие правила их использования. Все это свидетельствует, что и Я. -А. Коменский рассматривал технологізацію как важное средство внедрения ведущих дидактических принципов.

Выдающийся французский философ и педагог эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо (1712-1778) основой развития личности считал свободное воспитание, за которого «ребенок живет в радости, самостоятельно чувствуя, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания». Учитывая природу ребенка, необходимо отказаться от установленных волей воспитателя ограничений, отучать ребенка от слепого подчинения этой свободы, соблюдать незыблемых природных законов. Внутренней мотивацией этого процесса является стремление ребенка к самосовершенствованию, самопознания, творческого саморазвития.

Швейцарский педагог Иоганн-Генрих Песталоцци (1746-1827) актуальной задачей педагогики считал создание «механизма образования», что даст возможность каждому подготовленном педагогу, который приложит много собственных усилий, воспитать любую ребенка.

Концепция развития личности американского гуманиста Карла Роджерса (1902-1987) основана на противопоставлении когнитивного (усвоение знаний, развитие личности ученика под четким контролем педагога) и опытного (ориентированного на личностное развитие и эмоциональную сферу ученика) типов обучения. По утверждению Роджерса, личный опыт самоценный для ученика и поэтому является единственным критерием оценки жизненных событий. Учения, в процессе которого личность самостоятельно развивается, приносит огромное удовольствие, решающе влияя на личность человека.

Австро-немецкий философ и педагог, основатель антропософії Рудольф Штейнер (1861-1925) основал индивидуальный подход к воспитанию детей, который ликвидировал уединенное обучение девочек и мальчиков, разделение по социальными слоями, степенью одаренности и принадлежности к разным вероисповеданиям. Важнейшей проблемой человеческого мышления Штейнер считал необходимость «понять человека как основанную на себе самой свободную личность». На основе антропософії, которая изучает человека в телесном, душевном и духовном аспектах, он создал педагогику, что охватывает развитие и саморазвитие целостной личности, ее способностей к познанию, искусства, развития собственных чувств, моральных задатков и религиозных переживаний. Задача педагога Штейнер усматривал в использовании технологий, развивающих в личности способность к ориентированных на разнообразие мира суждений и умовисновків. Именно этот принцип был положен в основу обучения и воспитания в первой Свободной вальдорфской школе.

Представители «педагогики творчества» (Ф. Гансберг, Е. Линде, Г. Шаррельман) осуждали попытки влиять на неповторимую личность ребенка с помощью технологии. Будучи убежденными, что к каждой личности ребенка необходимо подбирать индивидуальные средства воспитания, они не признавали идеи и возможности создания педагогической технологии, которая могла бы стать ключом к душе ребенка.

На отказе от педагогической технологии как инструмента влияния на ребенка основываются традиции «свободного воспитания», которые начали и развивали в России Лев Толстой (1828-1910), Константин Вентцель (1857-1947), Луиза Шлегер (1863-1942) и др. Они отрицали возможность «технологізувати» педагогический процесс, пропагандировали идею создания особого детского мира, «пробуждение души ребенка», стремление сохранить в человеке оригинальность и яркость детства, а успешность или неуспешность работы учебного заведения оценивали не на основании используемых технологий, а ввиду творческую направленность личности педагога, на созданный им климат в процессе обучения и воспитания.

В бывшем Советском Союзе педагогические технологии рассматривали как средство реализации большевистской идеологии, что придавало им соответствующей политической заангажированности, требовало учета классовых характеристик индивида в процессе целенаправленной деятельности и т.п. Содержание информации сознательно подбирали с ориентацией на воспитание коммунистической сознания и морали. То есть педагогические технологии использовались как средство формирования коммунистического мировоззрения и поведения. Политически заангажированные ученые, педагоги-практики активно начали процесс конструирования адекватных этим заданием технологий.

Одной из первых была создана в течение 20-х годов XX в. педологія (греч. pais (paidos) - ребенок и logos - слово, учение) - комплексная наука о ребенке, которая, по замыслу ее создателей, должна была стать антропологической базой педагогики. Именно в научных работах по педологии, основанных на рефлексологии (Г. Басов, В. Бехтерев, О. Ухтомский, С. Шацкий), впервые упомянут термин «педагогическая технология». Тогда распространялось и понятие «педагогическая техника» - совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. Элементами педагогической технологии считали также умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия. Нормативные педагогические знания выводили из педологии и выстраивали по схеме, согласно которой конкретные педагогические воздействия должны соответствовать конкретным условиям воспитания и возрастным особенностям ребенка. Педагоги, которые исповедовали этот подход, пытались изучать бытовые, природные, социальные и культурные факторы среды, которые обусловили развитие ребенка, ее генетические, физиологические, психологические, социальные характеристики как производные от социальных условий жизни. С этой целью они использовали тесты, анкеты, интервью, эксперименты, жизненные наблюдения. Обогащение и развитие жизненных представлений, вхождения детей в мир природы, труда и общественных отношений способствовали овладению ими системой знаний, целостных представлений, которых не давало и не могло дать окружающую микросреда. Согласно концептуальному замыслу педологів, принимая участие в общественно полезном труде, изменяя окружающую среду согласно полученных в школе знаний, умений и навыков, дети превращают свой ценностно-эмоциональный мир, овладевают социально значимыми видами деятельности. Этот аспект педагогической технологии был высоко оценен известными зарубежными учеными (Д. Дьюи, В. Килпатрик).

В 30-е годы XX в. началась технологическая революция в образовательной системе США. В течение следующих десятилетий понесло эволюции толкование термина «педагогическая технология», что породило дискуссию о его сущность, структуру и источники развития. Трансформация его содержания от «технологии в образовании» к «технологии образования» охватывает четыре периода.

1. 1940-1950 гг. В настоящее время появились и внедрялись в учебный процесс технические средства записи, воспроизведения звука и проекции изображения, термин «технология в образовании», который в течение следующих лет под влиянием работ по методике применения разнообразных технических средств обучения видоизменялось в срок «педагогические технологии».

2. Середина 50-х - 60-е годы. В течение этого периода педагогическая общественность активно дискутировала о сути понятия «педагогическая технология», в результате чего виокремилось два направления его толкование, а соответственно, и сущности педагогической технологии как феномена. Представители одного из них выступали за необходимость применения аудиовизуальных (лат. audio - слушаю, слушаю и visualis - зрительный) средств и программированного обучения (technology in education), сторонники другого главной задачей считали повышения эффективности организации учебного процесса (technology of education), преодоление отставания педагогических идей от стремительного развития техники. На этом основании одно направление был обозначен как «технические средства в обучении», второй, что возник несколько позже, - как «технология обучения», или «технология учебного процесса». Тогда во многих высокоразвитых странах начали выдавать специальные педагогические журналы: в США - журнал «Педагогическая технология» (1961), в Великобритании (1964), Японии (1965) и Италии (1971) - «Педагогическая технология и программированное обучение». В 1967 г. в Англии был создан Национальный совет по педагогической технологии, в США - Институт педагогической технологии. В бывшем Советском Союзе начато исследование по алгоритмизации обучения (Л. Ланда). Педагогика и психология пытались найти рациональные для себя зерна в обоснованной философией и социологией концепции системного подхода в исследовании социальных, природных явлений и процессов.

3. 70-е годы XX века. В системе образования начата модернизация учебного оборудования и учебных предметных сред как необходимого условия реализации прогрессивных методик и форм обучения. Утверджувалось толкование педагогической технологии как изучения, разработки и применения принципов оптимизации учебной деятельности на основе новейших достижений науки и техники. Благодаря использованию основ информатики, теории телекоммуникаций (греч. tele - далеко и лат. communicatio - связь, сообщение), педагогической квалиметрии (отрасли педагогической науки, которая изучает и реализует методы количественного оценивания качества учебно-воспитательного процесса), системного анализа и новых достижений психолого-педагогической науки было значительно расширена база педагогической технологии. Тогда же начата подготовка профессиональных педагогов-технологов, массовое использование таких технических средств обучения, как видеомагнитофон, карусельный кадропроектор, поліекран, электронная доска, синхронизаторы звука и изображения и т.д. Педагогика начала использовать возможности безмашинного программирования, приобрели популярность созданы по принципу программирования пособия, в частности по педагогике.

4. 80-е годы XX века. - начало XXI в. На этот период пришлось создание и развитие сети компьютерных лабораторий и дисплейных классов. Динамично развиваются программируемые, интерактивные средства обучения, проводятся разнообразные исследования теоретических вопросов педагогической технологии и путей ее практического внедрения.

Предложена периодизация выстраивается на таких конкретных фактах:

1946 г. - обоснование плана аудиовизуальной образования в университете штата Индиана США.

1954 p. - обоснование идеи программированного обучения.

1961 г. - открытие факультета технологии обучения в университете Южной Каролины.

1968 г. - разработка и применение языка программирования ЛОДО в школе (Массачусетский технологический институт США).

1976 г. - создание первого персонального компьютера.

1981 г. - применение в обучении специальных программируемых средств в дисплейных классах.

1990 г. - использование интерактивных технологий в образовании.

Историю становления педагогической технологии в определенной степени воспроизводит такая схема: замысел внедрить инженерный подход («инженерная педагогика») - » технические средства в учебном процессе - » алгоритмизация обучения - » программированное обучение - » технологический подход - » педагогическая технология (дидактический аспект) - » поведенческая технология (аспект воспитания). Не все слагаемые педагогической технологии приобрели одинакового развития. Особенно сложным является создание технологии воспитания, хотя и эта отрасль имеет значительные наработки.

В процессе становления и функционирования педагогических технологий прослеживаются определенные тенденции и закономерности. Прежде всего необходимы объективные и субъективные предпосылки. Например, педагогические технологии, основанные на идеях «Школы диалога культур», «вероятностная педагогика» могли утвердиться только в результате кризиса педагогической технологии, разработанной на идеях «развивающего обучения».

В целом, технология как феномен является важной составляющей истории человечества, формой выражения интеллекта, сфокусированного на решении важных проблем бытия, синтезом ума и способностей человека.



Назад