Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Сущность и особенности педагогической технологии


С признанием педагогической технологии важным фактором учебно-воспитательного процесса не прекращались попытки выяснения ее сущности и особенностей. С одной стороны, это вызвано углублением научного и практического интереса к педагогических технологий как средства повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, с другой - развитием конкретных педагогических технологий, в процессе которого раскрывались новые их универсальные сущностные данные. Подходы исследователей к определению понятия «педагогическая технология» разнообразны. Например, российский ученый Борис Лихачев (1929-1998) рассматривает педагогическую технологию как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и сочетание форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Российский педагог-новатор Игорь Волков толкует ее как описание системы действий учителя и учащихся, которые следует выполнять для оптимальной реализации учебного процесса. Педагог-исследователь П. Москаленко считает этот феномен последовательным (системно представленным) рядом указаний, действий и операций моделирования, реализации диагностики эффективности, коррекции процесса обучения или воспитания. Владимир Беспалько определяет педагогическую технологию как проект определенной педагогической системы, которая реализуется на практике, как содержательную технику реализации учебно-воспитательного процесса.

Ассоциация педагогических коммуникаций и технологий США трактует ее как комплексный, интегрированный процесс, который включает людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем, охватывающих основные аспекты усвоения знаний. В «Глоссарии терминов по технологии образования» (Париж, ЮНЕСКО) это понятие сформулировано как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, задача которого - оптимизация форм образования.

По мнению российского педагога Михаила Кларіна, педагогическая технология является системной совокупности и порядком функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей. Российский ученый Виталий Сластенин видит в ней закономерную педагогическую деятельность, которая реализует научно обоснованный проект дидактического процесса и обладает более высокой степенью эффективности, надежности, гарантированного результата, чем при использовании традиционных методик обучения. По украинской исследовательницей Ольгой Козловой, педагогическая технология является радикальным обновлением инструментальных и методологических средств педагогики и методики при условии сохранения преемственности в развитии педагогической науки и школьной практики, набором технологических процедур, которые обеспечивают профессиональную деятельность учителя, - гарантированностью конечного результата.

Общим во всех определениях является направление педагогической технологии на повышение эффективности учебного процесса, что гарантирует достижение запланированных результатов обучения.

Существует общепринятое представление о технологии как конструирования учебного процесса по определенной схеме (рис. 3), которая отражает признаки, присущие и традиционной организации учебного процесса: упорядоченность процесса обучения, цели и оценивания результатов.

3  
Рис. 3. Структура технологии обучения

Педагогическая технология функционирует как наука, которая исследует наиболее рациональные пути обучения, и как система способов, принципов и регулятивов, применяющих в обучении, и как реальный процесс обучения. Не менее распространенный взгляд на нее как на конструкцию, стратегию, алгоритм действий педагога, организацию педагогической деятельности. Но как бы ее не рассматривали, главное в педагогической технологии - разработка, детализация инструментальных аспектов педагогического процесса. Создание новой технологии, как правило, является следствием недовольства результатами обучения и воспитания, а также неэффективностью педагогической деятельности в качестве профессионального экспромта. Существенной особенностью технологии является то, что произвольным действиям она противопоставляет жесткие алгоритмические предписания, систему логически мотивированных действий, последовательный переход от элемента к элементу.

Потребность в разработке технологических конструкций возникла в связи с идеей управления педагогическим процессом. Реализация ее стала возможной на основе системного подхода, что позволяет сравнить различные педагогические умения, которые в своей совокупности гарантируют результат.

Разработке новой технологии, как правило, предшествуют новые потребности (цели) общества, научные открытия или результаты научных исследований. Например, возникновение программированного обучения предшествовали развитие кибернетики и информатики, создание электронно-вычислительной техники; возникновения и развития проблемного обучения - исследование закономерностей развития мышления, учение российского психолога Льва Выготского (1896-1934) о зоне ближайшего развития. Философские, психологические исследования по проблемам человеческой деятельности содействуют формированию деятельного подхода в обучении и обоснованию контекстного обучения, моделированию профессиональной деятельности в учебном процессе.

Процесс становления новой педагогической технологии охватывает следующие этапы: возникновение общественной потребности - фундаментальные исследования в области психологии - прикладные психолого-педагогические исследования - разработка новых технологий - отображение новых технологий в учебно-программной и учебно-методической документации.

В образовательной практике педагогическая технология может функционировать на следующих уровнях:

1. Загальнопедагогічний уровень функционирования педагогической технологии. Загальнодидактична, загальновиховна технология представляет целостный образовательный процесс в регионе, образовательном учреждении, на определенном уровне обучения или воспитания. В таком виде педагогическая технология тождественна педагогической системе, поскольку она содержит совокупность целей, содержания, средств и методов обучения (воспитания), алгоритм деятельности субъектов и объектов учебно-воспитательного процесса.

2. Предметно-методический уровень функционирования педагогической технологии. Речь идет о применении педагогической технологии как отдельной методики, то есть как совокупности методов и средств реализации определенного содержания обучения и воспитания в пределах одного предмета, группы, в деятельности педагога.

3. Локальный (модульный) уровень функционирования педагогической технологии. Сориентирована на этот уровень педагогическая технология реализуется как технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решения отдельных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств и т.д.).

В связи с этим правомерно разграничения таких понятий, как «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения (воспитания, управления)», поскольку каждое из них имеет свою иерархию целей, задач, содержания.

Объединяют образовательную, педагогическую технологию, а также технологию обучения (воспитания, управления) актуальные для определенного исторического этапа образовательные концепции, педагогические парадигмы (системы взглядов).

Образовательная технология. Она отражает общую стратегию развития образования, единого образовательного пространства. Назначение образовательных технологий заключается в решении стратегических для системы образования задач: прогнозирование развития образования, проектирования и планирования целей, результатов, основных этапов, методов, организационных форм учебно-воспитательного процесса. Такими образовательными технологиями концепции образования, образовательные законы, образовательные системы. В современной Украине такими образовательными технологиями является гуманистическая концепция образования, Закон Украины «Об образовании», система непрерывного образования (дошкольное, школьный, вузовский, поствузівський уровне) и др.

Педагогическая технология. Отображает тактику реализации образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе при наличии определенных условий. Педагогические технологии аккумулируют и выражают общие признаки и закономерности учебно-воспитательного процесса независимо от конкретного учебного предмета. Каждая конкретная педагогическая технология отражает модель учебно-воспитательного и управленческого процессов в учебном заведении, объединяет в себе их содержание, формы и средства. Она может охватывать и специализированные технологии, которые применяются в других областях науки и практики - электронные, новые информационные технологии, промышленные, полиграфические, валеологические (которые сохраняют здоровье) и т.д.

Технология обучения (воспитания, управления). Этот тип технологии моделирует путь освоения конкретного учебного материала (понятие) в пределах соответствующего учебного предмета, темы, вопросы. По многим параметрам она является приближенной к отдельной методики. Дидактическая технология охватывает содержание, формы, методы обучения. Специфические содержание, формы и методы присущи и технологии воспитания или управления. В структуре технологии обучения (воспитания, управления) выделяют подуровни:

- количество технологических этапов;

- степень технологичности;

- сложность технологичности;

- гибкость и мобильность технологии и т.д.

Выяснение этих параметров обеспечивает принятие взвешенного решения о целесообразности внедрения конкретной технологии обучения, воспитания.

Важными теоретической и практической проблемой является соотнесение дидактических систем и технологии обучения. Относительно этого в ориентации педагогического сознания наметился такие два направления:

1. Технологическое направление организации педагогического процесса. Направлен он на эффективность обучения, разработка критериев усвоения, формирование и подведение итогов оценки, представления информации и этапов ее усвоения, конкретизацию учебных целей, коррекцию обратной связи, полное усвоение знаний, умений и навыков.

2. Гуманистическое направление организации педагогического процесса. Сторонники его главной целью своей деятельности считают формирование и развитие критического, творческого мышления.

Первое направление реализуется с помощью «технологии обучения», второй - с помощью моделей обучения, прежде всего исследовательской, коммуникативно-диалоговой, дискуссионной и игровой. Модель обучения толкуется как очерчена схема или план деятельности педагога в учебном процессе. Ее стержнем является организованная учителем деятельность учащихся. Если технологически-ориентированная модель предусматривает репродуктивный характер деятельности учащихся, то поисковая - производительный, поисковый.

Средой реализации педагогической технологии является технологический процесс.

Технологический процесс - система технологических единиц, ориентированных на конкретный педагогический результат.

В теории воспитания технологическими процессами является, например, методика коллективных творческих дел, методика организации коллектива, система воспитательной работы и т.п., в теории обучения - система форм и средств изучения определенной темы учебного курса, организация практических занятий по отработке умений и навыков грамотного письма или решения задач.

На педагогический результат технологического процесса влияют уровень мастерства педагога, степень развития каждого ребенка, психологический климат в коллективе и др.

В педагогической технологии выделяют также технологические схемы и технологические карты.

Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначения логических связей между ними.

Такое изображение является необходимым условием наглядности процесса, что способствует его анализа и эффективному применению.

Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием средств, которые используются.

Профессиональное умение проектировать технологическую карту является одним из инновационных компонентов профессиональной деятельности педагога, вершиной его методической сноровки. Основывается оно на хорошо развитых рефлексивных способностей педагога, а по своей сути является интегративным, многокомпонентным.

Технологии максимально связанные с учебным процессом, деятельностью тех, кто учит, и тех, кто учится. Структуру технологии обучения образуют:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть, которая охватывает:

- постановку, максимальное уточнения, формулирование целей (общих и конкретных) относительно достижения результатов;

- содержание учебного материала;

в) процессуальная часть, в состав которой входят следующие компоненты:

- организация учебного процесса в соответствии с поставленными целями;

- методы и формы учебной деятельности учеников и деятельности преподавателей;

- управление учебным процессом (оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей);

- заключительная оценка результатов.

Педагогической технологии присущи все признаки системы: логика процесса, взаимосвязь частей, структурная и смысловая целостность, социо - и природодоцільність, интенсивность всех процессов.

Поскольку технология является важным условием воплощения концепции в практику, закономерно встает вопрос, а не подменяет ли она методику. Как известно, методика оговаривается отдельным дидактикой, которая учитывает своеобразие содержания образования и средств ее усвоения. По смыслу понятие «методика» шире понятия «технология», ведь оно включает вместе с смысловым инструментальный аспект педагогического процесса. В рамках методики могут сосуществовать различные технологии. Следовательно, методика является отдельной теорией, а технология - алгоритмом ее воплощения в практику.

Педагогу недостаточно знать методику, он должен уметь трансформировать знания и умения, то есть владеть технологией получения запланированного результата. Существенной особенностью технологии является гарантирование конечного результата и проектирование будущего учебного процесса.

В последнее время вошел в употребление термин «инновационная педагогическая технология». Одни исследователи трактуют его как целенаправленное систематическое и последовательное внедрение в практику приемов, способов педагогических действий и средств, которые охватывают целостный учебно-воспитательный процесс от определения цели до получения ожидаемых результатов, другие - как комплексный, интегрированный процесс, охватывающий субъектов, идеи, способы организации инновационной деятельности и обеспечивает результативность нововведения. За другими подходами к инновациям причисляют не просто создание новых средств, но и сущностные изменения, которые оказываются в новом способе деятельности, стиле мышления. В этом контексте считают инновационными подходы, которые превращают характер обучения по его целевой ориентации, взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в учебном процессе.

В то же время высказываются мнения относительно ограничения использования понятия «технология» в педагогике, целесообразности функционирования его только в области дидактики, поскольку определить диагностическую цель четко и качественно можно только в обучении. Ею может быть усвоение определенного объема учебного материала, способов действий при подготовке к профессиональной деятельности и т.п. Этот подход объясняется тем, что качество усвоенного конкретного материала можно легко проконтролировать и оценить. Значительно труднее четко определить диагностическую цель (например, уровень сформированности определенной психологической, особенно личностного качества) в воспитании. Поэтому создать технологию, по мнению сторонников этого подхода, невозможно, поскольку не существует системы диагностических средств. В процессе воспитания можно опираться лишь на разработаны методики и субъективные методы контроля. В связи с этим целесообразно, на их взгляд, вести речь только о «элементы технологизации воспитания», использование которых способствует эффективности воспитательного процесса.

Современная практика воспитания находится в переходной стадии - воспитатели и учителя еще не работают по целостными научными технологиями, но уже постепенно отходят от замкнутого на индивидуальности интуитивного решения воспитательных задач. Заметна тенденция к внедрение апробированных технологических находок, стремление к унификации и стандартизации требований.

Воспитательную технологию нельзя отождествлять с воспитательным методом. Качественно новые методы, которые основываются на рефлексивно-волевых механизмах, механизмах сопереживание и положительно-эмоционального оценивания, апеллируют к самосознанию, сознательного, творческого отношения человека к общественных норм и ценностей, украинский исследователь Иван Бех квалифицирует как воспитательные технологии личностной ориентации.



Назад