Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Классификация педагогических технологий


Сложность, многогранность педагогической деятельности является фактором, что открывает простор для многих педагогических технологий, динамика выработки которых постоянно растет. Широкий спектр, многовариантность педагогических технологий обуславливают необходимость их классификации. Совершеннейший среди многих считают классификацию, по которой педагогические технологии сгруппированы по различными системными и инструментально значимыми признаками. Соответственно в совокупности педагогических технологий выделены:

1. По уровню применения:

- общепедагогические (касаются общих принципов образовательных процессов);

- предметные (предназначены для совершенствования преподавания отдельных предметов);

- локальные и модульные (предусматривают частичные изменения педагогических явлений).

2. За ведущим фактором психического развития:

- биогенные (ведущая роль принадлежит биологическим факторам);

- соціогенні (преобладают социальные факторы);

- психогенные (ведущая роль принадлежит психическим факторам).

3. По философской основой:

- материалистические и идеалистические;

- диалектические и метафизические;

- научные и религиозные;

- гуманистические и антигуманные;

- антропософські (греч. anthropos - человек и sophia - мудрость) и теософские (основанные на учениях о всеобщий абсолют, божественную суть всех вещей);

- свободного воспитания и принуждения.

4. По научной концепцией усвоения опыта:

- ассоциативно-рефлекторные (в основу положена теория формирования понятий);

- біхевіористські (англ. behavio (u) rism, от behavio (u) r - поведение) (за основу взят теорию научения);

- развивающие (основываются на теории развития способностей);

- сугестивных (основанные на внушении);

- нейролингвистические (основанные на нейролингвистическом программировании);

- гештальттехнології (нем. Gestalt - целостная форма, образ, структура и технология) и др. (основанные на психотерапевтическом воздействии).

5. По отношению к ребенку:

- авторитарные (основаны на четкой чрезмерной регламентации);

- дидактоцентристські (центрированы на обучении);

- личностно-ориентированные (гуманно-личностные технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания).

6. По ориентации на личностные структуры:

- информационные (формирование знаний, умений, навыков);

- операционные (формирование способов умственных действий);

- эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и моральных отношений);

- технологии саморазвития (формирование самоуправляючих механизмов личности);

- эвристические (развитие творческих способностей);

- прикладные (формирование действенно-практической сферы) технологии.

7. По типу организации и управления познавательной деятельностью:

- структурно-логические технологии обучения (поэтапное формулировки дидактических задач, выбора способа их решения, диагностики и оценки полученных результатов);

- интеграционные технологии (дидактические системы, которые обеспечивают интеграцию різнопредметних знаний и умений, различных видов деятельности на уровне интегрированных курсов, учебных тем, учебных проблем и других форм организации обучения);

- игровые технологии (игровая форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета). В образовательном процессе используют театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры, имитационные упражнения, игровое проектирование и др.;

- компьютерные технологии (реализуются в дидактических системах компьютерного обучения на основе взаимодействия «учитель - компьютер - ученик» с помощью информационных, тренинговых, развивающих, контролирующих и других учебных программ);

- диалоговые технологии (связанные с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на субъект-субъектном уровне: «ученик - учитель», «учитель - автор», «ученик - автор» и др.);

- тренинговые технологии (система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в процессе обучения - тесты, психологические тренинги интеллектуального развития, решению управленческих задач).

Педагоги-практики разрабатывают авторские технологии, которые сочетают в разных вариантах элементы апробированных технологий. Как правило, все они ориентированы на реализацию содержания и достижения цели разноуровневого и разнопрофильного обучения.

Исходным материалом для разработки технологии есть теории, концепции. Многие педагогических технологий имеют в своей основе такие концепции усвоения социального опыта:

1) ассоциативно-рефлекторное обучения, в рамках которого разработана теория формирования понятий;

2) теория поэтапного формирования умственных действий, согласно которой умственное развитие (как и усвоения знаний, умений, навыков) происходит поэтапно, устремляясь от «материальной» (внешней) деятельности во внутренний мыслительный план;

3) сугестопедична концепция обучения, которая обосновывает комплексное использование в учебных целях вербальных и невербальных, внешних и внутренних средств суггестии (внушения), что способствует надзапам'ятовуванню;

4) теория нейролингвистического программирования (НЛП), что рассматривает процесс обучения как движение информации через нервную систему человека;

5) теории содержательного обобщения, в основу которых положены гипотезу о ведущую роль теоретического знания в формировании интеллекта ребенка.

На основе одной теории обучения могут выстраиваться разные технологии. Так, ассоциативно-рефлекторная психологическая теория породила вариантные технологии обучения, которые по-разному сочетают слово и наглядность. Теория проблемного обучения положена в основу технологий, развивающих творческие способности, познавательную активность, интерес, самостоятельность личности. В то же время построение на одной теории, концепции нескольких технологий обучения не является свидетельством их идентичности. Они всегда будут отличаться по количественным и качественным параметрам. В связи с этим важно иметь целостную систему средств описания педагогических технологий, учитывая, что каждая из них содержит концептуальный, содержательный и процессуальный аспекты.



Назад