Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Главные признаки педагогической технологии


Будучи наделенной всеми признаками системы, что типологически роднит ее со всеми социальными системами, педагогическая технология имеет специфические сущностные признаки, которые выделяют ее как самодостаточный неповторимый феномен. В таких специфических сущностных признаков относятся:

- концептуальность (предусматривает опору технологии на конкретную научную концепцию или систему представлений);

- диагностическое определение целей и результативности (заключается в гарантированном достижении целей, эффективных результатов при оптимальных затрат для достижения определенного стандарта обучения);

- экономичность (выражает качество, которое обеспечивает резерв учебного времени, оптимизацию работы педагога и достижения запланированных результатов в кратчайшие сроки);

- алгоритмізованість, проектованість, целостность, управляемость (предусматривает легкое воспроизведения конкретной технологии будь-каким педагогом в любом образовательном учреждении). Каждый этап и прием работы должен оговариваться математически точно и предусматривать возможность замены другим. Управляемость связана с возможностью четкого определения цели, планирование, проектирование педагогического процесса, поэтапной диагностики;

- коригованість (возможность постоянного оперативного обратной связи, последовательно ориентированного на четко определенные цели). В этом плане признаки коригованості, диагностического определение цели и результативности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Система контроля и оценки развития должна обеспечивать ежедневную фиксацию динамики изменения состояния навыков, знаний, т.е. каждое действие педагога должна оговариваться точной диагностикой состояния объекта;

- визуализация (характерна для отдельных технологий, предусматривает использование аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий).

Не лишены смысла попытка выделить еще такие признаки педагогической технологии:

- декомпозиция педагогического процесса на взаимосвязанные этапы (чем лучше соответствовать есть описание этапа педагогической технологии реальном состояния определенного процесса, тем выше вероятность достижения успеха при ее разработке и реализации);

- координация и поэтапность действий, направленных на достижение запланированного результата (последовательность и порядок выполнения действий должны базироваться на внутренней логике процесса);

- однозначность выполнения предусмотренных процедур и операций (необходимое условие достижения адекватных поставленной цели результатов: чем более значительные отклонения в действиях субъекта от приписанных технологии параметров, тем более реальная и серьезная опасность деформировать весь процесс и получить результат, что не соответствует ожидаемому).

Любая педагогическая технология выражает определенный концептуальный подход к образованию, поэтому для сравнения технологий необходимо соблюдать универсальной методологии ее проектирования и экспертизы, пользуясь апробированной системой критериев оценки педагогических технологий обучения. Параметры этой системы дают возможность охарактеризовать конкретную педагогическую технологию на этапах ее проектирования, функционирования, оценка результатов.

К критериев оценивания педагогической технологии на этапе проектирования относятся:

- разделение процесса на этапы, действия, операции;

- алгоритмічність (способ и последовательность получения результата, определяется исходными данными);

- технологическая последовательность реализации этапов, выполнение действий, операций;

- управления.

Критерии оценивания педагогической технологии на этапе функционирования:

- содержание обучения;

- методы обучения;

- система дидактических средств;

- организация обучения.

Критерии эффективности результатов применения педагогической технологии:

- усвоение знаний (глубина, осознанность, системность, ценностно-смысловое отношение, действенность, прочность, самостоятельность и т.п.);

- развитие ценностных ориентаций;

- самореализация учителя и ученика;

- изменение отношений в педагогическом процессе;

- специфическое мышление (діалектичність, проблемность, аналитичность и т.п.).

По результатам экспертного оценивания педагогической технологии должны быть выяснены следующие вопросы:

1) присутствует ли в педагогической системе, которая подлежит экспертизе, технологический инвариант (неизменная за каких-либо преобразований величина);

2) обеспечивает ли педагогическая система, которая претендует на статус технологии, гарантированный положительный результат, адекватный задекларированным целям;

3) есть ли педагогическая технология актуальной, то есть ли способствует решению конкретных педагогических проблем и трудностей в практике обучения и воспитания.

Итак, современная педагогическая технология должна гарантировать достижение определенного уровня обучения и воспитания, быть эффективной по результатам оптимальной относительно сроков внедрения, затрат сил и средств.

Важным также является моральный аспект технологизации образования. Речь идет о «педагогическую чистоту» (О. Пехота), моральный безопасность, валеологічну обоснованность и духовную экологичность известных и создаваемых педагогических технологий. Важно, чтобы в основу каждой из них были положены принципы гуманистического мировоззрения, предусматривающие формирование таких качеств личности, как осознание единства природы и человека, отказ от авторитарного стиля мышления и взаимодействия педагога и ученика, терпимость, склонность к компромиссу, уважительное отношение к мнению другого, других культур, моральных и духовных ценностей и т.п.



Назад