Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Жизненный путь М. Монтессори и ее развитие педагогической системы


Системные технологии совершенствуют весь педагогический процесс образовательного учреждения. Каждая из них имеет основанную на конкретном философском учении теоретическую модель, которой соответствуют средства и методы практического применения.

Ни одна системная педагогическая технология не может претендовать на утверждение во всей сфере образования и, несмотря на свою уникальность, быть изолированной от общества.

Педагогика выдающегося итальянского гуманиста Марии Монтессори (1870-1952), как справедливо утверждают, «завоевала весь мир». В мировом педагогическом опыте не было и нет такого органического сочетания различных знаний, как в разработанной ею технологии. В целом педагогическая система М. Монтессори представляет теорию свободного воспитания и сенсуалізму (направление в теории познания, который признает ощущение единственным источником знаний) в педагогике. Глубина реализованных в этой технологии теоретических положений, совершенный методический и дидактический инструментарий дают возможность использовать ее в различных педагогических условиях.

Немногим ученым и педагогам повезло по жизни получить мировое признание и уважение, увидеть, как распространяются и реализуются их идеи. М. Монтессори принадлежит к таким фигур в мировой педагогике. Принципы Монтессори-педагогики реализуют Монтессори-детские сады, Монтессори-школы. Функционируют они в странах Европы, Америки, Азии, Австралии. В начале XX в. такие учебно-воспитательные заведения действовали и в нашей стране, однако впоследствии в связи с унификацией типов образовательных учреждений, программ и методов работы с детьми, а также через резкую критику теории Монтессори за ее несоответствие коммунистической идеологии их было запрещено. В начале 90-х годов XX в. отечественную Монтессори-педагогике возрожден. В настоящее время в отдельных дошкольных заведениях Украины, как и России и Беларуси, принципы Монтессори-педагогики интегрируются с традиционными для отечественной педагогики воспитательными и образовательными программами.

Мировое признание технология Г. Монтессори получила благодаря гуманистическом подходе к воспитанию и обучению детей, вере в безграничные возможности развития ребенка, опоре на ее самостоятельность и индивидуальность. Воспитательная цель этой технологии заключается в раскрытии духовного и интеллектуального потенциала ребенка средствами ее достижения являются не внешние воздействия на личность, а специально сформированное среду, своеобразная «духовная экология».

М. Монтессори родилась в 1870 г. неподалеку от портового города Анкона, что на Адриатике, в семье военного. Родители ее были глубоко религиозными людьми, неуклонно придерживались католических правил и обычаев. В таком духе воспитывали и свою единственную дочь.

Шістнадцятилітньою она вступила в Технической школы Микеланджело Буанарроті с намерением получить профессию инженера. Однако вскоре ее интересы переориентировались на медицину, и Мария стала студенткой медицинского факультета университета. На то время это был рискованный поступок, поскольку высшее образование женщин не одобрялась. В июле 1896 года Г. Монтессори получила (первая среди женщин в Италии) диплом доктора терапии и хирургии Римского университета.

После окончания университета она создала специальную школу, а впоследствии и медико-педагогический институт для детей из бедных семей и сирот, где разработала и применила разнообразный дидактический материал, который позже вошел в историю как «Золотой материал» Монтессори.

По собственной методике М. Монтессори научила детей читать и писать так, что на вступительном экзамене в народной школы они обнаружили значительно лучшие результаты, чем дети из нормальных семей. Это вызвало настоящую педагогическую сенсацию. Успешность, как считала Монтессори, зависит от методов обучения: психическое развитие заброшенных детей поддерживали и стимулировали, а развитие детей из нормальных семей задерживали через отсутствие индивидуальных программ обучения.

Разрабатывая собственную педагогическую систему, Г. Монтессори опиралась на идеи французских психиатров и педагогов Жана-Гаспара Ітара (1775-1838) и Эдуарда Сегена (1812-1880), которые теоретически обосновали и практически доказали незаурядные возможности воспитания детей с особыми потребностями с помощью специальных упражнений. В идее Е. Сегена о целесообразности применения в процессе воспитания нормально развитых детей физиологический метод, основанный на индивидуальном исследовании ребенка, организации воспитательных приемов с учетом физиологических и психологических явлений, Г. Монтессори увидела потенциал, реализация которого могла бы реформировать школу, воспитания в целом.

Она начала работать с обычными детьми, положение которых в школах было гораздо хуже, чем ее воспитанников. Необходимость пользование новейшими научными данными побудила ее до поступления на философский факультет университета, где она изучала проблемы экспериментальной психологии, дидактике начальной школы, одновременно преподавая педагогическую антропологию. Результатом этой работы стала книга «Педагогическая антропология», в которой Монтессори поддерживает положения своего учителя, известного итальянского антрополога Джузеппе Сирджи о том, что «проводить антропологические измерения вовсе не означает устанавливать систему педагогики», а «для обнаружения умных природных методов воспитания существенно необходимо проводить точные и рациональные наблюдения над человеком как личностью, особенно в период до 7 лет, поскольку это возраст, в котором должны закладываться основы воспитания и культуры».

После многолетних научных поисков М. Монтессори задумалась над созданием системы, которая была бы строго індивідуалізованою, давала бы возможность педагогу наблюдать за ребенком и изучать ее. Посредником между педагогом и ребенком, по ее убеждению, должно быть дидактический материал, призван пробудить самодеятельность ребенка, помочь ее самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Собрав, осмыслив и интегрировав компоненты многих педагогических теорий (Г. Перейры, Ж. -Г. Ітара, Е. Сегена, Дж. Локка, Ж. -Же. Руссо, И. -Г. Песталоцци, Ф. Фребеля и др.), М. Монтессори разработала целостную систему, в которой отсутствие, на первый взгляд, теоретической новизны и оригинальности, за многих неоспоримых преимуществ, является ее главной практической силой.

В 1907 p. M. Монтессори представилась возможность применить на практике свою теорию и результаты первых наблюдений и опытов. Генеральный директор Римской домостроительной ассоциации, талантливый инженер Эдуардо Таламо, решившись на социальный эксперимент, предложил ей открыть в реконструированных Ассоциацией домах новый тип дошкольного учреждения - дневной приют, школу для малышей. Создан «Дом ребенка» М. Монтессори использовала как своеобразный экспериментальная площадка. Специальное среду в нем стимулировало естественное развитие детей. Учились они с 9 до 16 час. а их занятия совмещали свободные игры с молитвами, разнообразную познавательную деятельность - с пением. Все в школе было сориентировано на то, чтобы приучить ребенка к самостоятельности, способствовать ее разностороннем совершенствованию, помочь ей организовать свою деятельность, реализовать свою природу. Не признавая класноурочної системы, М. Монтессори изменила интерьер помещений, в которых учились дети. Переставлять согласно своим потребностям легкие переносные столики, маленькие стульчики и кресла могла даже трехлетний ребенок. Разновозрастные Монтессори-группы объединяли воспитанников от двух с половиной до шести лет. Каждый из них учился работать в одиночку или вместе с другими. Этот выбор ребенок делала сама, придерживаясь основных правил группы и побуждая к этому других. Новичкам помогали старшие, более опытные. Получив впоследствии учебные навыки, они уже помогали тем, кто в этом нуждался. Так малыши учились вести себя в обществе разных людей, то есть приобретали навыки социального поведения.

При таких условиях у детей быстро появлялся произвольный, внутренний интерес к занятиям, что и было целью их воспитания. Этот опыт М. Монтессори изложила в книге «Метод научной педагогики, применяемый к детского воспитания в Домах ребенка» (1909). Через несколько лет стало понятно, что ее социально-педагогический эксперимент завершился большим заслуженным успехом.

Популярность новой педагогической системы распространилась за пределы Италии. Чтобы ознакомиться с ней, до Рима прибывали воспитатели, учителя из Испании, Голландии, Англии, Швеции.

Педагогические идеи Г. Монтессори стремительно получали сторонников в разных странах. Многих из них в 20-40-е годы она посещала лично, организуя там с феноменальным успехом лекции и демонстрационные занятия. Повсюду создавались детские учреждения, которые работали по системе Монтессори. Ее педагогика не знала государственных, национальных и религиозных границ. Среди друзей М. Монтессори были австрийский психиатр, психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939), американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1932), швейцарский философ, психолог Жан Пиаже (1896-1980), американский изобретатель в области техники Томас Эдисон (1847-1931) и др.

Немало сторонников получила педагогическая система М. Монтессори и среди отечественных специалистов, которые начали общественное дошкольное воспитание в Украине. Самыми активными и самыми последовательными среди них были О. Дорошенкова, Н. Лубенец, С. Русова. Идеи Монтессори пропагандировал журнал «Дошкольное воспитание», который выходил в свет в Киеве. В 1915 г. увидела свет книга инициатора создания и руководителя киевского Общества народных детских домов Натальи Лубенец (1877-1943) «Фребель и Монтессори», которая отмечала, что «труда Монтессори составляют эру в истории дошкольного воспитания и доказывают, что это - самое важное и найшляхетніше задача, которая требует интеллигентности и большой души». Автор первой концепции национального детского сада в Украине София Русова (1856-1940) почти в каждом разделе книги «Дошкольное воспитание» (1918) апеллировала к авторитету Монтессори. Высоко оценивала она «уроки номенклатуры», которые «готовят ребенка к абстрактного мышления», «новый детский сад», как и главные принципы ее педагогической системы. Разделяла Русова взгляды Г. Монтессори на педагога как на внимательного наблюдателя и вдумчивого исследователя детской души.

В течение 20-30-х годов XX в. многие учебно-воспитательных учреждений Украины широко применяли элементы технологии М. Монтессори.

Противник насилия и тоталитаризма, глубоко религиозный человек, Г. Монтессори после установления фашистской диктатуры Бенито Муссолини (1883-1945) была вынуждена уехать из Италии. Находясь в Индии во время Второй мировой войны, она изучала восточную мудрость, основала индийский Монтессори-движение, который быстро приобрел там большой популярности. Он до сих пор имеет много сторонников. Вернувшись после войны в Европу, она читала лекции на начатых в Италии в 1913 г. международных учебных курсах. Со временем их было организовано в Испании, Бельгии, Голландии, Англии, на Цейлоне.

В одной из последних работ «Всотуючий разум» (1949 Г.) Монтессори основала направление, что сосредоточился на проблемах развития детей в течение первых трех лет жизни, поскольку именно в этом возрасте она видела огромные потенциальные возможности формирования личности человека.

Труда М. Монтессори были переведены почти на все языки мира. Самые известные из них: «Метод научной педагогики» (1909), «Педагогическая антропология» (1913), «Самовоспитание и самообучения в начальной школе» (1922), «Воспитание для нового мира» (1946), «Развитие потенциальных возможностей человека» (1948), «Формирование человека» (1950). Выдвижение кандидатуры Г. Монтессори для присуждения Нобелевской премии в 1949, 1950 и 1951 гг. свидетельствовало о всемирное признание ее репертуара.

Жизнь М. Монтессори оборвалась в 1952 г. в Голландии, однако ее идеи популярны и сегодня. В мире существуют десятки тысяч школ Монтессори (детских садов, начальных школ, гимназий, лицеев), в некоторых университетах и институтах есть отделения, которые готовят Монтессори-учителей. В США, Голландии налажен выпуск дидактического материала Монтессори. С 1929 г. действует Международная ассоциация Монтессори (Association Montessori International - AMI), президентом которой в 1952 г. была М. Монтессори. В 1993 г. была создана Межгосударственная альтернативную Монтессори-ассоциации (МАМА), объединившая ученых, педагогов-практиков Украины, России, Беларуси, Казахстана, которые изучают и применяют ее технологию.

Все это подтверждает слова русского последовательницы педагогики М. Монтессори Юлии Фаусек (1863-1943), которая в 1924 г. писала: «Наступит время, когда школы Монтессори покроют сетью всю Европу... Нет более интернационального метода воспитания детей, чем метод Монтессори. Найрізніші дети самых разных стран в проявлениях своего интеллектуального развития являются детьми одной нации - детьми мыслящего человечества».



Назад