Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Концептуальные основы педагогической технологии «Дом свободного ребенка»


Система М. Монтессори охватывает концепцию и технологию воспитания и обучения детей в возрасте от 2,5 до 12 лет. Наибольший интерес вызывают ее положения, касающиеся обучения, воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ведущая идея учения М. Монтессори заключается в необходимости создания педагогом предметно-пространственной среды, в которой ребенок мог бы наиболее полно раскрыть свой внутренний потенциал в процессе свободной самостоятельной деятельности. Это среда должна обеспечить развитие каждого ребенка за ее индивидуальным темпом. Задача педагога заключается прежде всего в предоставлении ребенку средств для саморазвития и раскрытии правил их использования. Такими средствами являются автодидактические (самообучающие) Монтессори-материалы, с которыми ребенок работает, сначала подражая педагога, действуя по образцу, а затем - самостоятельно выполняя различные упражнения. На этом основании в педагогической системе Монтессори можно выделить следующие ключевые моменты:

1) окружающая подготовленная среда и упражнения для развития моторики, сенсорики (лат. sensus - чувство) и интеллекта;

2) педагог, который создает, готовит розвивальне среду.

Философия воспитания М. Монтессори основана на собственных наблюдениях за детьми, гуманистических традициях Же. -Же. Руссо, И. -Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, которые признавали особую значимость врожденного потенциала ребенка, его способности развиваться в атмосфере свободы и любви. Своеобразие педагогической философии М. Монтессори заключается в том, что детство, на ее взгляд, является не просто периодом жизни, а другим полюсом природы человека и что взрослый зависит от ребенка настолько, насколько ребенок зависит от него.

М. Монтессори верила в безграничные возможности ребенка, которая «вступает в мир, чтобы восстановить человечество», считала, что ребенок обладает уникальной способностью к самобудівництва. Анализируя этот феномен, она пришла к выводу, что еще до рождения ребенок имеет в себе духовный зародыш - модель собственного психического развития, который, будучи ее врожденной психической сущности, проявляет себя лишь в процессе развития.

Не менее важную роль играет в ее развития всотуючий разум - способность ребенка учиться, стремление к обучению, реализация которых обеспечивается благоприятной окружающей средой. Ребенок способен воспринять и усвоить любые объекты среды (как предметного, так и социальной), например пространственные и временные связи, социокультурные особенности, отношения между людьми. Функционирование этой способности ограничен во времени, но этого времени достаточно, чтобы ребенок получил необходимый объем знаний об окружающем мире. Все это происходит с ней на подсознательном уровне, с участием всотуючого ума, присущего только детям дошкольного возраста. Поэтому взрослые должны создать для ребенка такая среда, в которой она могла бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получить различные сенсорные (чувствительные) впечатление, «впитать» правильный язык, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, рациональной деятельности с предметами, образцы положительного социального поведения. В процессе развития ум ребенка постепенно трансформируется в ум взрослого. Становясь сознательным существом («человеком разумным»), ребенок теряет уникальную способность мыслить естественно и без усилий абсорбировать (поглощать) знания о внешнем мире. Безсвідоме восприятия ребенка дошкольного возраста и сознательную интеллектуальную деятельность взрослого М. Монтессори иллюстрирует различиями между усвоением ребенком родного языка и изучением иностранного языка взрослым.

Учитывая эту способность ребенка Г. Монтессори выделяет временные фазы (сенситивные периоды) ее особой восприимчивости к конкретным аспектам окружающей среды. Соответствие каждого такого периода атрибутам среды обеспечивает необходимую эффективность воспитания и обучения. Зная эти периоды, взрослые должны предусматривать их наступления, в соответствии готовя окружающую среду, средства обучения, которых ребенок объективно нуждается в конкретный момент. Важно также анализировать симптомы каждого периода для оценки актуального развития ребенка.

Сенситивные периоды универсальные, то есть возникают в процессе развития всех детей, независимо от расы, национальности, социального происхождения, геополитических и культурных различий. В то же время они являются индивидуальными, поскольку время их наступления, продолжительность и динамика могут быть различными в конкретных детей, хотя существуют приблизительные среднестатистические рамки каждого из них:

- сенситивный период развития вещания (0-6 лет);

- сенситивный период восприятия порядка (0-3);

- сенситивный период сенсорного развития (0-5, 5);

- сенситивный период восприятия маленьких предметов (1,5-2,5);

- сенситивный период развития движений и действий (1-4);

- сенситивный период развития социальных навыков (2,5-6).

Их внутренней структуре присущи медленное начало, этап максимальной интенсивности и постепенный спад соответствующей восприимчивости.

Философские взгляды Г. Монтессори базируются на космической теории, согласно которой все в мире (растения, животные, человек) существует и действует в соответствии с космического плана развития Вселенной. Смысл жизни, по ее утверждению, заключается не в том, чтобы «достичь совершенства на бесконечном пути прогресса», а в том, чтобы «повлиять на окружающую среду и достичь в нем определенной цели».

Человек выполняет в природе преобразовательную функцию, оставляя на земле след своего существования. Человеческий разум стал почти всемогущим способом проникновения в самые сокровенные глубины жизни. Однако вплоть до XX в. человек не осознавал своего назначения и реализовывала свое космическое задание, как и животные, бессознательно. Созданная ею «надприрода» может легко выйти из-под контроля и привести к ужасные экологические катастрофы. Человечество должно осмыслить свое космическое задание, осознать свое единство перед опасностями социальных неурядиц, войн и выработать «вселенское сознание», построив единое гармоничное общество. По мнению М. Монтессори, добиться этого можно через воспитание. Стратегия нового воспитания должна основываться на законах, которые обусловливают становление и развитие человека, и реализовать все ее потенциальные энергии. На изучении жизни человека должно сосредоточиться и наука. В этом контексте особая роль принадлежит психологии, призванной на основе познания психических процессов помогать человеку в его бытии.

Педагогика М. Монтессори не противопоставляет личности педагога и ребенка, считая их равноценными в воспитании. Такой подход объединяет ее с гуманистическими традициями украинской этнопедагогики и современными концепциями обучения и воспитания. Важно, чтобы педагог был личностью, которая постоянно развивается, владеет умениями самоисследование и видение ребенка в развитии. В процессе подготовки педагога необходимо воспитать в нем интерес к человеку и умение видеть в каждом ребенке неповторимую и уникальную личность, наблюдать процесс развития ребенка, научить создавать розвивальне среду и поддерживать связь между ним и ребенком, быть привлекательным внешне, интересным для воспитанников, «жизненно важной частью мира ребенка». Педагог должен уметь привлечь к сотрудничеству родителей, поскольку ребенок является членом семьи, а не изолированной личностью. Все это необходимо ему для того, чтобы действенно помогать ребенку в саморазвитии. Способность «вникать в секрет детства», знать, любить ребенка и уметь служить ей «в соответствии с законами высшей справедливости», по убеждению Г. Монтессори, является главной миссией педагога.



Назад