Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Особенности содержания педагогической технологии «Дом свободного ребенка»


Центральное место в педагогической технологии М. Монтессори принадлежит дидактичному материала, который является важным средством становления физических и психических функций ребенка, развития его творчества, внимания, воли, обучения письму и элементарной математики. Главная его ценность М. Монтессори видела в содействии благоустройству предыдущего опыта ребенка. Материал не только знакомит ребенка с предметами и их признаками (качествами), но и дает ей возможность самостоятельно работать, мыслить, ошибаться и исправлять ошибки, сосредоточивать внимание на сделанном, сравнивать. Его привлекательность развивает интерес к вещам и действий с ними, стремление к самостоятельной деятельности. Помощь педагога при этом незначительная, а руководство деятельностью ребенка является опосредованным.

Дидактический материал М. Монтессори не считают учебным оборудованием в общепринятом понимании, поскольку его главная цель заключается не в обучении детей навыков и передаче им знаний через правильное использование, а в том, чтобы помочь самобудівництву, духовному развитию ребенка. Дидактический материал является внешним стимулом, что привлекает внимание детей, инициирует процесс их сосредоточения. Предложив материалы, которые привлекали бы детскую внимание, педагог сможет предоставить ребенку свободу, необходимую для ее развития.

Монтессори-материалы основаны на концепции активной личности, которая рассуждает и общается, развивается в процессе свободной деятельности. Все они разработаны экспериментально. Лишь после продолжительной и тщательной проверки, отбрасывая все, что не фиксировало интереса и внимания и не стимулировало самостоятельных повторных упражнений детей, М. Монтессори признавала их пригодность. Материал должен удовлетворять реальные потребности ребенка, учитывать ее способности, быть доступным ей в нужный момент развития. Поэтому для каждого материала М. Монтессори предложила возрастные уровне. Оптимальное время для ребенка педагог должен определять путем наблюдения и экспериментирования.

Дети, способные к самовоспитанию, очень чувствительны к своих внутренних потребностей. В связи с этим важно, чтобы подобранные средства соответствовали их определенным потребностям, а также вызвали «произвольный развитие внутренней энергии ребенка». В каждом сенситивному периоде доминирует определенная потребность, которая стимулирует активность ребенка относительно ее удовлетворения. Педагог должен находить предметы для изучения ребенком в разные возрастные периоды развития, предусматривать в соответствии с сенситивных периодов программы обучения.

Работа с Монтессори-материалами дает детям возможность самостоятельно определять ошибки, устранять их, восстанавливая нарушен порядок. Эти материалы имеют различную степень сложности. Ребенок занимается с каждым из них столько, сколько ей интересно, а затем приступает к более сложному. Важно, чтобы она имела возможность свободно управляться с материалом, что является существенным условием формирования ее личностной независимости. Не стоит опасаться, что, работая длительное время с одним материалом, ребенок отстанет в другом. Приступая с должным сформированными навыками до другого материала, она быстрее достигнет успеха.

Кроме вертикального структурирования (по сложности), Монтессори-материалы логически упорядоченные и горизонтально, что предусматривает параллельные упражнения, в которых ребенок надолго сохраняет интерес. Изменение форм деятельности дает возможность рассмотреть одно и то же учебное задание под другим углом, глубже осознать проблему, открыть новые ее грани.

Самодеятельность, свободный выбор материала, совершенствование методов работы способствуют развитию организационных возможностей ребенка. Ведь она учится самостоятельно планировать, распределять, согласовывать, выполнять договоренности, работать вместе с другими, то есть вести себя дифференцированно (по-разному, неодинаково), эффективно и целенаправленно.

Дидактический материал Монтессори косвенно готовит ребенка к будущему учение. Он не учит письма - письмом, чтение - чтение, рисование - рисованием, а предоставляет ребенку возможность самостоятельно «составить из элементов» эти сложные действия, причем каждый - в свое время, в соответствии с сенситивного периода. Например, опосредованное подготовка ребенка к письму предусматривает овладение «элементами», воплощенными в конкретных Монтессори-материалах, которые не имеют прямой цели готовить ребенка к письму. Однако в совокупности они обеспечивают необходимый уровень интеллектуальной и моторной готовности к письму. Этому способствует работа с блоками цилиндров (координация движений трех пальцев руки, участвующих в писании), работа с металлическими вкладышами (обводка карандашом, штриховки контуров), звуковые игры, работа с буквами из песчаного бумаги, что развивает мышечную память на образцы букв, и т.д. В процессе косвенной подготовки ребенок переживает успех, развивает уверенность в себе, инициативность. Имея возможность самостоятельно «составить из элементов» новое умение, ребенок переживает несравненное радостное чувство, что сопровождает ее успехи в познании мира. Так происходят ее шаги с познанного в непознанное, из сделанного - в еще не сделано.

Использование Монтессори-материалов должно быть подчинено следующим основным правилам:

1) дети должны относиться к материалам с уважением;

2) использовать материалы опрятно и только поняв как;

3) для выполнения определенной упражнения ребенок должен принять все необходимые материалы, а закончив упражнение, вернуть их на место в первоначальном виде;

4) ребенок имеет право пользоваться материалом самостоятельно, без участия других детей и педагога.

Важная роль при этом принадлежит презентации (основном урока) - демонстрации ребенку правильного использования нового материала. Ее цель заключается не только в ознакомлении с основными качествами и применением материала, но и в создании для педагога возможностей больше узнать о ребенке и ее внутреннее развитие. В этом смысле урок соотносится с экспериментом. Оптимальный выбор момента для такого урока зависит от внимательности и опыта педагога. Основной урок должен выстраиваться на основе индивидуального подхода, поскольку дети в один и тот же момент не могут иметь одинаковый уровень развития.

Основной урок рассматривают как «определенное впечатление от контакта с внешним миром». Чтобы этот контакт был четким и понятным, педагог должен досконально изучить все Монтессори-материалы и заранее выбрать наиболее эффективный способ презентации новой упражнения.

Необходимость проведения презентации педагог определяет на основании овладение ребенком материалом, над которым она работает. Для проведения урока он создает соответствующую атмосферу и устанавливает личный контакт с ребенком.

Главными требованиями к уроку простота («ничего, кроме безусловной истины»), лаконичность («считай свои слова»), объективность («бросить луч света и пойти своей дорогой»). Длиться он имеет от 0,5 до 2-3 мин.

На коврике или на столе располагают лишь материал для урока, чтобы «ограничить поле сознания ребенка предметом урока». Сначала педагог показывает последовательность действий во время работы с материалом, затем предлагает ребенку попробовать использовать материал так, как было показано. Если она поняла презентацию, то переходит к самостоятельной работы, а педагог наблюдает.

Обеспечение свободы ребенка возможно при соблюдении следующих условий:

1) не заставлять ребенка выполнять показанную упражнение;

2) не осуждать ребенка, если она после презентации работает с материалом неправильно.

Основным на таком уроке является метод наблюдения, который предусматривает свободу и самостоятельность питомца. Благодаря этому реализуется один из важнейших принципов педагогики Монтессори: «помоги мне сделать это самому». Он означает, что взрослый учит ребенка, а помогает ей осваивать окружающий мир. Если поведение ребенка убедит педагога, что момент для презентации выбран неправильно, необходимо отложить материал и дождаться более благоприятного времени.

Со знание того, как правильно использовать материал, только начинается его полезность для ребенка. Настоящее ее рост, что проявляется в развитии психической природы, происходит в процессе повторного его использования. Но для этого ребенок должен понять идею упражнения, и эта идея должна соответствовать ее внутренней потребности.

После повторения упражнения ребенок создает новые способы использования материала, комбинируя несколько взаимосвязанных упражнений или сравнивая материал с соответствующими объектами в окружающей среде. Этот взрыв творческой активности становится возможным благодаря сочетанию внутреннего развития ребенка с творческими возможностями, скрытыми в замысле материалов. Поскольку ребенок не знает, что ее открытия в отношении материалов были уже сделаны другими, они по-особому принадлежат ей, вызывают волнующие ощущения.

Удостоверившись, что ребенок усвоил идею, педагог представляет тот же материал, но как выражение новой идеи. Это реализуется в форме индивидуальных уроков - уроков номенклатуры, на которых закрепляют навыки работы и знакомят с новыми понятиями. Такой урок имеет три степени:

1. Ассоциация сенсорного восприятия предмета с его названием. Суть этапа заключается в установлении педагогом связи между предметом или признаком и его названием. Монтессори-учитель называет ребенку предметы, свойства или количества: «Это...» Новые сроки желательно повторить несколько раз, привлекая при этом слуховое, зрительное, тактильное (связано с ощущением прикосновения), стереогностичне (касается познания объемных фигур и их пространственных отношений) восприятия ребенка, ее баричне (связано с атмосферным давлением) ощущение, мускульную память. Например, при запоминании названий геометрических тел педагог показывает, как ощупывают их со всех сторон двумя руками, дает их по очереди ребенку, чтобы и повторила действия, и называет их: «Это пуля. Это куб. Это конус». Знакомясь с названиями цветов, он говорит и указывает на соответствующую табличку: «Это зеленый. Это белый. Это фиолетовый».

2. Распознавание предмета или признаки, что соответствует названию. На этом этапе ребенку дают задание типа: «Дай мне... Покажи мне...» Выполняя их, она не просто пассивно наблюдает предметы, но и активно действует с ними. Таких заданий должно быть достаточно, чтобы ребенок лучше запомнил новые понятия. Они должны быть разноплановыми, что поддерживает интерес к ним, стимулирует двигательную активность. Например, работая с геометрическими телами, можно предложить не только подать ли показать их, ай попросить ребенка: «Положи, пожалуйста, пулю в корзину. Поставь конус на куб. Залежи шар на ладонь левой руки».

Первый и второй степени способствуют обогащению пассивного словаря ребенка.

3. Запоминание слова, что соответствует предмету или признаку. На этом этапе новые сроки переходят из пассивного словаря в активный. Для содействия этому педагог указывает на предмет и ставит вопрос относительно его названия, любой свойства или представленной им количестве: «Что это? Какой это? Сколько это?»

Педагогика М. Монтессори имеет глубоко продуманную и хорошо отработанную технологию. Помощь саморазвития ребенка дошкольного возраста осуществляется через дифференцированную систему материалов, относящихся к таким учебных разделов: материалы для упражнений в повседневной жизни и выработки навыков социального поведения; материалы для упражнений на развитие сенсорики; материалы для упражнений на развитие речи, навыков письма, чтения, математических представлений; материалы для упражнений из раздела «Космическое воспитание». Такое разнообразие материалов порождает необходимость установления четкой последовательности их презентации.

Материалы для упражнений в повседневной жизни и выработки навыков социального поведения. Из таких упражнений должна начинаться презентация использование нового материала, поскольку они имеют простые и четкие цели. Ребенок уже видела, как выполняли эти действия взрослые дома, и ей хочется их повторить. Ее наследования имеет интеллектуальный характер, поскольку оно основано на предыдущих наблюдениях и знаниях. Упражнения должны касаться ближайшего окружения ребенка, ее культуры, поэтому невозможно составить устойчивый перечень необходимых для них материалов. Хотя упражнения ориентированы на формирование различных навыков и умений (помыть стол, помочь зашнуровать ботинок товарищу, поставить в вазу цветы и т.д.), это не является самоцелью. Благодаря им в повседневной жизни ребенок становится независимой от взрослых, самостоятельной, а это усиливает чувство собственного достоинства, самоценности; у нее формируется умение соотносить свои действия и владеть собой; развивается чувство ответственности, организованность; усваиваются и совершенствуются модели социального поведения; реализуется потребность в двигательной активности; формируется внутренний духовный склад. Выполнение этих упражнений готовит ребенка к более сложных задач, стимулирует ее эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие.

Упражнения в повседневной жизни разделяют на следующие виды:

- подготовительные упражнения (элементарные манипуляции) на контроль и координацию движений. Они охватывают подготовку рабочего места, а также упражнения, выполняя которые дети учатся переносить с одного места на другое стульчики, разворачивать и сворачивать коврики, переставлять и переносить различные предметы, материал для работы, ничего не задевая и обходя других детей, пересыпать сыпучие вещества, переливать воду;

- забота о себе (мытье рук, чистка обуви, застегивание и расстегивание пуговиц, змеек, кнопки и другие виды ухода за собой);

- уход за окружающей средой (вытирания пыли, чистка ковра, мытье посуды, уход за растениями и животными, работа в саду и на огороде, стирка и глажка белья);

- упражнения в социальном поведении (уроки вежливости). Усвоение детьми норм социального поведения, форм вежливости происходит в процессе специально организованных групповых упражнений и естественным путем - при условии, что взрослые, которые окружают ребенка, внимательны друг к другу и детей, хорошо воспитанные: умеют здороваться, выражать уважение, вежливо прерывать при необходимости разговор других, попросить об услуге, предоставлять ее и т.д.;

- особые упражнения для развития координации движений (хождение по линии и упражнения в тишине).

Упражнения в повседневной жизни, по мнению М. Монтессори, является координированной активностью почти такого порядка, как бегания, прыгая; они дают цель этим простым движениям. Условия подготовленного среды настраивают на активность, в результате чего ребенок постоянно без усталости совершенствует свои движения, приобретает грации и ловкости. Такие упражнения учитывают природные импульсы особых периодов детства. Они направлены на адаптацию ребенка к окружающей среде, что вместе с эффективным функционированием в нем является самой главной сутью правильного воспитания. Цель обучения достигается не тогда, когда ребенок слушает объяснения, а когда она приобретает собственного опыта в определенной среде. Поэтому задача педагога заключается не в объяснении материала, который изучается, а в формировании у ребенка мотивов культурной деятельности в специально подготовленной среде.

Совокупно упражнения в повседневной жизни создают широкие возможности для овладения детьми различными видами повседневной деятельности.

Выполнение действий каждого упражнения должно происходить в определенном порядке, иначе трудно будет достичь желаемого результата. Например, если попробовать сначала «намылить» белье сухим мылом, а затем принести воды и пропитать ее, то она не станет чище.

Для эффективного обучения ребенка таких «сложных» видов деятельности М. Монтессори предлагает осуществить аксиологический анализ - сначала проанализировать их и расчленить на «попроще», а затем продемонстрировать «сложную» действие как последовательность элементарных шагов.

Аксиологический (греч. axios - ценный и logos - слово, учение) анализ - членение общего процесса на отдельные самоценны действия (шаги).

М. Монтессори отмечала, что каждая сложная действие имеет последовательные, но очень отличные друг от друга этапа. Анализ движений заключается в том, чтобы попытаться распознать эти последовательные шаги, а затем точно и изолированно выполнить их, то есть каждое движение (шаг) должен быть самостоятельным и состоявшимся. Вместе они образуют непрерывную процессуальную линию.

Все это означает, что во время презентации педагог демонстрирует ребенку алгоритм конкретного упражнения, который она должна усвоить на подсознательном уровне. Нередко эта «сложная» деятельность, которая требует выполнения многих действий, предусматривает тренировки отдельных умений (переливание воды сначала самостоятельной упражнением, а позже - составным элементом мытья посуды, овощей и фруктов и т.д.). Если ребенок освоил, например, способ мытья рук в тазике с водой, она должна уметь убрать за собой: помыть тазик, тщательно вытереть стол и другие предметы, заменить полотенце и тряпку. Благодаря этому более простые и короткие алгоритмы или их отдельные звенья (последовательности действий) становятся частями более сложных алгоритмов.

Занимаясь с детьми упражнениями в повседневной жизни, педагог может использовать такие формы организации детской деятельности:

1) групповые уроки (занятия со всей группой или группой). Инициатором детской активности является взрослый, который формулирует задачи и предлагает способы его разрешения;

2) индивидуальные уроки (совместная деятельность ребенка и взрослого). Педагог включается в деятельность ребенка, если она попросит его об этом или если ребенок колеблется в выборе работы;

3) свободная и самостоятельная деятельность детей в специально организованной среде. В этом случае воспитатель предоставляет детям право выбора деятельности, занимая позицию наблюдателя. Эту форму организации детской деятельности М. Монтессори считала самой продуктивной. Позиция наблюдателя состоит в том, что педагог не организует деятельность детей в традиционном понимании, а прогнозирует ее. Убедившись, что дети нечто заинтересовались, усложняет задачу, подбирая необходимый материал.

Занятия практической повседневной деятельностью косвенно готовят ребенка к работе с сенсорными и математическими материалами, а также с материалами для развития речи, обучение письму и чтению.

Материалы для упражнений на развитие сенсорики (сенсорные материалы). Их целью является воспитание и совершенствование чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, тактильного, барического и термического ощущений. Чувственное восприятие М. Монтессори считала основой умственной и нравственной жизни. Разработанные ею сенсорные материалы уникальные по развитию всех сфер ощущений. Они учат слушать тишину и звуки, различать цвета, форму, вес предметов, качества материалов и т.д. Дифференцированное совершенствование умения осознанно воспринимать такие ощущения способствует выработке у ребенка умение сконцентровуватися на каком то одном из них, то есть управлять своими эмоциями и познавать мир во всем разнообразии.

Предложенная М. Монтессори технология саморазвития предусматривает тщательное изучение физического и психического развития ребенка. В основу такого изучения, а соответственно и воспитания детей, положено так называемую сенсорную культуру - культуру восприятия внешнего мира. Такое воспитание имеет две цели: биологическое, которая помогает облегчить естественное развитие личности, и социальную, что дает возможность подготовить личность к полноценной жизни в окружающей среде.

Пользоваться сенсорными материалами ребенок начинает в трехлетнем возрасте. Сперва ей предлагают деревянные блоки с вкладными цилиндрами, размеры которых изменяются в определенной последовательности. Ребенок может манипулировать цилиндрами, вынимая их из отверстий с помощью небольшой кнопки сверху. Такие кнопки имеют деревянные плоские фигуры из ботанического и геометрического комодов (ящичков и шкафчиков с материалами для изучения растений и геометрических фигур), разнообразные географические пуцле-карты (англ. puzzle - игра на выдержку) - карты, поделенные на части по разным признакам: координатами стран, материков и т.д., работа с которыми развивает мелкую моторику (тонкие движения) руки. Среди сенсорных материалов является Розовая башня (способствует усвоению понятий «большой», «маленький», развития глазомера), Коричневая лестница (формирует представление о понятии «толстый», «тонкий», развивает глазомер), Красные штанги (для усвоения понятий «длинный», «короткий», развития глазомера), таблички с песчаного бумаги (способствуют развитию тактильного ощущения, развития мелкой моторики, подготовке к письму), слуховые и вкусовые коробочки (соответственно для развития слуховых и вкусовых ощущений), геометрические тела (для ознакомления ребенка с научными названиями и признаками объемных тел) и др.

Материалы для упражнений на развитие речи, навыков письма, чтения, математических представлений. Естественным продолжением процесса воспитания органов чувств являются академические материалы, используемые для начального обучения речи, письму и чтению, математике. В создании их учтены знания и конструкции, которые ребенок получил во время предыдущих действий на конкретном сенсорном уровне. Главная цель этих материалов заключается не в накоплении количества знаний, а в реализации потребности учиться и развивать свои силы. Их использование дает ребенку возможность подготовиться к восприятию более абстрактных знаний.

По мнению М. Монтессори, язык является одновременно следствием и основой социальной жизни людей, средством «совместного мышления». Детский ум имеет уникальное свойство впитывать - неустанно воспринимать и фиксировать в мозгу окружающую действительность, в том числе и язык. Обогащение словарного запаса требует систематизации полученной ребенком информации. Классификации понятий способствуют специальные наборы, содержащие карты с изображением единичных предметов или живых существ и карту для обобщения понятий. Обобщающие понятия условно делятся на три большие группы: растения, животные, человек. Наборы карт изготавливают соответственно для понятий каждой группы с зеленым, красным и желтым кантом, что облегчает работу как ребенку, так и педагогу.

Сенсорные материалы косвенно готовят ребенка к восприятию математических знаний. Детский ум одновременно впитывает многообразный сенсорный и моторный опыт, естественно развивая при этом математические способности. Математические Монтессори-материалы составлены так, чтобы зримо представал связь арифметики и геометрии. Например, «Золотой материал» из бусин помогает ребенку не только сформировать понятие о числа и операции с ними, но и представить одну бусину как точку, десяток - как прямую, сотню - как квадрат десяти, тысячу - как куб десяти. М. Монтессори рассматривала математическое образование как единое целое, стремясь сделать ребенка способной с помощью математического мышления постичь мир природы, культуру.

Материалы для упражнений из раздела «Космическое воспитание». Задача этих материалов заключается в ознакомлении ребенка с окружающим миром, культурой человечества. Космическое воспитание является метапредметом Монтессори-школы, на котором ребенок постигает первые знания по физике, химии, биологии, истории, географии, астрономии и др. В специально созданном среде дети учатся быть наблюдательными, восхищаться даже незначительной частичкой мира, понимать гармонию природы, беречь ее, работать с книгами, энциклопедиями, выражать свои мысли и чувства с помощью письма, речи, жестов, живописи, скульптуры.

Целью космического воспитания является формирование у детей целостного восприятия картины мира, осознание ответственности за преобразование, которое осуществляет человечество на земле и в космосе. М. Монтессори понимала необходимость сохранять и поддерживать детское восприятие мира как единого целого, доказывая, что уже в дошкольном возрасте ребенок должен получить разнообразные знания об окружающем мире: «В воспитании мы должны касаться не столько науки, сколько интереса к Человечества и его культуры... Именно культура - всеобщий акцент, способный объединить разум всех людей в одну гармонию, к которой мы стремимся космическое воспитание».

В образовательных учреждениях, которые используют технологию М. Монтессори, есть специальная зона - «Космическое воспитание», в которой сосредоточено разнообразный развивающий материал: глобусы, географические карты, астрономические календари, по которым дети устанавливают время года, месяц, день недели, число, день своего рождения, визуально определяют отрезок прожитого года. Кроме календарей, там есть объемный и плоскостной макеты Солнечной системы, карты звездного неба. Макеты помогают детям узнать, что планеты отличаются размером и что каждая из них расположена на определенном расстоянии от Солнца. Ребенок Монтессори-школы легко размещает планеты Солнечной системы на соответствующие орбиты, обозначая их карточками с надписями. Поработав с объемным макетом, на котором каждая планета имеет форму шара, дети начинают работу с плоскостными изображениями планет. Сформированы на объемном макете представление они легко переносят на плоскостной макет Солнечной системы, а затем переходят к работе со звездными картами, самостоятельно составляя карту звездного неба. После ознакомления с глобусом дети работают с плоскостными изображениями материков на деревянных и бумажных картах.

В Монтессори-школах дети изготавливают хронологическую ленту, на которой разрисовывают разными цветами 12 частей, каждая из которых отвечает важному периоду жизни на Земле. Предварительно скопированные иллюстрации из книг, журналов они раскрашивают, вырезают и наклеивают на соответствующее место на ленте. В этом процессе дети наглядно и хронологически прослеживают сложный и непрерывный процесс возникновения и развития жизни на Земле.

Много материалов в развивальном Монтессори-среде заведений дают возможность детям свободно работать с ними без помощи взрослых. Находясь в особом месте - лаборатории, в которой есть материалы по географии (действующие макеты вулкана, реки, озера, острова, полуострова и др.), дети могут наблюдать, как извергается вулкан, убедиться, что раскаленная лава поднимается из недр горы и стекает ее склонами.

На экспериментальной площадке каждый ребенок имеет свою растение, которую она сажала, за которой ухаживает и наблюдает. Используя схемы, рисунки в дневниках, дети фиксируют результаты своих наблюдений, что является основой их будущей аналитической деятельности и первым этапом планирования.

И в лаборатории, и работая с другими дидактическими материалами, в общении дети совершают много открытий для себя. Это дает возможность педагогу отследить уровень развития каждого ребенка и совершенствования ее навыков социального поведения.

Итак, дидактические материалы и пособия М. Монтессори помогают детям через наблюдение и самостоятельную деятельность почувствовать себя частью природы, культуры и человеческого общества, развить интерес к познанию мира, реализовать свои знания на практике. Воспитанники Монтессори-школ легко общаются с людьми и свободно преодолевать конфликтные ситуации, умеют делать выбор и принимать решения в различных жизненных ситуациях.

Образовательная парадигма XXI в. нацелена на поиск такой системы образования, которая учила бы человека жить и действовать в соответствии с универсальных законов Природы и Космоса. Деятельность гражданина постиндустриальной цивилизации нужно направить на сохранение жизни. В этом смысле педагогические идеи Г. Монтессори приобретают особую актуальность. Они должны войти к активному арсенала гуманизации учебно-воспитательных заведений как составная часть проблемы культивирования у человека ноосферной сознания.



Назад