Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Из биографии П. Петерсена


В первой половине XX в. заявила о себе новая педагогическая технология «Йена-план», а впоследствии в европейской педагогике развернулось движение, объединивший коллективы начальных школ и детских садов, которые использовали в своей работе технологию известного немецкого педагога, профессора Йенского университета Петера Петерсена (1884-1952).

П. Петерсен родился 26 июня 1884 года недалеко от г. Фленсбург (Германия) в семье крестьянина. Закончив двухклассную сельскую школу и гимназию в Фленсбурге, он начал изучать философию, историю, психологию, теологию, английский язык и экономику. Петерсен слушал лекции таких ученых, как Вильгельм Вундт (1832-1920), Карл Лампрехт, Нобелевский лауреат Рудольф Эйкен. В октябре 1908 года он защитил в Йєнському университете диссертацию на тему «Идея развития в философии Wundt».

С 1909 г. П. Петерсен начал работать преподавателем старших классов Лейпцизької гимназии, вскоре перешел в школу по подготовке научных кадров в Гамбурге, где работал в течение 10 лет. В этот период начал активное участие в движении за реформирование школы. В 1911 г. он высказал в прессе и публичных выступлениях свои взгляды на проблемы эстетического воспитания, организации трудовой школы и воспитательных заведений сельскохозяйственного типа, а также на проблемы экспериментальной психологии. Одновременно сотрудничал в немецком союзе «За школьную реформу», осуществлял педагогическую и организационную работу по заданию «Немецкого комитета по воспитания и образования», организовывал курсы по педагогике и психологии для гамбургских учителей, работал в Институте молодежи.

В 1920 г. Петерсен вошел в совет реальной школы в Вінтерхуде (район м. Гамбург), а позже руководил ею и вскоре реформировал сначала в новый тип «немецкой средней школы», а затем в «школьное общество» под названием «Вінтерхуде», которое объединило несколько школ. Много усилий он приложил для привлечения родителей к работе общества, что имело целью облегчить детям переход от начальной к средней школы и адаптацию в жизни.

Через три года возглавил кафедру педагогики Йенского университета, научная школа которой была известна своими богатыми традициями и базировалась на идеях немецкого философа, психолога и педагога Иоганна-Фридриха Гербарта (1776-1841). Благодаря успешным публичным выступлениям, публикациям в прессе и практической деятельности Петерсен завоевал авторитет как ученый реформаторского направления. Своей целью он считал создание «свободной от иллюзий», построенной на философской основе педагогики, которая направила бы процесс образования, стала «общественно-социальной» наукой, базирующаяся на идее народности.

В 20-е годы Петерсен развернул интенсивную лекторскую деятельность, много путешествовал, устанавливая научные контакты с коллегами-единомышленниками. Особенно плодотворными были для него поездки в США (1928) и Чили (1929). Он вступил в международную союза «За обновление образования», принимал участие во всемирных конгрессах. Среди его друзей - выдающиеся реформаторы школы Жан-Овод Декролі (1871-1932), Джон и Элен Дьюи, Уильям Килпатрик (1871-1965) и др. Петерсен поддерживал научные связи с педагогами Швеции, Дании, Греции, Англии, Франции, Польши, Болгарии, стран Америки, интересовался проблемами советской школы. Большую популярность приобрели его книги «Йена-план-школа», «Общая педагогика», «Педагогические исследования».

После Второй мировой войны он основал социально-педагогический факультет, которым руководил до 1948 г. Одновременно прилагал много усилий для открытия международного университета в г. Бремене, работал над реализацией оригинальных идей по созданию «автономной от общества» педагогики. В 1948 г. Петерсену предложили возглавить Йєнський университет, однако учитывая возраст и здоровье он отказался. 21 марта 1952 года. Петерсена не стало.

В современной Германии педагогика П. Петерсена переживает второе рождение. Еще в 1980 г. при университете г. Тессена был открыт научный центр по изучению и внедрению в практику идей выдающегося педагога. Переиздаются его труда (книгу «Йена-план-школа» за рубежом выдавали более 60 раз). Проводятся исследования современных проблем школы с точки зрения педагогической концепции П. Петерсена.



Назад