Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Концептуальные основы педагогической технологии «Йена-план»


Судьбоносным моментом в жизни П. Петерсена была его участие в 1927 г. в работе IV Международного конгресса «Всемирного союза за обновление образования» в Локарно (Швейцария), на котором он представил педагогической общественности свою оригинальную концепцию школы - «Йена-план». Она сразу привлекла внимание педагогов, всколыхнула бурные дискуссии во многих европейских странах. В то же время началось создание детских садов, школ, работавших по этой программе. Это, однако, не помешало министру образования Тюрингии, которая находилась в составе тогдашней ГДР, запретить своим приказом (1950) движение «Йена-плана» как «реакционный и политически очень опасен». Такое решение было принято из идеологических соображений, прежде всего потому, что это движение стало набирать силу в ФРГ, активно открывались школы и детские сады подобного типа в Голландии.

Концептуально педагогическая технология П. Петерсена была противопоставлением традиционной школе с ее классно-урочной системой, жесткой регламентацией режима дня, дисциплиной, субординации в отношениях между учениками и учителями. Она опиралась на воспитательную общину, сформированную на основе уважения к личности ребенка, сочетание свободы и самостоятельности, тесной связи родителей, детей и педагогов.

Исповедуя примат воспитания над обучением и заботясь о создании благоприятного развивающей среды, П. Петерсен превратил школу на «место жизни», класс - на «школьную жилую комнату», расписание - на «ритмический недельный план», который рационально регламентирует жизнь ребенка в этом хорошем доме. Основой воспитательной программы школы, которая реализует идею «общности и братства», он считал гуманистические отношения. Учитывая эти ориентиры были определены такие основные средства духовно-нравственного воспитания личности:

- абсолютная открытость отношений, определяет жизненный стиль, культуру, формы жизнедеятельности группы и общины в целом;

- взаимопомощь детей в закалке характера, развития и взаємовихованні в духе единства и братства;

- право каждого ребенка на собственную точку зрения, свободу выражения; признание равных прав за всеми: «твое право может ограничить лишь учета права другого»;

- формирование добрых чувств, дружелюбства и искренности, чему должен способствовать теплота человеческого общения, когда мама может быть рядом в школьной жилой комнате, а отец - рядом с сыном в мастерской. Благодаря этому школа получает простой, но важный средство в завоевании сердец детей и родителей;

- обсуждение всех случаев в группе или всей школьной общиной, когда учитель непосредственно не выходит на нарушителя школьных правил, а только учит других тактичного и справедливого отношения к своему товарищу.

В системе методов и приемов воспитания П. Петерсен отводил заметное место невербальном замечанию в форме возвышенного к губам палец, легкого движения руки, определенного знака и т.п. Отстаивая невербальные способы воздействия на детей, он выступал против замечаний в словесной форме, считая их более чем в 90% случаев неоправданными и бессмысленными. Человеческое слово, по его мнению, всегда вызывает ответную реакцию в форме извинения, оправдание или противодействия. Тихое, бессловесное взаимопонимания в стократ лучше, чем разговоры о том, что должно быть ликвидировано. Любое практическое действие по исправлению поступка морально гораздо ценнее, чем словесное оправдание.

Конструируя гуманистические отношения и формируя гуманные чувства в своей школе, П. Петерсен опирался на индивидуальности детей, веря и в неисчерпаемые воспитательные возможности окружающей среды. Главное, на его взгляд, чтобы развитие ребенка с его личностными, интеллектуальными, духовно-нравственными, эмоциональными потребностями происходил в контексте гуманизации внутришкольных отношений на основе признания уникальности каждой человеческой жизни, воспитание гуманных чувств, ответственности за других, отстаивание свободы и самодеятельности, права на индивидуальное творчество каждого ребенка.

Автор «Йена-плана» противопоставлял педагогику общинности социальной педагогике, которая считает школу одной из социальных форм общественного бытия. Такую школу он охарактеризовал как «боевой союз, созданную жизненной потребностью, которая будет существовать до тех пор, пока она будет пригодна для борьбы с жизнью». Вполне противоположным ей Петерсен считал общину, в которой отдельные лица сочетаются абсолютно свободно ради духовных целей на основе осознанной потребности. Общая духовная идея воплощается в лице руководителей, вокруг которых люди добровольно объединяются как последователи. В такой общине человек никогда не будет средством для достижения некой цели, а всегда - целью в самой себе. Люди, живя в обществе, будут относиться друг к другу как братья, товарищи, развязывая все задачи так, чтобы чаще подчиняться общей духовной идеи.

Направленность человеческого сообщества через школьную общину, педагога к ребенку и привлечения ее к человеческого сообщества - такая основа «новой школы» Петерсена, в которой дети развиваются природовідповідно, за своими индивидуальными законами и одновременно приобретают способности жить по законам общества.

Ядром школьной общины он считал базовую группу, или штамм-группу (нем. Stamm - род, племя), - социальное образование, которое планомерно действует под руководством воспитателя ради духовного единения детей и характеризуется свободной динамикой внутренней структуры. Гетерогенные штамм-группы, объединяющие детей разного возраста, состояний, способностей, заменяют традиционные классы. Структуру школы П. Петерсена образуют такие базовые группы:

- младшая (1-3 год обучения);

- средняя (4-6 год обучения);

- старшая (7-8 год обучения);

- молодежная (9-10 год обучения).

В штамм-группах старшие дети являются опекунами младших, помогают им в подготовке к занятиям. Через год старейшие переходят к следующей базовой группы, в которой считаются наименьшими, и т. д. Общаясь друг с другом, помогая и принимая помощь, дети осваивают навыки совместной деятельности, умение организовывать свою работу и подопечных. Такое общение нравится всем: младшие рады, что имеют наставника, который всегда поможет; старших привлекает возможность порулить, ответственность за малышей их дисциплинирует, а необходимость быть для них авторитетными активизирует успехи в учебе.

Основной принцип внутренней динамики группы заключается в свободной активности детей, которые работают вполне самостоятельно в соответствии со своих индивидуальных запросов и потребностей. «Йена-план» не предусматривает никаких приемов, способных погасить естественную моторику, свободную активность детей. Это отнюдь не дает оснований считать П. Петерсена «анархистом» в педагогике. Он приучал воспитанников отличать настоящую свободу от произвола и вседозволенности. Главный закон группы провозглашает: «В помещении должно происходить лишь то, что отвечает общим желаниям и стремлениям, что предоставляет порядка, нравственности и красоты совместной труда и проживанию». Дети на собственном опыте узнают не только свободу, но и ее пределы, которые определяют следующие факторы:

- учет равных прав и обязанностей всех товарищей;

- пространственные ограничения, связанные с ограниченностью помещения;

- определенное количество учебных пособий и материалов, что требует взаимных уступок и очередности в их пользовании.

С первого дня пребывания в школе ребенка знакомят с ее обязанностями, принятыми формами общения и поведения. А благодаря специальным упражнениям в сознании и поведении ребенка закрепляются правила хорошего тона, школьный этикет (взаимное приветствие, соблюдения тишины и т.д.).

Базовой группе принадлежит конкретное помещение, где каждому ученику предоставлено полную свободу действий. П. Петерсен считал, что в стабильно закрепленных помещениях «происходит более интенсивная духовная взаимодействие, а соответственно - закалка и созревания энергии».

Для наведения внешнего порядка в помещении необходимо использовать игры, соревнования, часто с часами в руке. При этом воспитатель должен сопровождать их приветливым тоном, одновременно проявляя последовательность и настойчивость в своих требованиях.

Для усиления духовной близости детей різновікової группы в школе П. Петерсена был введен своеобразный патронаж - институт «крестных» - забота старших учеников об каждого новенького малыша, который знакомится с жизнью школьной общины. «Я ввел этот институт "крестных", - писал П. Петерсен, - чтобы ликвидировать ту бездну, которая так легко образуется между детьми младшего и старшего возраста, и имел хорошие результаты. На всех совместных торжествах старшие сидят вместе со своими "крестными детьми" на определенных местах, это является почетным в школьной общине. Если ребенок вступает в трудное для воспитателя период, то руководитель группы может обратиться к "крестного", направить ребенка для совместной работы с ним, пока этот период не пройдет».

Внутренняя жизнь базовой группы характеризуется «свободной игрой сил», которая заключается в формировании значительного количества групп одного столика - созданных на основе взаимных симпатий, общих интересов, деятельности, которая требует коллективных усилий мікрогруп.

Такие группы очень динамичны, их численность, состав, роли организаторов и исполнителей в них изменяются в зависимости от вида деятельности. Например, лидер одной микрогруппы может быть только активным исполнителем в другой мікрогрупі и совершенно пассивным наблюдателем в третий. Динамика в группах одного столика в основном обусловлено изменением взаимных симпатий и привязанностей в процессе развития их участников.

За «Йена-планом» работают прежде всего воспитательные дома, которые дополняют и развивают семейное воспитание, традиции социокультурной среды, которая окружает ребенка. Свою педагогическую деятельность учителя таких школ рассматривают не столько как государственную, сколько как социальную службу, имея в виду прежде всего ответственность перед семьей питомца. Поэтому одной из важных задач в школах П. Петерсена является сотрудничество, тесное взаимодействие профессиональных педагогов и родителей, интеграция дома школьного и родительского дома в пределах единой общины. Для школьной жизни «Йена-плана» характерные открытые и свободные контакты педагогов и родителей, которые откровенно обсуждают различные педагогические ситуации, обмениваются мнениями, взглядами, информацией, а иногда и взаимными оговорками. Родители как партнеры учителя активно привлекаются к учебному процессу, организуют праздники, походы, экскурсии, труд в мастерских. Исповедование родителями принципов «общности и братства» оказывается в их осторожности не только о своем ребенке, но и о всю школьную общину, в их моральной и материальной поддержке.

Йена-план-школа может быть открыта или по просьбе группы родителей, или по решению педагогического коллектива обычной школы. Главным в ней является соблюдение следующих 20 основных принципов:

1. Каждый из нас уникален.

2. Каждый имеет право развивать свою личность независимо от расы, пола, национальности, социального положения, религии.

3. Для развития индивидуальности каждому необходимо лично взаимодействовать с материальным и духовным миром, социальным и культурным окружением.

4. Каждый является целостной личностью.

5. Каждый имеет право быть новатором в области культуры.

6. Люди должны работать над созданием общества, в котором уважают ценность и достоинство каждой личности.

7. Люди должны работать над созданием общества, которое способствует развитию индивидуальности каждого и стимулирует его.

8. Люди должны работать над созданием такого общества, в котором противоречия между индивидами или группами людей решаются справедливо и конструктивно.

9. Люди должны работать над созданием общества, в котором до Земли и Космоса относятся с уважением и заботой.

10. Необходимо использовать природные и культурные ресурсы ответственно перед будущими поколениями.

11. Школа - это организация, которой свойственны относительное самоуправления и взаимодействие людей, имеющих отношение к педагогического процесса.

12. Педагогическая деятельность взрослых должна быть основана на соблюдении указанных выше принципов.

13. Содержание школьной программы определяется потребностями, интересами детей и основами культуры, которые считаются в обществе необходимыми для развития личности.

14. Преподавание должно осуществляться путем создания учебных ситуаций.

15. Процессы преподавания и изучения состоят из ритмического повторение основных видов деятельности: диалога, игры, труда, праздники.

16. Дети учатся в разновозрастных группах.

17. В школе должны чередоваться розвивальне обучения, свободная игра и самостоятельное изучение учебного материала.

18. В процессе обучения важнейшим элементом является работа в группах.

19. Об поведение и успехи ребенка судят с точки зрения развития именно этого ребенка.

20. Школа - это структура, которая постоянно находится в поиске и меняется.

Итак, «Йена-план» выходит из целостного, универсального знания о ребенке как существо біосоціальну, придает приоритетное значение не только внутренним механизмам ее развития, но и процесса социализации, роли среды, которое воспитывает и обучает. Технология Петерсена рассматривает культивирования общинности как условие воспитания индивидуальности в процессе коллективной жизнедеятельности, конструирует школу как опытное поле для развития ребенка, как жизненное пространство для ее вхождения в социум.



Назад