Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Особенности содержания технологии «Йена-план»


Реализация предусмотренной технологии «Йена-план» воспитательной цели невозможна без коренного изменения содержания и методов обучения.

П. Петерсен рассматривал учебное жизни как «мир ситуаций», которые создают для детей определенные проблемы и естественно побуждают к их изучению. Поэтому, по его мнению, забота об обеспечении необходимого минимума знаний («железный состав знаний») должна сочетаться с системной работой, направленной на общее развитие ребенка и подготовку ее к ориентированию в окружающей среде. Обучение он считал вторичным процессом, покоренным главной воспитательной идеи школьной общины, совокупностью «продуманных и осмысленных занятий, формирующих сознание, умения и навыки, которые полны любовью к жизни и воспитательным смыслом».

Как принципиальный противник схоластического обучения и методического формализма, Петерсен выступал за то, чтобы школу «слова и болтовни» с ее массовым обучением заменить школой «жизни и труда», в которой без принуждения и наказаний использовались бы разнообразные сориентированы на ребенка формы обучения.

По убеждениям П. Петерсена, такие формы обучения, как беседа, трудовая деятельность, следует сочетать с играми и праздниками, которые преобладают в жизни детей дошкольного возраста. Без них «нормативное» обучения, школьные годы ребенка будут неполноценными.

Поэтому Йена-план-школы активно используют игровые формы занятий с разнообразным материалом, особенно в первые школьные годы, включая тренинговые игры с использованием счета, музыки, поэзии; популярные ритмичные и спортивные игры, которые повторяются на протяжении всего школьного периода, подвижные игры на переменах и во внеурочное время. Система «Йена-план» основывается на использовании диалоговых форм и методов обучения, в ходе реализации которых ученик является равноценным партнером учителя. Речь идет прежде всего о следующие формы и методы:

- разговор в «круге» во время недельного старта» (начала учебного недели). Такие разговоры посвященные темам, которые волнуют детей, каждый может рассказать о своих проблемах, получить помощь не только от учителя, но и от товарищей;

- учебная беседа на прогулках и экскурсиях. Целью ее является осознанное восприятие учащимися окружающего мира, взаимосвязей в нем, приобретения индивидуального опыта на основе знания в простой, понятной и доступной форме. Беседа не должна быть моралізаторською, скучным назиданием для ребенка;

- диалог во время групповой работы за одним столиком. Его участники обсуждают различные темы, в частности способы использования определенного учебного задания.

Особенно эффективным П. Петерсен считал обучения в деятельности, в процессе которого ребенок проявляет особенности различных предметов и явлений окружающего мира, открывает новые аспекты их природы. Главное, чтобы вопросы, которые возникают у ребенка, перерастали в предположения о возможных пути решения выявленных ею противоречий и проблем.

Как все представители гуманистической педагогики, П. Петерсен выступал против оценок и свидетельств, которые, по его мнению, «портят собственную рабочую линию ребенка и нарушают собственное моральное суждение», создавая неправильную мотивацию к учение. В то же время он признавал, что ребенок склонен к оцениванию и должна его требовать, поскольку нуждается в уверенности относительно собственного роста и прогресса. В школах, работающих по технологии «Йена-план», все работы детей выставляются на публичное обозрение и оцениваются учениками (взаимно), а также преподавателями, посетителями («о себе»), ведь уже сами работы красноречиво свидетельствуют о индивидуальную успешность. Завершением учебного года является детальная характеристика каждого воспитанника, которую составляет учитель: объективный отчет для родителей и субъективный отчет для ребенка. Для объективного отчета используют наблюдения и суждения учителей, которые учат ребенка в течение года. Такой отчет позволяет увидеть особенности, способности, одаренность школьника, направить совместные усилия родителей и педагогов на обеспечение благоприятных условий для индивидуального развития детей.

На основе объективного отчета классный руководитель составляет для каждого ребенка субъективный отчет, в котором указывает то, что, по его убеждению, будет оказывать на нее воспитательное воздействие.

Расписание в школе, которая работает по «Йена-планом», предполагает чередование уроков (рисование, музыка, математика, родной язык, батьківщинознавство, обществознание и др.) с занятием, которое в расписании значится как штамм-группа. Это способствует формированию и развитию взаимопонимания, дружеских отношений, эмоций, способностей детей к социальной перцепции (лат. perceptio - восприятие).

Учебный материал интегрированный тематически, и его содержание в первые годы обучения в значительной мере определяется интересами самих детей. Со временем он все больше зависит от педагога.

Домашние задания дети получают не каждый день, а сразу на целую неделю. Они предусматривают решение нескольких задач и примеров, написание сочинения, рассказы, изготовление поделки, подготовку рисунка и т.д. Порядок выполнения заданий ученик выбирает самостоятельно. Нередко задачи объединяются одной темой. Например, в марте дети младше штамм-группы изучают комплексную тему «Весна в городе».

В группе свободно формируются подгруппы по интересам, возрасту. Их состав меняется в зависимости от видов учебной работы и успехов учеников. Такие подгруппы выполняют задания-проекты: обустройство экспозиции, конструирование модели, подготовку выступления. Парами учащиеся выполняют задания по орфографии, что дает возможность обеспечить взаємоперевірку качества выполнения заданий. Во время занятий активно используются упражнения, обучающие игры, групповое обсуждение детских работ, различных аспектов школьной жизни. Особая роль отводится открытию учебного недели, подведению его результатов, отчетным выставкам, загальношкільним собранию, работе с родителями.

День в Йена-план-школе обязательно охватывает четыре компоненты: игру, беседу, труд, праздник. Все эти виды деятельности считаются особо значимыми для ребенка, поэтому задача педагогов заключается в оптимальном сочетании их в школьной жизни.

После каждого урока дети (1-3 год обучения) переходят в другое классное помещение, где их встречают разные учителя. Через два-три урока они собираются штамм-группой в своей комнате, обмениваются впечатлениями от уроков, выполняют недельное комплексное задание на специально отпечатанном отдельном листке для каждого ученика.

Много Йена-план-школ выпускают свои календари, что является своеобразным планом работы школы на следующий учебный год, содержат подготовленный педагогами интересный дидактический материал. Каждая страница такого календаря посвящена определенному месяцу и задачам, которые нужно будет решать. В августе, например, начинается учебный год и выбирают представителей от родителей в совет школы, что является важным этапом школьной жизни. Как правило, в совет привлекают родителей, которые своим непосредственным участием в делах школы способствуют реализации учебно-воспитательных задач, финансируют отдельные акции. В сентябре обычно проводят осенний праздник, первое в учебном году заседание «круглого стола» по обсуждению работы школы в соответствии с «Йена-плана». На каждый месяц предусматривают три-четыре общешкольные мероприятия. Ими могут быть новогодний праздник, театральное представление, путешествие, спортивный праздник, праздник для родителей и т.д. В календаре отмечают состав всех штамм-групп, домашние адреса и телефоны детей и педагогов, публикуют статьи учителей по изучению родного и иностранных языков, изучение грамоты, по религиозным вопросам и т.д.

Символом многих современных школ, которые работают по «Йена-планом», стал «Бонкелар» - вітряковий механизм. Как известно, в его перекрестке есть колесико, без которого ветряк не мог бы работать - молоть зерно. Аналогично в душе ребенка, утверждают педагоги, которые исповедуют принципы педагогической технологии «Йена-план», существует особый механизм: «как Только взрослый отыщет в ее душе этот удивительный механизм, заведет - и вот уже ребенок начал расти». Осуществить эту задачу, пробудить внутренние силы ребенка может только педагог, который отказался от догматических подходов, находится на позициях гуманистического воспитания.

Педагогика общинности приобретает особую актуальность в связи с принятыми в Украине концепциями национального, гражданского воспитания и необходимости взаимодействия родителей, образовательных учреждений и общественности в воспитании детей и молодежи.



Назад