Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Вехи биографии и главные аспекты учения Г. Штейнера


Вальдорфская педагогика является детищем известного австро-германского общественного деятеля, философа и педагога, исследователя творчества Гете, основателя духовно-научного движения - антропософії - Рудольфа Штейнера (1861-1925). Его научные наработки оставили заметный след в гносеологии (греч. gnosis (gnoseos) - познания и logos - слово, учение), естествознании, архитектуре, медицине, сельском хозяйстве. Особенно много сторонников получили его новаторские педагогические идеи, которые со временем стали ядром своеобразного международного культурно-образовательного движения. В настоящее время количество так называемых свободных вальдорфских школ (антропософських школ Г. Штейнера) достигает полтысячи. Больше всего их в Германии, Голландии, Швеции, Великобритании, Австрии, США. Есть они в Африке, Южной Америке, Японии, других странах. Вальдорфская педагогика представлена и сотнями детских садов. Она непосредственно связана с основанным Г. Штейнером оригинальным лечебно-педагогическим направлением, которое развивается во многих лечебно-педагогических институтах и общинах.

Г. Штейнер родился в 1861 г. в Хорватии, принадлежавшей к бывшей Австро-Венгрии, в бедной немецкой семье. Его отец считал себя вольнодумцем. Он очень серьезно относился к учебе сына, что было нелегко материально и крайне необычно для прослойки общества к которому он принадлежал. Возможно, отца стимулировала одержимость, с которой учился Рудольф.

После окончания реального училища Г. Штейнер поступил к Высшего технического института в Вене и одновременно посещал курсы философии, изучал труды Гете, писал статьи. Его старания были замечены научной общественностью, и уже двадцятидворічним он работал редактором и издателем естественно-научных трудов Гете. Вскоре получил приглашение принять участие в найзначнішому издании трудов Гете - издании герцогини Софии, наследницы его архива. В Веймаре молодой исследователь работал над работами по ботанике и зоологии. В 1886 г. опубликовал свое исследование «Основы теории познания Гете», а в 1891 г. - «Истина и наука», в котором, как и в предыдущем, сосредоточился на проблемах теории познания. В 1894 p. P. Штейнер обнародовал главный свой философское произведение «Философия свободы», в котором попытался доказать, что действительно человеческим в человеке есть творческая свобода.

В 1897 г. он переехал в Берлин, где издавал литературные журналы, преподавал в школе для рабочих. В течение 1902-1912 гг. постепенно порывает с теософией (философским учением о мистическое богопознания), которым увлекался в молодые годы, и основывает антропософию (религиозно-мистическое космологическое учение о человеческой мудрости), выступает с докладами и публикациями по всей Европе, пишет несколько мистических литературных пьес. Важнейшими в этот период он считал вопросы религии и процесса познания.

У1913-1922 гг. в швейцарском городке Дорнах было построено первое поселок с Гетеанумом (исследовательским и учебным центром, где проходили основные мероприятия общины, семинары, выступления), квартирами для последователей антропософського учения, а также со специальными помещениями для занятий сценическим искусством и хозяйственными постройками.

Руководствуясь идеями антропософії, Штейнер разработал методологические принципы вальдорфской педагогики.

В 1919 г. в Штутгарте было открыто первую вальдорфском школу. Инициатором ее создания стал директор табачной фабрики «Вальдорф-Астория» (отсюда происходит название школы) Эмиль Мольт, который увлекался антропософією.

Целью школы для детей рабочих фабрики было обеспечение образованием всех детей независимо от их социального происхождения. Ведь на то время в Германии общеобразовательных школ не было. Действовала только система начальной народной школы. Поэтому уже в 10 лет необходимо было определять, ребенок пойдет в реальное училище или будет учиться в гимназии. Такое решение судьбы человека, когда он еще не способен осознанно, самостоятельно принимать ответственные решения, Г. Штейнер считал губительным.

Вальдорфская школа имела целью не овладения ребенком суммы знаний и умений, а воспитание человека, ориентированной на окружающий мир, восприимчивой к новому, способной делать осознанный выбор и брать на себя ответственность за него.

С 1919 по 1924 год Г. Штейнер прочитал 15 курсов лекций по вопросам теории и практики обучения и воспитания в вальдорфских школах. Позже при вальдорфских школах начали организовывать детские сады.

Учение Г. Штейнера основывается на идее социального организма, который образуют экономическая (хозяйственная), политически-правовая, культурная сферы. Соответственно существуют социальные институты, которые обслуживают этот организм: органы экономического, хозяйственного жизни - заводы, фабрики, фермы, предприятия сферы обслуживания и т.д.; органы политически-правовой сферы - нотариальные конторы, суды, полиция, органы культурно-духовной жизни - театры, музеи, библиотеки, университеты, школы, детские сады.

Задача хозяйственной сферы заключается в производстве материальных условий жизни людей. Для его решения, по мнению Г. Штейнера, должно существовать самоуправления.

Политически-правовая сфера призвана обеспечить рівноправство граждан, выполнение социальных договоренностей (например, запрет на убийство, запрет на превышение установленных норм продолжительности рабочего времени и т.п.). Социальные договоренности приобретают формы законов, перед которыми все члены общества уровне. Решение этих задач является обязанностью государства.

Сфера культуры является источником сил, которые постоянно обновляют общество. В ней человек реализует свою неповторимую индивидуальность, проявляет себя как производительную в духовном смысле личность. Поэтому сфера культуры должна быть совершенно свободной от давления любых политических, экономических интересов, а следовательно, и каждый человек должен быть свободным.

С началом Первой мировой войны Г. Штейнер пришел к выводу, что одной из главных ее причин является контроль государства над всеми сферами социального организма. При этом он имел в виду не только тогдашнюю Германию, а тип национального государства, который сформировался в Новое время. Основная его идея заключалась в том, что государство должно обеспечить нормальное функционирование правовой сферы и «освободить от своего присутствия» хозяйственное и духовную жизнь.

Главным условием творческого свободного воспитания Г. Штейнер считал «свободу от государственных предписаний, от контролирующих инстанций и иерархического чиновничества». На этом принципе строится функционирования вальдорфских школ и детских садов, которые имеют собственные уставы и образовательные программы, организации эффективного коллегиального самоуправления.

В последние годы жизни Г. Штейнер был занят созданием антропософських обществ, лекциями, путешествиями, написанием работ, работой над архитектурными эскизами, автобиографией, организацией педагогических и художественных мероприятий. Умер в 1925 г.

В 1933-1945 гг. на территории фашистского рейха вальдорфські воспитательные заведения были закрыты, педагоги подвергались репрессиям. Движение за открытие вальдорфских школ и детских садов возобновился после Второй мировой войны и охватила многие страны.

Новым направлением в развитии вальдорфской педагогики стала организация лечебно-педагогических общин «Кемпхілл» (название поселка вблизи Абердина), которые функционируют на основе принципов антропософії Штейнера. В современной литературе это понятие используется для обозначения международного движения по созданию и развитию таких обществ. Исторически движение направлен на работу с больными, однако его сторонники ставят перед собой шире задача - создание общин, в которых люди строят совместную жизнь на основе христианской морали, что соответствует современной сознания.

Первое общество «Кемпхілл» было организовано в 1939 г. в Шотландии австрийским врачом, педагогом и психологом Куртом Кенінгом (1902-1966). Это поселение, где совместно проживают дети и взрослые с физическими и психическими недостатками и требуют ухода, а также те, кто их воспитывает, лечит и ухаживает за ними. Это лечебно-педагогическая и социально-терапевтическая община, в которой интегрируется совместную жизнь, труд и обучение больных и здоровых людей. К ней присоединяются и студенты, имеющие соответствующее образование в области лечебной педагогики. В конце XX в. существовало более 70 таких общин в 16 странах Европы, Америки и Африки.

Консультационными центрами для заведений, исповедующих идеи вальдорфской педагогики, есть Союз свободных вальдорфских школ (Штутгарт), Международное объединение вальдорфских детских садов (Ганновер), Рабочее объединение лечебно-педагогических заведений (Вупперталь). Для подготовки преподавателей и воспитателей действуют педагогические семинары (3-4 года обучения). Издаются журналы, в частности «Искусство воспитания», которая выходит в Штутгарте с 1927 г.



Назад