Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Концептуальные принципы вальдорфской педагогики


В течение всей жизни Г. Штейнер развивал и пропагандировал идею существования сверхчувствительной действительности, которую можно познать с помощью других, чем физические, органов чувств. Такой путь познания он назвал антропософією, то есть мудростью о человеке. Однако Г. Штейнер заключал в это понятие несколько иной смысл. По его мнению, мудрость - то, что существует. Антропософия является процессом понимания и познания, она возникает в человеке как «потребность сердца», «осознание своей человечности». Итак, антропософию Штейнер витлумачував как путь, свойственный человеку. Ее задача состоит в том, чтобы не дать фрагмент научного исследования, а самое полное, целостное представление о сущности человека, то есть истину. Эту истину он усматривал в познании скрытой закономерности «реально-духовного мира». В антропософському понимании человек - это маленький космос, а космос - это большой человек. Мир, природа и история точно отражают человека, а человек сочетает в себе мир, природу и историю в миниатюре.

Принципиально важным положением антропософской педагогики является идея поступательного и целостного развития ребенка, ее неразрывной связи с социальным окружением. Г. Штейнер рассматривал развитие как реализацию глубинных жизненных сил, который, однако, не является полностью спонтанным и независимым от условий жизни процессом. «Саморазвитие» имеет внутреннюю логику, детерминацией, физиологическое обоснование. В связи с этим он выделял семилетние этапы развития, которые имеют свои «решающие трансформации». В то же время Штейнер обращал внимание на тройственный характер психики ребенка (интеллект, чувства, воля), обусловленный состоянием ее духа, тела и души. Поэтому все сообщения, которые получает ребенок от взрослого, должны быть наполнены жизнью, «чтобы расти вместе с ней». В этом контексте раскрывается цель вальдорфской педагогики - воспитание людей, ориентированных на окружающий мир, чувствительных к новому, способных принимать осознанные решения и брать на себя ответственность за них и свои действия.

Антропософська педагогика объясняет природу ребенка, исходя из древнеиндийского учение о карме, которое является источником одного из ведущих принципов вальдорфського воспитание - кармовідповідності. Согласно этому учению человек проживает несколько взаимосвязанных в духовном смысле жизней, и деяния в одном из них имеют необратимые последствия для следующей жизни. Принцип кармовідповідності побуждает педагога объемнее видеть природу ребенка. С одной стороны, он ориентирован на прошлое духовная жизнь ребенка, признаки которого видимые в ее телесности, а с другой стороны - на ее будущее, которое обеспечивается духовным развитием ребенка в момент ее жизни. Благодаря этому воспитатель с большей внутренней вниманием всматривается в жизнь и сущность человека, видит глобальную космическую программу развития ребенка, а не приземленную жизненную программу и тем более - не узкую учебную программу.

Человек, по утверждению Г. Штейнера, имеет не только чувственно видимое физическое тело, но и надчуттєві органы - эфирное тело, астральное тело и «Я»-тело. Рожденный ребенок есть только физическим телом, имеет в себе только задатки человеческого, которое воспитывается в ней на основе подражания. Ребенок воспринимает внешние импульсы, которые передаются имеющимся в ней эфирным (образующим) силам роста, и они строят физическое тело по образу и подобию того, что воспринимается. Например, у детей, которые выросли среди зверей, физическая организация тела была не приспособленной для человеческой жизни, поскольку перед ними не было образца человека.

Эфирным телом наделены люди, растения и животные. Благодаря ему физическое тело обнаруживает себя в процессах роста, размножения, внутреннего движения соков и т.д. Эфирное тело является строителем и жителем физического тела как своеобразного его отображения. Астральное тело (тело ощущений) является носителем страдания и радости, чувств и страстей, стремлений. Кроме человека, его должны животные.

Эфирное тело образовано из сил, которые активно действуют, астральное - с подвижных, багатокольорових, пронизанных светом образов. По форме и размеру астральное тело значительно отличается от физического. У человека оно напоминает собой продовгувате яйцо, которое содержит эфирное и физическое тела. Астральное тело будто обволакивает их прозрачной, полной света оболочкой.

Носителем высшей души в человеке есть «Я»-тело, поскольку оно «работает» над всеми органами и облагораживает и очищает прочие (ниже) человеческие структуры.

Благодаря перевоплощением эти структуры достигают все высших ступеней развития: астральное тело становится носителем просветленных чувств радости и печали, очищенных стремлений и поездов; эфирное - носителем устойчивых привычек, наклонностей, темперамента и памяти. По сути, весь культурное развитие человека есть такой работой «Я» над ниже структурами, которая простирается вплоть до физического тела. Под влиянием «Я» меняются черты лица, жесты и движения, весь образ физического тела.

Работа «Я» над низшими органами может осуществляться как в масштабах человечества, так и в отношении конкретного индивида. В первом случае над преобразованием человеческой природы работает все человечество, во втором - преобразования зависят от индивидуальной деятельности «Я».

Г. Штейнер охарактеризовал ребенка дошкольного возраста как «сплошной орган чувств». Органы чувств особенно восприимчивы относительно впечатлений из внешнего мира. Согласно антропософією ребенок в первые семь лет жизни является своеобразным взглядом: например, если вблизи нее происходит вспышка гнева, то перед ее внутренним взором возникает картина этой вспышки. От такой бурной реакции в сосуды проникает нечто родственное со вспышкой гнева. На то, что происходит в течение первых семи лет жизни ребенка, настраивается весь человеческий организм. Поэтому, когда ребенок растет у гнівливого отца или сердитой воспитательницы, ее сосудистая система будет ориентирована на гнев, и это будет проявляться на протяжении всей жизни.

Формирование физического организма завершается со сменой зубов (примерно в семь лет), когда рождается эфирное тело. Только после этого можно начинать школьное обучение, иначе нарушается деятельность эфирных сил, направленных на формирование органов тела ребенка. Суть не в том, что дети дошкольного возраста не могут научиться читать или писать. Бесспорно, могут, однако это не есть полезно для них. Штейнер отмечал, что до смены зубов «...физические органы должны вступить определенной формы, должны определиться и тенденции их структурных отношений». Позже начнет происходить рост, основанный на формах, что успели оформиться на данный момент: «если сложились правильные формы, то и расти будут правильные формы, если сложились неправильные, будут расти...» Подобно природе, которая обеспечивает правильное среду для физического тела до его рождения, воспитатель должен позаботиться о правильном физическую среду после его рождения. Только правильное физическое окружение влияет на ребенка так, что ее физические органы приобретают правильной формы.

Антропософський взгляд на суть человека, который растет, заключается в познании ее «скрытой природы», образованной из физического, эфирного, астрального и «Я»-тела. Становление личности является серией поочередных выходов из оболочек и рождений этих тел через определенные промежутки времени. В этом положении эта теория жизненных ритмов ребенка, которая отражает идею развития в антропософській педагогике.

С рождением ребенка ее эфирное тело оживляет физическое. Это проявляется во всех процессах - питании, обмене веществ и т.д. Эфирное и физическое тела несут к моменту рождения определенный наследственный поток, но в нем нет разделения на ритмы, например, сна, бодрствования, приема пищи. Существует естественный ритм дыхания и работы сердца, но и он отличается от ритмов взрослого человека. Ритмы возникают в организме ребенка благодаря внешним импульсам (кормление, поведение взрослых днем и ночью). Постепенно ритмы усваиваются эфирным телом, и оно в соответствии начинает регулировать жизненные процессы.

Поскольку ребенок рождается совсем не готова к самостоятельной жизни, это создает колоссальные возможности для прижизненных пластических изменений в соответствии с того, с чем она столкнется в жизни. В этом процессе ребенок приспосабливается к миру, вбирает его в себя, чтобы сформировать основу духовно-душевной жизни. Поэтому взрослые должны создать условия для усвоения детьми правильных жизненных ритмов.

Маленький ребенок очень быстро может переходить от бурной радости до бурных слез. Все ее переживания очень сильные и в то же время этажные, они не нарушают глубин ее естества. Чувством взрослого человека предоставляет глубины переход их из астрального тела (тела переживаний) в эфирное (тело привычек). Если переживание становится глубоким, постоянным, превращается в подлинное чувство, это означает, что оно проникло в эфирное тело человека. У ребенка эфирное тело еще формирует органы физического тела, поэтому ему еще не до глубоких переживаний. Если взрослые не позаботятся об установлении для ребенка правильных ритмов, стихийно может возникнуть ритмическая система, неспособная стать основой перехода переживаний и впечатлений на уровне эфирного тела, где образуются устойчивые чувства. В результате человек и во взрослом возрасте не будет способна переживать по-настоящему глубокие чувства, а будет подвергаться воздействию этажных настроений.

Обращая внимание на гиперактивных, гіперзбудливих детей, у которых нарушен такой важный жизненный ритм, как восприятие и активное воспроизведения, Г. Штейнер проводил аналогию с актами вдоха и выдоха, считая все равно нездоровым явлением и гиперактивность ребенка, когда она совершенно не способна воспринимать, и постоянное пребывание «в себе». Воспитатель должен уметь создать соответствующую ситуацию, чтобы гиперактивное ребенка успокоить, и найти способ привлечь к совместной игры очень спокойный.

Постепенно ребенок усваивает ритм недели, года, смены сезонов, которые поступают к ней также извне, от взрослых. Педагог должен сознательно работать с ритмами, помня, что, отпечатываясь в эфирном теле, они становятся основой здорового душевной жизни взрослого человека, носителем ее здоровых привычек.

В вальдорфському детском саду воспитатели работают с такими основными ритмами, как ритм дня, ритм недели, ритм года. День, например, воспринимается как живой организм, который можно сравнить с растением, что, по утверждению Г. Штейнера, в процессе своего развития преодолевает фазы сжатия и расширения. Первое расширение происходит, когда прорастает росток и образуется листья. Далее наступает фаза сжатия - образования цветка, затем снова расширение - выход пыли в воздух и сжатия - образования семян и плодов.

Во всех вальдорфских детских садах существует примерно одинаковый ритм, согласно которому расширение связано со свободной индивидуальной деятельностью детей (игра, рисование, свободное движение), а сжатия - с моментами, когда все дети собираются вместе и чувствуют себя как группу. Так же чередуются моменты, когда дети получают определенный импульс от воспитателя, который нечто показывает, объясняет, рассказывает, и моменты, когда они свободно проявляют сформированы в них импульсы, реализуя их в рисовании, игре, лепке, движениях.

Ритм года дети усваивают во время обязательных годовых праздников, которые повторяются: в сентябре - праздник жатвы со снопами, осенним урожаем; в ноябре - праздник фонариков, для которого они изготавливают фонарики и зажигают после захода солнца; в декабре - святого Николая, который имеет информацию о каждом ребенке и раздает всем подарки. Серию праздников завершает летний праздник, когда комнаты украшают зеленью, цветами, делают из них венки.

Следовательно, вся работа вальдорфського детского сада основана на ритмах: ритмичное сочетание игр и занятий в течение дня; ритмичное сочетание разнообразных занятий в течение недели, их внутреннее взаимодействие с временами года, погодой, эмоциональной обстановкой и педагогической ситуацией на конкретный момент в группе.

В педагогике дошкольного детства основными являются слова подражания и пример. По убеждению Г. Штейнера, ребенок в течение первых семи лет жизни благодаря подражанию может усвоить все необходимое для ориентации в окружающей среде, если видит в нем соответствующие примеры. Кроме поступков, поведения взрослых, на нее влияют также их мысли и чувства. Итак, ребенка формирует все, что ее окружает: предметы, мысли, чувства, поступки взрослых. Меньше всего влияют на ребенка-дошкольника слова.



Назад