Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Особенности содержания вальдорфской педагогики


Стержнем вальдорфской педагогики есть свобода, но не в смысле асоциальности человека. Вальдорфская школа не ориентирует детей в выборе мировоззрения, конкретной «контркультуры», а помогает им свободно и плодотворно самоопределиться, трезво и ответственно осознать реалии мира.

В организационном аспекте принцип свободы означает, что вальдорфская школа существует на принципах самоуправления, в соответствии с которыми все важные организационные вопросы и проблемы решает коллегия учителей, что собирается традиционно в четверг после занятий. В школе отсутствует вертикальная структура власти и подчинения. В ее делах постоянно принимают участие родители. Их энтузиазм в создании и поддержании деятельности школы не менее значимый, чем энтузиазм учителей. Все важнейшие вопросы жизни школы решаются на общих педагогически-родительских объединениях.

В классической вальдорфской школе обучение длится 12 лет, а те, кто решил поступить в университет, заканчивают еще 13-й (абітурієнтський) класс. Процент вальдорфских выпускников, которые становятся студентами высших учебных заведений, в среднем не ниже, а порой превышает аналогичный показатель среди выпускников традиционных школ.

Главной фигурой учебно-воспитательного процесса в вальдорфской школе есть классный учитель, который преподает в одном классе (с 1-го по 8-й) все общеобразовательные предметы (математика, родной язык и литературу, физику, ботанику, антропологию, географию, историю и т.д.). Учебный процесс происходит без учебников и методик, весь учебный материал учитель использует как единое целое, что постепенно разворачивается и формируется. Учебный план «в каждом конкретном случае должен вычитываться из конкретной концепции ребенка». Нет в вальдорфской школе и оценок. Вместо них, учитель постоянно дает образные характеристики различных детских работ.

В старших классах классных учителей заменяют учителя-специалисты (предметники).

Ежедневно первые две утренние часы отводят для главного урока, на котором изучают один общеобразовательный предмет. В течение дня изучения других общеобразовательных предметов считается нецелесообразным. Изучение дисциплины в течение 3-6 недель составляет эпоху. В одном классе в течение учебного года может быть, например, одна эпоха по химии, две эпохи из литературы и т.д.

После изучения когнитивных (познавательных) предметов методом эпох наступает очередь для художественного, речевого цикла (рисование, музыка, история искусства, иностранные языки и др.). Дети в возрасте от четырех до девяти лет усваивают много сказок (детский сад и начальная школа), легенд, басен (второй класс), библейских сказаний (третий класс), отечественной мифологии (четвертый класс), историй о богах и героях Древней Греции (пятый класс) и др. Много времени отводится на общение, обсуждение, рассказы из жизни и опыта, на поучительные истории как инструмент воспитания морали.

В вальдорфских школах изучают предметы, нехарактерные для традиционной школы, что имеет целью предоставить большей эстетической и практической направленности процесса обучения, обеспечить тесное взаимодействие теоретического обучения с художественно-прикладной деятельности, интеграцию различных отраслей знаний. Такой дисциплиной, прежде всего, считают евритмію (греч. eurhythmia - прекрасный ритм, благозвучность, стройность) - исполнение стихов или музыки с помощью ритмичных движений. В евритмії каждый звук предстает как зримый образ, поскольку соответствует специфическому движения. В музыке, например, через движение открывается тональность, передаются интервалы, то есть весь мир становится зримым. К евритмії как искусства движения, «видимой речи», «видимой музыки», по убеждению Г. Штейнера, нельзя относиться лишь как к сценическому искусству, она должна быть неотъемлемой частью педагогического процесса, поскольку осуществляет гигиенический, даже терапевтическое воздействие на ребенка, способствует выработке ее ловкости, координации движений, развития музыкального слуха, изобразительных способностей, воображения, фантазии. Особое значение эвритмия имеет для развития воли. С помощью евритмічних упражнений, подчеркивал Штейнер, «может быть развита такая воля, которая остается у человека на всю жизнь, в то время как любой другой способ развития свободы имеет ту особенность, что в течение жизни она становится слабее в результате различных событий и случаев». Важную роль играет эвритмия и в воспитании социального поведения детей, ведь гармоничности в ней можно достичь только за взаимного внимания и уважения.

Спектр занятий евритмією в вальдорфских школах большой. Он охватывает выполнение простейших ритмов и упражнений (младшие классы), тщательно подготовленные выступления на школьной сцене с лирическими, драматическими, музыкальными представлениями (старшие классы) и т.д.

Даже предметы естественно-математического цикла выкладывают на образно-эстетической основе. Фундаментальный принцип вальдорфской педагогики - «художественное предшествует интеллектуальном» - оказывается как в построении многолетнего школьного курса, так и в рамках одного урока.

Важным в вальдорфской школе есть трудовое воспитание («уроки рукоделия и ремесел»), одинаковое для мальчиков и девочек: все дети учатся переплетать книги, столярувати, вязать, лепить из пластилина и глины, шить куклы или костюмы для спектаклей. Каждый ребенок должен приобрести опыт работы в кузнице, с возделывания земли, борошномелення, составление печи, выпекания хлеба и т.д.

При многих вальдорфских школах существуют детские сады. Первый вальдорфский детский сад был создан после смерти Г. Штейнера в 1925 г. его последовательницей Элизабет Грюнеліус (Штутгарт). Это самостоятельный заклад, что в то же время во многом педагогически интегрируется со школой.

Важнейшей задачей дошкольного детства, согласно вальдорфською педагогикой, является уход за органами чувств ребенка. Реализовать его помогает оборудования и организация детского сада. Вальдорфский детский сад - это небольшое уютное помещение, стены которого выкрашены в приятный розовый цвет. Как правило, нижняя часть стен (примерно на высоте 1-1, 5 м) обшитая естественным неокрашенными деревом. Мебель также деревянные. В интерьере нет острых углов - даже прямые углы (например, в косяках) заменены на два тупых, поскольку в 3-4-летнего ребенка острый угол вызывает слишком сильное переживание, что отрицательно влияет на ее психику, а тупой угол действует успокаивающе.

Использование деревянных переносных стояков дает возможность разделить групповую комнату на отдельные уголки. На эти стояки дети могут накинуть цветные платки и сделать комнатку или пещерку для игры. В такую платок можно завернуться самому или завернуть в нее куклу. Это способствует созданию педагогически обогащенного развивающей среды, стимулирует развитие воображения ребенка. В вальдорфському детском саду воспитатели делают игрушки - сшитые или связанные вручную куклы, животные из шерсти и тканей. Они приятны на ощупь, не вызывают у ребенка напряжение. У кукол нет лиц, что позволяет видеть в них те лица, которые возникают в воображении и могут изменяться во время игры. А чем менее фиксированные игрушки, тем больше пространство для детской фантазии, тем разнообразнее их можно использовать в игре.

Для строительных игр детям предлагают неоформленные, естественно неправильной формы «блоки из дерева (дощечки, палочки), а также шишки, мох и др. В играх не используют кубиков правильной геометрической формы, пластиковых и железных конструкторов.

В групповой комнате обязательно должен быть произведение искусства (например, репродукция картины выдающегося художника). На столике возле него может стоять красивая изящная ваза с букетом в соответствии с временем года. Ребенок с детства приучается ценить красоту и беречь ее. Ей не объясняют, что с хорошей вещью нужно обращаться аккуратно, чтобы не повредить ее, - такое понимание порождается эстетикой обстановки и отношением воспитателя.

Вальдорфські детские сады построенные по индивидуальным проектам, оформлены просто, гармонично, красиво. По словам Г. Штейнера, архитектурные формы детских садов должны выражать суть, которая живет в их стенах. Даже формой они должны защищать, оберегать ребенка.

По внутренним климатом вальдорфский детский сад функционирует как большая семья, поэтому атмосфера в группе напоминает домашнюю. Все практические действия - уборка, приготовление пищи и т.д . - взрослые выполняют в присутствии детей, которые тоже могут принимать в них участие.

Утро в вальдорфському детском саду - это время свободной игры, которую вальдорфская педагогика считает своеобразной фазы выдоха (расширение). Она способствует развитию фантазии, инициативы. Мотивом для игр детей есть впечатления, полученные в процессе взаимодействия с окружающим миром. Игра должна быть длительной, чтобы ребенок мог в ней полностью выразить себя. Для свободной игры всегда нужно нечто такое, что воспринимается ребенком во взаимодействии со всей группой как импульс.

Распределяя на различные виды занятий время пребывания ребенка в детском саду, воспитатель должен стремиться к соразмерности свободной игры детей по их инициативе и занятиями со всей группой.

Игры и занятия в вальдорфському детском саду постоянно чередуются. Главное - создать определенный благоприятный для ребенка ритм, который предусматривал бы гармоничное чередование организованных и самостоятельных занятий.

Одним из организованных занятий, в котором принимает участие вся группа, рисование, которое Г. Штейнер считает важным событием и ключом к эмоционального понимания искусства. Дети, однако, рисуют не нечто конкретное, например пейзаж, животное, дом, а наносят акварельные краски на бумагу широкой кистью и радуются, когда появляется новый цвет. На занятиях по рисованию используют краски, изготовленные из природных красителей трех основных цветов - красного, синего и желтого - которые не могут образовать дисгармоничного сочетание. Если младшие дошкольники просто «развлекаются» с красками, то пяти-шестилетним детям предлагают темы рисунков или рисования по замыслу. Завершены детские работы не обсуждаются. Воспитатель вместе с детьми радуется тому, «что могут краски». Рисунки высыхают на столах, их собирают и развешивают.

На совместных занятиях по лепке, рисованию, вместо объяснений дети получают непосредственные впечатления, наблюдая за работой взрослого. Для занятий используют окрашен воск или пластическую глину. После предварительной подготовки материала, наблюдая за воспитателем, дети воспроизводят то, что их вдохновило. Готовые изделия также экспонируются.

Вся группа принимает участие и в игре на музыкальных инструментах, в пении. Как правило, на этих занятиях воспитатель в присутствии детей много поет, играет на флейте или металофоні (ксилофоне), рассказывает истории или читает стихи о звуки. Естественный человеческий голос развивает у детей слух. На инструментах они имитируют игру взрослого. Для развития чувства ритма выбирают песни, которые дети готовы часто слушать или напевать. Вальдорфські воспитатели очень много внимания уделяют формированию языка, заботятся, чтобы она была понятной, хорошо артикульованою, плавной, медленной, мелодичной.

Один раз в неделю в вальдорфському детском саду проводится эвритмия как особый вид художественных занятий. Каждый ребенок непосредственно причастна к этому искусству, независимо от того, участвует в действиях или наблюдает за ними. Согласно принципам вальдорфской педагогики это дает возможность почувствовать радость от свободных естественных движений, пробуждает детскую фантазию.

Главным событием дня в вальдорфському детском саду есть народная сказка или история. Дети слушают их перед обедом или перед тем, как начинают собираться домой, им нравится слушать одну и ту же сказку (историю) много раз. Это тоже способствует формированию ритма. Воспитатель запоминает и рассказывает сказки именно так, как они записаны, - со сложными оборотами, необычными грамматическими построениями. Дети усваивают их, даже если и не все понимают. Именно с этого, по мнению Г. Штейнера, начинается постижение национальной культуры. Впоследствии они запоминают сказку и обращаются к ее сюжета в своих играх.

Воображение ребенка дает возможность пробудить инсценировка известной сказки. Для этого воспитатель использует куклы, которыми дети играют, зажигает свечу, играет простую мелодию на металофоні, создавая атмосферу очарования, загадочности. Под влиянием рассказа ребенок представляет определенный образ, т.е. реализуется тот же принцип, что и в вальдорфской игрушке.

С окончанием сказки завершается день в вальдорфському саду, который традиционно длится 4-5 ч. По убеждению Г. Штейнера, длительное пребывание ребенка в обществе других детей и в разлуке с мамой чрезвычайно утомительно ее. Кроме того, ребенок должен осознавать собственный мир, в центре которого находится семья, а в центре семьи - родители и она. Существование собственного мира наполняет ребенка уверенностью в себе, необходимой ей в жизни.

Итак, вальдорфская педагогика - это не программа, не система методических приемов, а многолетний практический опыт. В ней совмещены возможности мислительного, эстетического, трудового, социального, нравственного воспитания, принципы индивидуального подхода и свободы в воспитании, вопросы режима дня и ритма года, имеющие в своей основе разносторонние знания о ребенке, которая развивается.

В течение последнего десятилетия в Украине открываются вальдорфські центры, школы, дошкольные учреждения (Одесса, Харьков, Днепропетровск, Донецк, Кривой Рог, Луганск, Львов, Ивано-Франковск, Каменец-Подольский, Симферополь и др.), расширяется сфера их влияния на педагогическую общественность благодаря организации курсов и семинаров для учителей и воспитателей дошкольных учреждений, путем распространения методической литературы.



Назад