Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Жизненный путь и особенности педагогического доработку С. Френе


Технология французского педагога Селестена Френе (1896-1966) «Школа успеха и радости» основана на идеях гуманизма и самоотверженной любви к личности ребенка. Она предложила оригинальное решение проблемы организации жизни детей, разнообразные эксперименты по активизации их познавательной деятельности, формы и методы воспитательной работы. Это обеспечило ей высокую популярность среди педагогов стран Европы, Америки, Африки. Много сторонников получила эта технология в Украине, поскольку основополагающие тезисы Френе в целом созвучны идеям отечественных педагогов-новаторов, которые стремятся к созданию гуманистической педагогики.

С. Френе родился 15 октября 1896 года в г. Грас, что на юге Франции, в крестьянской семье. Уже в начальной школе он проявил незаурядные способности, и родители решили отдать сына на учебу в средней школе. В 1913, p. завершив обязательное обучение, он поступил в нормальной школы г. Ниццы. Тогдашние французские нормальные школы действовали как учебные заведения интернатного типа, в которых дети находились на государственном обеспечении. По содержанию деятельности то были педагогические училища, которые готовили учителей для системы начального образования. С. Френе не удалось закончить обучение в этом заведении, поскольку началась Первая мировая война. Восемнадцатилетний юноша стал солдатом. В 1915 г. в бою под Верденом его было тяжело ранен. Четыре года пришлось лечиться в госпиталях.

В 1920 г. С. Френе начал педагогическую деятельность в малокомплектній школе маленького города Приморских Альп. Он учил детей искать способы воплощения моральных лозунгов в жизнь, предлагая им поразмышлять в течение недели над такими девизами, как «Я хочу быть почтительным к своим родителям», «Я хочу быть всегда готовым прийти на помощь своим товарищам». Особое внимание молодой учитель уделял формированию добрых отношений в школьном коллективе, поддержанию порядка и чистоты в классах, в своем дневнике отмечал особенности поведения каждого ученика, его достижения и проблемы.

Система образования в тогдашней Франции была проникнута духом традиционализма и считалась одной из самых консервативных систем в стране. В течение 20-30-х годов, когда шло формирование педагогической системы С. Френе, школа имела иерархическую структуру, то есть начальная и средняя ее звена были слишком разграничены. Ориентированность методики начального обучения на дословное запоминание, применение принципа многократного повторения материала во время учебного процесса не способствовало прочности усвоения знаний, не стимулировало интеллектуальности и эмоциональной активности детей, не развивало их аналитического и критического мышления.

Не восприняв консерватизма французской школы, С. Френе увлекся идеями популярного в то время движения «Новое воспитание». Эта международная педагогическая течение вобрала в себя разные по идейно-теоретическими концепциями установки, однако ее участников объединяла общая идея - решительное неприятие традиционной педагогики. В 1924 г. Френе принял участие в конгрессе Международной лиги «Нового воспитания» в Швейцарии.

В поисках новых, адекватных детском развития способов передачи знаний он познакомился с Г. Монтессори, активно переписывался с Ж. -О. Декролі, наладил отношения с руководителями объединения «Новое воспитание» А. Фер'єром, Е. Клапаредом, Г. Кузіне. Значительный интерес вызвала у него система реформированных школ X. Літца в Алтоні (Германия), в которых дети учились почти без вмешательства учителя. Ему были близки идеи Ж. -Же. Руссо относительно важности трудового воспитания. Однако С. Френе не стал фанатичным последователем одного из них, а настойчиво искал собственные пути обновления школы и вскоре предложил их в своей педагогической концепции. Его система решающего значения предоставляла опыта ребенка, приобретенном в семье, школе, в процессе общения. С. Френе был убежден, что ребенок сам создает себя как личность, а педагог должен помогать развивать то, что ей органически присуще. Итак, центром педагогической деятельности он считал личность ребенка, которая раскрывает свои потенциальные возможности, ее самоактуализацию, а не получения ею абстрактных знаний.

В 1923 г. по результатам экзамена С. Френе получил право преподавать в высшей школе, однако продолжил работать в своей школе. В середине 20-х годов XX в. его эксперименты стали известны широкой педагогической общественности. В 1927 г. сформировался Кооператив сторонников светской школы - объединение учителей начальных классов, которые разделяли его взгляды. Вскоре он был преобразован в Институт современной школы с производства и распространения учебных материалов. По инициативе С. Френе была создана Международная федерация сторонников «Новой школы», которую он возглавлял в течение многих лет, основано несколько педагогических журналов, которые работали под его опекой. В 1934-1935 гг. при поддержке соратников С. Френе построил собственную школу в г. Вансе. Это был одноэтажный дом павильонного типа со светлыми, просторными классными комнатами, бассейном в центре двора. Школа работала как интернат для детей в основном из малообеспеченных семей. Разработанная в ней педагогическая техника предусматривала оригинальные формы воспитания и обучения.

Сначала С. Френе стремился лишь частично усовершенствовать учебно-воспитательный процесс тогдашней школы. И впоследствии он убедился в необходимости перестроить всю систему обучения. Созданная им во время теоретических и практических поисков модель новой школы объединяла различные по функциям элементы: школьную типографию, школьный кооператив, «свободные тексты», рабочую библиотеку и т.д. Обязательным фактором ее функционирования была радостная, деловая атмосфера. В первой половине дня одна группа учащихся самостоятельно училась, обращаясь, если необходимо, за помощью к учителю, другие дети группами дежурили на кухне, работали на огороде или в мастерских. До обеда подводили итоги, обсуждали «свободные тексты», сообщение, проводили консультации. Во второй половине дня воспитанники занимались спортом, играли, работали в мастерских. Вечером в присутствии всей школы С. Френе суммировал сделанное за день. Каждый ученик и каждый класс имели свои программы на день, неделю, месяц. Для выполнения группового задания дети самостоятельно выбирали себе товарищей, не реже одного раза в три недели они отчитывались.

Новую модель школы Френе поддерживала и его жена Элиз - талантливый педагог-новатор, по образованию - художник. Она развивала творческие, музыкально-художественные способности детей, помогала им осваивать разные художественные техники, выдавала книги и журналы о детские работы. Супруги объединяло вокруг себя единомышленников, обмениваясь с ними соображениями о путях совершенствования педагогического процесса.

Консервативно настроенные представители школьного ведомства и реакционная французская пресса критиковали С. Френе, утверждая, что в его школе детей воспитывают в духе безнравственности и неуважения к национальным традициям. И на его защиту стали демократические организации, известные представители интеллигенции - писатели Анри Барбюс (1873-1935) и Ромен Роллан (1866-1944).

В начале 30-х годов XX в. во Франции был создан Международный фронт защиты ребенка, что имел антифашистскую, демократическую направленность. В него входили известные педагоги и психологи (П. Ланжевен, А. Валлон). Как один из инициаторов создания этого фронта, С. Френе работал его секретарем, отвечая за координацию движения.

Во время Второй мировой войны он подвергался преследованиям со стороны профашистского режима Виши, почти два года находился в концлагере. После освобождения принимал активное участие в движении Сопротивления.

Ежегодно перед Пасхой «народные воспитатели» собирались на конгрессы, а летом устраивали стажировки, во время которых опытные педагоги знакомили новичков со спецификой работы. После смерти С. Френе (1966) сторонники его технологии разделились на два лагеря: теоретиков идей и практиков, настроенных на прямая передача практического опыта.

Благодаря достижениям научно-технического прогресса в последние десятилетия значительно усовершенствовалась «техника» Френе. В современных детских садах и школах используют «свободные тексты», копировальную технику, литературу с рабочей библиотеки, снимают видеофильмы, записывают аудиокассеты и компакт-диски, устраивают спектакли. Существует информационная сеть для воспитателей и учителей. Ученики разных школ общаются между собой виртуально, один учитель может одновременно вести урок в нескольких школах. Почти в каждом дошкольном учреждении и начальной школе периодически печатаются детские рассказы, фотографии, рисунки, сведения для родителей.

Интересный эксперимент осуществлен во Франции несколькими «лицеями-пилотами», которые руководствуются такими принципиальными дидактическими установками технологии Френе:

1) не разделять учебные предметы на основные и второстепенные;

2) осваивать школьную программу группами (командами) лицеистов;

3) использовать активные методы обучения с учетом индивидуальных наклонностей детей;

4) обучать в тесном взаимодействии со средой, сотрудничества учителей с учениками;

5) превратить экзамены на процесс приобретения знаний.

Их реализация происходит по трем основным направлениям: корректировка программ, обновление форм и методов обучения, использование технических средств.

Классы, в которых не более 25 учеников, делятся на команды, принимая за основу общность интересов в учебной и внеурочной деятельности. Согласовывая свои педагогические усилия, объединяются в команды и учителя (по три человека в каждой).

Учебный материал сгруппировывают за так называемыми синтетическими темам. Например, в лицее Енгієна для изучения темы «Египетского» ученикам нужно было охарактеризовать историю и географию этой страны. Путешествие географической картой сопровождалось изучением климата, экономики, культуры Египта. Лицеисты использовали учебники и дополнительную литературу, документальные источники, посещали музей в Лувре, где знакомились с культурой древних египтян.

«Лицее-пилоты» особенно заботятся о развитии творческого воображения у школьников (преподаватели литературы предлагают фантазировать на любую литературную тему, преподаватели математики поощряют изображения сложных геометрических фигур, преподаватели физики - к изготовлению моделей механизмов и т.п. Значительное внимание уделяют эстетической подготовке, одним из средств которой является регулярные театральные представления.

С целью оптимально совместить обязательную и елективну (выборочную) образование в этих лицеях учеников систематически разделяют на группы (сильные, слабые, ленивые, нестабильные), учитывая мотивацию каждого из них.

В настоящее время до 10 тыс. французских учителей применяют технологию Френе. Другого такого массового неформального и вместе с тем персонифицированного направления нет не только во Франции, но и в мире. В этом смысле «френізм» - действительно уникальное явление.

В ежегодных конгрессах созданной С. Френе федерации сторонников «Новой школы» принимают участие тысячи делегатов, среди которых есть педагоги из других стран. Продолжается выпуск основанных французским новатором педагогических журналов. Регулярно издается серия методических пособий под общим названием «Педагогика Френе. Документация для учителей». Постоянно переиздаются книги и брошюры С. Френе.

Современные последователи Френе подчеркивают международное значение его системы, считая, что «педагогика Френе не является специфически французском, как Эйфелева башня». По их глубокому убеждению, Френе вызвал живой интерес среди педагогической общественности многих стран, поскольку он уловил те объективные требования, которые демократическое общество должно ставить школе.



Назад