Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Концептуальные основы педагогической технологии «Школа успеха и радости»


Основой педагогической технологии С. Френе является сформулировано в противовес традиционной французской школе и педагогике «ядро ценностей», к которому относятся:

- здоровье ребенка;

- признание детского стремления к максимальному саморазвития;

- создание благоприятного для развития детей среды;

- обеспечение «естественного, живого и всестороннего воспитательного процесса».

Все они определяют главную цель воспитания - «максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ей и которому она сама будет служить».

Основными средствами реализации этой цели С. Френе считал природу, труд в школе-мастерской, умственную деятельность во время индивидуальных занятий по плану и графиками, художественное творчество, приобретенный в процессе трудовой деятельности собственный опыт ребенка.

Воспитание, по утверждению С. Френе, охватывает следующие этапы:

1. Воспитание в семьи (от рождения до 2 лет). Решающее значение становления личности ребенка в течение первых лет жизни он подчеркивал в книге «Советы родителям». От взаимодействия родителей с ребенком на этом этапе в значительной мере зависят успехи воспитания в индивидуальном, социальном и общечеловеческом аспектах на следующих стадиях ее развития.

2. «Детский заповедник» (от 2 до 4 лет). Так С. Френе назвал дошкольные учреждения, в которых должно происходить воспитания детей от 2 лет. На любом этапе жизни ребенка настоящее воспитание осуществляется на основе принципа познания «на ощупь» - важнейшего от всех научных методов. Эффективной является подготовка ребенка к жизни в насыщенном развивальном среде, которое помогает ей познавать мир «на ощупь». Если среда не дает ребенку возможности самой приобретать необходимый для адаптации в окружающем мире опыта, то воспитатель вынужден прибегать к различным педагогических манипуляций, которые иногда трудно отличить от обмана. В естественной среде задача воспитателя состоит в постоянном материальном и техническом совершенствовании оборудования «заповедника», что будет способствовать вступлению ребенком опыта.

3. Детский сад (от 4 до 7 лет). Четырехлетний малыш уже пытается подчинить среду себе. Воспитание ребенка до семи лет должно происходить в процессе «работы-игры» с использованием соответствующих материалов, оборудования, технических средств.

4. Начальная школа (от 7 до 14 лет). По мнению С. Френе, именно на этом этапе целесообразными являются уроки. В начальной школе ребенок продолжает діяльнісне познания мира, освоение окружающей среды в действии.

В развитии жизнедеятельности ребенка он выделил следующие этапы:

- разведка «на ощупь» (ребенок познает, исследует, испытывает окружающий мир);

- период обживания (ребенок обобщает, упорядочивает приобретенный опыт, но еще не способна действовать осознанно);

- период труда («завоевания» ребенком окружающего мира). При благоприятных внешних обстоятельств она начинает работать. На этом этапе развития ребенка необходимо соединить взаимодействие с природой, механическую работу, умственную деятельность, художественное творчество.

Определяющим средством воспитания С. Френе считал природу. Он, как и Г. Штейнер, признавал необходимость ранней социализации ребенка в соответствии организованном дошкольном учреждении («детском заповеднике»), который познания «на ощупь» использует как главный метод воспитания. Это в свою очередь требует разнообразия окружающей среды. Нововведениями в деятельности школы Френе были уроки-прогулки, во время которых дети наблюдали естественное и человеческую среду, а затем устно и письменно излагали свои впечатления. Будучи сторонником «нового воспитания», он осознавал значение природы в становлении личности ребенка, поэтому призвал педагогов максимально расширять воспитательное пространство детства за счет парков, садов, сельскохозяйственных угодий, «живых уголков» и др. Уже для четырехлетних детей, по мнению С. Френе, необходимо организовывать разнообразные «игры-работы» и «работы-игры», которые широко применяли в педагогической деятельности сторонники гуманистических школ Же. -О. Декролі и М. Монтессори.

В соответствии с технологией «Школа успеха и радости» природа играет важную роль и в организации начальной школы, которая «не может существовать без природной среды». Оно является обязательным условием нормального функционирования детского заведения, поскольку предоставляет ребенку необходим для развития «материал», обеспечивает условия для ее физического и эмоционального развития. Это положение согласуется с утверждением С. Френе о необходимости помогать ребенку формировать свою личность посредством создания соответствующей обстановки, а не через наставления и указания, ведь любое насилие над личностью приводит к негативным последствиям.

Механической С трудом. Френе считал применение орудий труда, которые ускоряют процесс познания «на ощупь», укрепляют и расширяют власть человека над внешней средой. В процессе труда ребенок знакомится с инструментами, а впоследствии учится осознанно пользоваться ими для достижения своей цели.

Умственная деятельность ребенка проявляется в умении владеть орудиями, которые помогают ей контактировать с людьми, формировать и выражать свои потребности, развивать и углублять знания об окружающем мире. Так, своеобразными главными орудиями для ребенка является руки, язык.

Художественное творчество является важным средством чувственного познания ребенком мира. По словам С. Френе, рисунок не теряет значимость и после того, как дети научились писать. Важную роль в их развитии играют также кукольный театр, пение, ритмика.

Ребенок воспринимает мир не в развитии, а как данность. Метафизичность в его восприятии можно преодолеть путем изменения. Этого достигают только в деятельности, в производственной труда. В трудовой школе Френе стержнем является обучение в труде. Ознакомление с окружающим миром, познания и преобразования его происходит в ней через деятельность, воспитание стремления работать (физически и умственно).

Одной из концептуальных основ педагогической технологии С. Френе является идея о опоры-барьеры. К ним относятся семья, общество, учителя, которые одновременно дисциплинируют и сдерживают ребенка. Опорами в ее развития они становятся при определенных обстоятельствах и правильно организованной деятельности детского заведения. Традиционная школа такими опорами в лучшем случае считает учителя и семью, а «Школа успеха и радости» значительно расширяет их спектр. Такой опорой в ней есть индивидуальные планы работы. Новизна подхода заключалась в том, что, в отличие от массовой практики, которая опирается на государственные стандарты и учебные планы, С. Френе ввел совместное с ребенком разработка индивидуальных планов занятий по всем учебным дисциплинам. Это требовало от педагога тщательной подготовки общих планов для всего класса и одновременной организации индивидуального планирования с использованием карточек самоконтроля с арифметики и грамматики, информационной картотеки, каталога, рабочей библиотеки, перфострічок для программированного обучения. Индивидуальные планы работы актуалізовували такой важный воспитательный ресурс, как самоорганизация ребенка. Составив (с помощью учителя) личный план работы, она пытается выполнить его. Благодаря этому формируются настойчивость, сила воли, способность работать в коллективе.

Педагогическая концепция французского новатора ориентирована на создание школьного сообщества. Труда С. Френе содержат интересные соображения о дух школы, способы формирования семейной обстановки, взаимоотношения взрослых и детей, которые в совокупности представляют концепцию школы общинного типа. К наиболее характерных особенностей такой школы относятся:

- единые ценности и «социальный дух»;

- совместная трудовая деятельность в мастерских;

- события, которые совместно организуются и переживаются;

- произведенные на общем собрании единые правила поведения;

- признаны всеми школьные символы (особое место среди них отводится школьной газете);

- защита прав личности каждого ребенка, основой которого является самоуправления школы.

Одна из основных целей и ценностей школы С. Френе заключается в формировании активного гражданина демократического общества«, который осознавал бы свои права и обязанности». Для этого школа должна правильно организовывать трудовую деятельность детей, быть открытой социальной среде и тесно связанной с ним. Воспитание трудом в мастерских, приобретение необходимых для жизни навыков и умений, формирования личностно значимого жизненного опыта являются элементами единого процесса становления человека и гражданина демократического общества.

Разрабатывая технологию создания гуманистической и демократической школы, С. Френе пытался сделать ее доступной и понятной родителям учеников, надеясь привлечь их к сотрудничеству. В своем «Обращении к родителям» он доказывал необходимость атмосферы свободы, сотрудничества и демократии в семье и школе, поскольку «только с помощью свободы можно подготовить к свободе, только с помощью сотрудничества можно подготовить к социальной гармонии и сотрудничества, лишь с помощью демократии можно подготовить к демократии». Этот тезис он предлагал сократить на фронтонах всех школ.



Назад