Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Поиски и открытия Же. -О. Декролі


Бельгийский врач, педагог и психолог Жан-Овод Декролі (1871-1932) является самым заметным представителем медико-антропологической течения реформаторской педагогики, которая матеріалізувала в конкретной педагогической технологии идею гуманизации обучения и воспитания, методологически сблизила педагогику с медициной, сформировала основы медицинской педагогики и рефлексологии, обосновала феномен психолого-педагогической диагностики, разработала эффективный методический и психотехнічний инструментарий.

Ж. -О. Декролі родился 23 июля 1871 года в г. Рене. После окончания медицинского факультета Гентского университета занимался научной деятельностью, сначала в Берлине, а впоследствии - в Париже. Вскоре переехал в Брюссель, где изучал душевнобольных. В 1901 г. он открыл близ Брюсселя (Бельгия) институт для детей с проблемами развития, в котором на основе собственных исследований применял новые методы обучения и воспитания. В Частности, Ж. -О. Декролі разработал собственный оригинальный метод обучения чтению, тесты для исследования представлений детей, опросник для родителей с целью психологического наблюдения детей и т.д.

Вскоре Же. -О. Декролі заинтересовался проблемами воспитания здоровых детей, основав в 1907 г. учебно-воспитательное учреждение «Школа для жизни, через жизнь». Это название представила формулу, кредо педагогической деятельности. В школе Декролі учились в основном дети из состоятельных семей в возрасте от 3 до 18 лет.

Это заведение получил признание. Однако в годы Первой мировой войны значительное количество состоятельных семей вместе с детьми уехала из Бельгии, школу закрыли. Декролі занимался тогда помощью сиротам, организовывал для них в Брюсселе и провинции сиротские ячейки. Но уже в 1917 г. с помощью родительского комитета ему удалось возобновить деятельность школы.

Разрабатывая свою технологию, Декролі использовал достижения естественных наук последних десятилетий XIX ст., философию витализма (лат. vitalis - жизненный), что признавала наличие в организмах нематериального сверхъестественной силы, которая влияет на жизненные явления. Он считал, что педагогическая деятельность должна способствовать осознанию ребенком самого себя, познанию среды обитания, где ей предстоит реализовать свои идеалы, цели.

Результаты педагогической деятельности Декролі оформились в целостную новаторскую педагогическую технологию, которая привлекла к себе немалый научный, профессиональный интерес педагогической общественности. На специальных курсах изучали ее теоретические и методологические основы, много школ начали их внедрять, нередко приглашая в качестве консультантов сотрудников Декролі.

Масштабную работу проводили по созданию и апробации программ для учебно-воспитательных заведений, которые осваивали эту педагогическую технологию. В настоящее время Декролі начал преподавать в высших учебных заведениях. В 1913 г. он стал профессором Высшей педагогической школы, а еще через семь лет - профессором Брюссельского университета, где читал лекции по гигиене и детской психологии. Результаты его исследовательских поисков изложены в работах «Психология рисования», «Несколько соображений относительно психологии и гигиены чтение», «Школа и воспитания», «Возбуждение умственной и двигательной активности посредством обучения игр».

Ж. -О. Декролі принял активное участие в создании реформаторской течения в педагогике, известной под названием «Новое воспитание».

Идеи «Нового воспитания» отражали потребность общества в подготовке через школу всесторонне развитых инициативных людей, готовых к активной деятельности в различных сферах жизни. Представители этого течения (А. Фер'єр, Е. Демолен, Дж. Дьюи и др.) считали себя последователями Же. -Же. Руссо, который выдвинул идею естественного воспитания.

В 1915 г. объединение сторонников «Нового воспитания» распалось. В 1921 г. усилиями Декролі оно было возобновлено под названием «Лига Нового воспитания». Задачей его было объединение всех, кто интересуется прогрессивным воспитанием». В 1932 г. к этой организации входили представители 53 стран, которые подразделялись на секции по языковому принципу, и после смерти Же. -О. Декролі в 1932 г. уже через год они практически прекратили свою деятельность. В начале 50-х годов XX в. работа сторонников «Нового воспитания» возобновилась под эгидой ЮНЕСКО.

Вся научная и практическая деятельность Декролі была посвящена подготовке детей к «настоящего социальной жизни». Достаточно прозрачно и конкретно раскрыл ее суть один из принципиальных последователей Декролі, швейцарский педагог, лидер «Нового воспитания» Адольф Фер'єр (1879-1960): «Становясь на колени перед малейшими, чтобы заботиться об их тело и душу, мы служим всему человечеству, мы служим Богу в человеке!»



Назад