Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Концептуальные основы педагогической технологии «Школа для жизни, через жизнь»


Основой педагогической технологии Же. -О. Декролі является принцип антропоцентризма, который в конце XIX - начале XX в. способствовал новому осмыслению понятия «воспитание». Согласно ему воспитание рассматривается как процесс развития ребенка, что учитывает его индивидуальные потребности, возможности, мотивы и интересы. Декролі провозгласил ребенка центром своей системы обучения и воспитания: «Я хочу создать связь между всеми науками, заставить их сойтись в одном центре. Этот центр - ребенок, до которого все сходится, от которого все расходится». В произнесении этой идеи он не был первым, ведь вся гуманистическая педагогика, начатая Я. -А. Коменским, Ж. -Же. Руссо, И. -Г. Песталоцци, тоже была ориентирована на личность ребенка, а организационно-педагогическое и методическое обеспечение к сконструирована с учетом его потребностей и возможностей, заботясь о максимальное развитие творческих сил и способностей каждого ребенка.

Педагогическая система Же. -О. Декролі возникла как отрицание таких недостатков традиционной педагогики:

- неприятие детства как важнейшего этапа в развитии личности и рассмотрение его лишь в качестве подготовительного этапа к будущему «настоящего» взрослой жизни;

- игнорирование самобытности и своеобразие психики ребенка, ее стремление к самораскрытию и творческой самореализации;

- использование шаблонных, формализованных методов воспитания и обучения без учета особенностей личности ребенка, его природы;

- отсутствие знаний о ребенке как основы гуманистических взаимоотношений взрослых и детей.

Прежде Всего Же. -О. Декролі ликвидировал дробление и обособленность отдельных отраслей знаний, введя зато принцип концентрации образовательной программы вокруг центров интересов, согласно которому вся педагогическая работа должна концентрироваться вокруг ребенка и его потребностей. Основными потребностями он считал потребность в пище, самозбереженні, самозащите, общении, совместной деятельности, отдыха, самосовершенствовании. Каждая из них, на его взгляд, является генератором внимания и мыслей ребенка, своеобразным «центром интереса». Известно, что потребности порождают отдельные группы интересов. Например, потребность в самозащите предопределяет интересы, связанные с животными, растениями, водой, огнем, солнцем, минералами, семьей, обществом. Ребенка интересует, какие средства самозащиты есть у нее, у животных, растений; какие опасности могут быть от воды, огня, землетрясений, ядовитых газов; какую помощь можно оказать (получить) в случае опасности.

Аналогично формируется комплекс интересов на основе каждой потребности. Итак, центры интересов предусматривают комплексную работу на основе учета основных физических и духовных потребностей ребенка. В этом процессе выстраивается целостная система, какую Же. -О. Декролі назвал программе ассоциированных идей. Она образована из двух больших разделов:

1. Ребенок и его потребности.

2. Ребенок и среду.

Второй раздел охватывает следующие блоки:

а) Ребенок и природную среду:

- ребенок и минералы;

- ребенок и растения;

- ребенок и животные.

б) Ребенок и социальную среду:

- ребенок и семья;

- ребенок и детский сад (школа);

- ребенок и общество (родной край, Родина, человечество).

Особенно значимый в этой программе социальный аспект, то есть совместная работа как логический результат элементарных потребностей (потребность в пище, борьба с невзгодами, защита от опасности и врагов). Это раскрывает широкие возможности для нравственного воспитания, в частности для развития общественных устремлений. Как отмечал Же. -О. Декролі, лучшими уроками морали есть те, которые «приводят учителя и ученика к формированию в виде законов выводов из явлений, замеченных в течение предыдущей работы».

По его мнению, потребности ребенка удовлетворяются за счет окружающей среды (природной и социальной), которое действует на нее, и на которое она постоянно влияет собственной деятельностью. Этим обусловлена необходимость изучения среды, с которым ребенок находится в постоянном взаимодействии. Ее интересует, откуда появились «хлеб, масло, мясо, которое она ест; молоко, которое она пьет; одежда, который она носит; она хочет знать происхождение тарелки, ножик, шоколада, сахара, кирпича, парохода, троллейбуса, самолета и т.п.... Наконец, ребенок хочет держать в руках сырье, перерабатывать ее, изготавливать предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей или потребностей других людей...». Сначала она рассматривает материал в настоящем времени и в ближнем среде (семья, местность, Родина, человечество), а затем - в среде удаленном (жизнь в пространстве, времени).

Кроме изучения природной и социальной среды, с которым ребенок постоянно взаимодействует, материалом для определения содержания «программы ассоциированных идей» является самоизучения ребенка. По поводу этого Же. -О. Декролі замечал: «Ребенку важно знать саму себя: какая у нее строение, как работают ее органы, как она ест, спит, дышит, работает; почему она боится или сердится, какие у нее недостатки и качества...» Итак, первым условием целостного духовного жизни, по мнению Декролі, является раскрытие тайны собственной личности, осознание своего «Я», а целью обучения и воспитания детей - культивирование заложенных природой потребностей и формирования на их основе моральных качеств. Человек в его концепции представлена с психолого-антропологических позиций как живой объект в совокупности внешних и внутренних связей со средой обитания, с окружающей жизнью.

Центральной педагогической проблемой он считал проблему интересов личности. Центры интересов, по сути, определяют методический треугольник, который является стержнем любого учебного проекта. Этот треугольник содержит такие элементы, как наблюдение, ассоциация, выражения. Признавая их искусственность, О. Декролі отмечал, что каждый из них имеет «примесь» другого (например, процесс выражения невозможен без наблюдения и ассоциации). Кроме того, каждый элемент имеет свои педагогические задачи. Так, наблюдение должно приучить ребенка сознательно воспринимать явления, искать их причины, констатировать последствия, делать выводы; ассоциация имеет целью подвести ребенка к ассоциирование знаний, полученных в процессе наблюдений, со знаниями из других источников; выражение должно представить мнения ребенка в понятным для других формах.

Наблюдение как элемент педагогической технологи Же. -О. Декролі. Для того чтобы организовать наблюдение, педагог прежде всего должен выяснить, какими реальными представлениями владеет ребенок, анализируя ее ответы на разнообразные вопросы, а также во время свободной беседы с детьми. Наблюдением Декролі считал не только зрительное восприятие, а использование всех органов чувств в процессе познания окружающего мира.

Уточнения и углубления наблюдения достигается через эксперимент, который предусматривает:

- установления причинности (детерминизма) явления, что наблюдается;

- технологию;

- измерения;

- языковое выражение.

Ж. -О. Декролі рекомендовал сопровождать наблюдения ручными работами детей с целью формирования у них реальных, конкретных представлений о предметный мир. Например, дети, изготовляя орудия труда первобытных людей, усваивают представление о жизни в глубокой древности и о пути человеческого прогресса крепче, чем вследствие использования информационных средств. Они цепами молотят снип, размалывают жерновами зерно на муку, как это делали предки, и выпекают из него хлеб. Затем во время экскурсии в пекарне дети реально ощущают преимущества современного производства. Благодаря этому они устанавливают причинность событий и явлений, узнают технологию изготовления хлеба, получают первые представления о мере и счет. Результаты наблюдения фиксируют языковыми средствами. Поэтому наблюдение связано с комплексом работы, где оно является лишь преобладающей деятельностью. Этот принцип распространяется также и на другие элементы технологии Декролі - ассоциации и выражения.

Роль асоціацїі в учебной деятельности ребенка. Предпосылкой возникновения ассоциации является междисциплинарная интеграция, которая охватывает актуальную ситуацию в микросреде, ситуацию других стран и народов, ситуацию прошлого вплоть до истоков человеческой истории. Этот краєзнавчо-географический и историко-этнологический аспект в сочетании с детским опытом таит в себе немалые возможности для социального воспитания.

Ассоциация является продуктом мышления ребенка, в развитии которого Же. -О. Декролі важную роль отводил метода сравнения за сходством и различием. Особенно важным для мыслительной деятельности ребенка он считал сравнения с отличием.

В развития ассоциативного мышления ребенка высокую эффективность обнаружила созданная Же. -О. Декролі оригинальная методика классификации и коллекционирования. К тому же она является достаточно простой и доступной в пользовании. Например, дети приносят в детский сад все, что находят на улице, во время экскурсии и раскладывают по видам (животные, минералы, растения). Если ребенок колеблется относительно классификации некоего предмета, то кладет его в один из ящиков для коллекционирования. Для иллюстраций и картинок предусмотрены специальные конверты, в каждом из которых концентрируется материал по одной из тем «центра интереса» (еда, жилье, одежда, средства общения и др.).

Использование этой методики выявило ее значительные возможности по формированию мышления ребенка и дифференцирования понятий.

Выражение как элемент учебной деятельности ребенка. Выражением Же. -О. Декролі считал все то, что представляет мнение в понятной для других форме. Форма выражения может быть конкретным (рисование, лепка, плетение, вырезание) и абстрактной (чтение, письмо, беседа, конспектирования и анализ литературы). В школе Декролі для таких детских работ использовали «тетради-образцы», которые впоследствии один из исследователей его педагогического наследия назвал «книгами жизни». Относительно учебного материала выражение может быть программным (касается систематического программного материала) и эпизодическим (связано со спонтанными, актуальными вопросами).

Следовательно, изучение материала охватывает следующие последовательные этапы:

- наблюдение за явлениями жизни с целью установления причинно-следственных связей;

- ассоциация по месту и времени;

- выражение усвоенного через развитие речи.

С участием наглядности и личного опыта у детей формируются понятия, которые благодаря различным упражнениям закрепляются в памяти и усваиваются в единстве с навыками и умениями.

Во время комплексного изучения темы ребенок развивается через непосредственное овладение социальным опытом. Организация обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет четко выраженную краеведческую и трудовую направленность (изучения природы, истории и экономики родного края, создание мастерских).



Назад