Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Особенности содержания педагогической технологии «Школа для жизни, через жизнь»


Организация образовательной работы в школе. -О. Декролі строилось на принципе самообучения, согласно которому каждый ребенок имеет возможность работать в своем темпе, привчаючись самостоятельно мыслить и действовать. Самообучение, как известно, требует разнообразных дидактических материалов, которые бы создавали целостную систему. В педагогической технологии Же. -О. Декролі такой материал используют в форме образовательных игр и системы карточных задач.

Образовательные игры в педагогической системе Же. -О. Декролі. Игру Декролі рассматривал как творческую деятельность ребенка, средство возбуждения ее двигательной активности и духовного развития. В отличие от Ф. Фребеля и М. Монтессори, он использовал в дидактических играх не геометрические тела, а предметы окружающего мира, что позволило рассматривать их одним из способов классификации, повторения и закрепления полученных впечатлений, знаний, умений, приблизить их к жизненного опыта детей.

Ввиду смысловое наполнение и учебный эффект игр, Ж. -О. Декролі выделял следующие их виды:

- сенсорные игры (направленные на развитие восприятия цвета, формы, направления, внимания, двигательных способностей);

- математические игры (ориентированные на формирование элементарных арифметических действий, геометрических представлений, ориентирование во времени);

- игры с грамоты (направленные на подготовку ребенка к чтению и письму);

- грамматические игры (способствуют развитию грамматической правильности речи);

- географические игры (эффективные во время закрепления знаний по географии).

Сенсорные игры, к которым относятся зрительные, моторно-зрительные, моторные, моторно-слуховые игры, в основном предназначенные для работы с детьми дошкольного возраста, поскольку они играют важную роль в развитии сенсорных восприятий, внимания и двигательных способностей. Согласно методике Декролі в каждой серии игры постепенно усложняются. Их методика имеет в своей основе принцип «четности» или принцип игры в лото. Например, во время игры на различения цвета и формы используют две картонные карточки, разделены на 19 ячеек (28 см х 22 см), на которых нарисованы цветные кувшины. В одних клетках они имеют прямые стенки, в других - выпуклые. Ребенок должен накрыть карточками с такими же рисунками соответствующие ячейки. Благодаря этому она учится различать цвета и формы, развивает внимание, сообразительность. Такую цель игры имеют «Чего не хватает?», «Разделение на группы» и др. Моторно-слуховые игры призваны способствовать развитию чувственных восприятий, внимания и моторной одаренности. Например, ребенок с завязанными глазами отыскивает в мешочке, наполненном игрушками и предметами быта, необходимый предмет, а затем проверяет себя с помощью зрения.

Само Же. -О. Декролі разработал игры на распределение предметов, на составление картинок из цветных кубиков, на составление картинок с помощью отдельных фигурок. Более сложными являются игры на определение направления («Гимнасты»), времени («Который час?»). Решения целого комплекса задач предусматривают математические игры. Они направлены на развитие ассоциации между словом и предметом или идеей предмета. Ребенок должен научиться видеть, сравнивать, различать, анализировать, что достигается прежде всего зрительными и двигательными упражнениями предыдущих игр. Декролі считал, что, перед тем как ознакомиться с числами, ребенок должен понять отсутствие или наличие предметов, быть способной заметить разницу, считать знакомые ему предметы. Эти выводы он сделал в результате специальных исследований в области преподавания арифметики и впервые обнародовал их в докладе на педагогическом конгрессе в Брюсселе (1911) о психологические основы арифметики. Вскоре она была опубликована.

По его убеждению, ребенок почти безсвідомо делает сравнение, сопоставление, поэтому игра для нее является деятельностью, которая побуждает делать выводы и высказывать суждения, а следовательно, важным средством сенсорного и духовного развития ребенка.

Игры с грамоты также разработаны на основе принципа «четности» и направлены на подготовку ребенка к чтению и письму. Например, «Лото слов и картинок» содержит две одинаковые серии таблиц, на которых нарисовано или наклеены по шесть хорошо знакомых детям предметов.

Таблицы являются парными, причем на одной под рисунками написано названия предметов, а на второй - они отсутствуют. К таблицам прилагаются карты, которые содержат имена изображенных предметов. Ребенок должен найти карточку с названием предмета и положить на картинку (рисунок). Сначала ей дают таблице первой серии (с названиями предметов), затем - второй серии (без названий).

Грамматические игры направлены на формирование у детей навыков звукового анализа слова, согласование частей речи, синтаксического разбора предложения. Такова, например, игра на согласование причастий с другими частями речи. В предложенных детям предложениях причастия пропущены. Они записаны на отдельных карточках, которые участники игры должны разместить на месте пропусков в предложениях.

1. Они были довольны... песней.

2. ... песня очень мелодичная.

      выполнена      выполненной

Географические игры относятся к естественно-географического цикла школьной работы (того, что Декролі называл ассоциацией в пространстве). Материалом для них есть так называемые немые карты, на которых нанесен главные регионы страны, что изучается, реки, каналы, горные массивы и т.д. В коробке находится карты с обозначенными главными регионами, названиями крупных промышленных городов, важных отраслей промышленности и др. Суть игры заключается в том, чтобы правильно разложить эти карточки на немом географической карте.

Роль системы карточных задач в педагогической технологии Же. -О. Декролі. Выполнение карточных задач побуждает детей к самостоятельному наблюдения за изменениями в природе, стимулирует их исследовательскую работу, способствует повторению изученного материала, закреплению разнообразных навыков ручного труда (моделирование, садоводство, приготовление пищи и т.д.). Карточные задачи должны быть посильными для детей, а также структурированными на основные логические этапы (операции), что облегчает их выполнения.

Система карточных задач способствует фиксации внимания детей на переживаниях людей, с которыми они общаются. Например, детям может быть предложено такое психологическое наблюдение: 1 этап - «С чего ты делаешь вывод, что у Жана плохое настроение?»; 2 этап - «Опиши его вид в этот момент».

Особым видом самостоятельных коллективных занятий в школе. -О. Декролі были еженедельные конференции, на которых дети выступали с докладами на свободно избранные темы (в основном - за центром интересов, который изучался на то время). Готовясь к конференции, они самостоятельно подбирали иллюстрации, изготовляли таблицы, схемы и др. После выступлений традиционно разворачивалась дискуссия. Планирование образовательной работы, система конференций и другие нововведения «Школы для жизни, через жизнь» получили название «бельгийский метод проектов».

Обучение на основе проектов, которое сейчас широко практикуется в Швеции, Нидерландах, Дании, Германии и других странах Западной Европы, имеет следующие признаки:

- деятельностную основу, что предполагает активный познавательный процесс через приобретение практического опыта и создания материального продукта;

- современное планирование и совместную реализацию проекта;

- міжпредметну основу, сочетание урочной и внеурочной деятельности;

- сопротивления на природный интерес детей;

- тесная связь с жизнью, реальной действительностью;

- общественную полезность.

В последнее время в зарубежных школах приобрели популярность так называемые проектные недели, учебные фазы, в течение которых ученики одного или нескольких классов (нередко всей школы) работают над выполнением особого задания. При этом они самостоятельно выбирают тему, методы работы, способ представления конечного результата.

Подготовка и проведение проектного недели происходит поэтапно, что предусматривает:

1. Совместное решение срока продолжительности и тематики проекта.

2. Планирование работы инициативной группой.

3. Первое согласование и избрание лидеров групп.

4. Определение инициативной группой, к которой относятся учащиеся, учителя и родители, временных и организационных границ проектного недели и сообщение о них всем участникам.

5. Проведение проектного недели.

6. Анализ проекта.

По мнению современного немецкого дидакта Т. Мейера, благодаря проектным неделям «школа открывает себя, чтобы примирить науку, обучение и жизнь».

Педагогический потенциал «классических» альтернативных школ обнаружил значительные адаптационные возможности в современных условиях. В Брюсселе, например, успешно работает основана в начале XX ст. Ж. -О. Декролі школа «Эрмитаж», которая противостоит вербальной учебно-воспитательной традиции, ориентируясь в учебно-воспитательном процессе на особенности мышления, интересы ребенка. Это обеспечило ей место в четверке лучших по успеваемости общеобразовательных учреждений Бельгии. В начальных классах школы основой обучения является так называемые центры интересов, на основе которых группа и организуют учебный материал в соответствии с интересов и потребностей детей. Материал, который изучается, берут с окружающей ребенка среды - природы, школьной жизни, семьи, общества. Например, дети нескольких классов, занимаясь по центром интереса «Потребность в питании, собирают и изучают сведения об различные продукты питания, используя эти данные на занятиях по французскому языку, математике, естествознанию и т.д. Одним из объектов различных задач и упражнений есть любимый в каждой семье сыр (изготовление, хранение, продажа, описание и т. д.).

Поощряется в «Эрмитаже» использование разнообразных учебных изданий, материалы и выводы которых часто противоречат друг другу, поскольку, сопоставляя их, ребенок развивает самостоятельное и критическое мышление.

В «Эрмитаже» может учиться будь-яка ребенок. Единственным препятствием этому является дефицит мест. В школе царит национальная, расовая, мировоззренческая толерантность, что создает благоприятный климат для активного общения. Этой цели подчинены и специальные занятия. Например, на уроке по теме «Факторы общения» дети анализируют коммуникативную роль прессы, литературы, театра, кино. Творчество детей стимулирует их участие в создании школьного журнала «Курьер», к которому они готовят материалы, а затем брошюруют журнальные выпуски. «Эрмитаж» является своеобразной «педагогической Меккой», где систематически проходят стажировку педагоги из Европы, Азии, Америки.

Дидактические игры (лото, парные карточки) Декролі уже стали традиционными в отечественных системах сенсорного и речевого развития детей.

Получает распространение применения метода проектов, которым пользовались в 20-е годы XX века. Современная школа требует системного использования компонентов технологии Декролі.



Назад