Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Концептуальные основы педагогической технологии «Школа диалога культур»


Концепцию школьного образования и педагогическую технологию «Школа диалога культур» современный русский философ Владимир Біблер создал вместе со своими соотечественниками психологом Ириной Берлянд и педагогом Сергеем Кургановим.

Эта философско-педагогическая концепция сформировалась как творческий сплав идей российского теоретика искусства, литературоведа Михаила Бахтина (1895-1975) про «культуру как диалог», о «внутренний язык» выдающегося российского психолога-гуманиста Льва Выготского (1896-1934), а также положений «философской логики культуры» Библера, по-новому осмысленных, интерпретированных им в отношении педагогической сферы в книге «Мышление как творчество» и других научных трудах. Модель «Школы диалога культур» окончательно сформировалась в 1988, p. тогда в г. Харькове было начато первый эксперимент по ее внедрению.

Методологической основой «Школы диалога культур» является положение о том, что мышление личности, которая формируется, должно вступать в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (античности, средневековья, Нового времени), а также с представителями разных поколений, которые взаимодействуют в едином временном пространстве. Это обусловлено тем, что понять любые понятия, явления можно, лишь поместив их в пространство различных культурных соображений (от прошлого к настоящему), а также рассмотрев в плоскости настоящего (в дискуссии и взаємодоповненні современных культур).

«Школа диалога культур» рассматривает процесс становления личности как диалог разных исторических эпох, как свободное общение воспитанников и педагогов, младших и старших товарищей. В процессе такого общения участники высказывают свои взгляды на мир и на себя в нем. Этот диалог достигает цели только тогда, когда столкновение разных точек зрения, споры и единство взглядов, мнений, оценок постоянно опираются на внутренний диалог личности. Эти два вида диалога и является источником творческого саморазвития личности.

По мнению теоретиков «Школы диалога культур», психология и педагогика должны исходить из глобальных особенностей современного мышления и актуальных форм деятельности, способствовать переориентации от «человека образованного» до «человека культуры». Это требует соответствующих форм организации учебного процесса, методов преподавания, типа школы, содержания образования. Не только по методам, но и по содержанию образование должно стать діалогічною.

По утверждению В. Библера, диалог является не только эвристическим приемом усвоения монологической по своему содержанию знания, а определением сути и смысла знания, диалогом культур, которые общаются между собой вокруг основных проблем бытия, основных «точек удивления» человеческого разума. Кроме того, это постоянное общение в сознании ученика голосов поэта (художника) и теоретика. Такой диалог составляет основу развития творческого мышления, в том числе и в научной сфере.

В соответствии с технологией «Школы диалога культур» диалог предстает как форма организации обучения и как принцип организации содержания науки. Своей задачей школа В. Библера считает не только передача знаний, приобщение к культуре, формирование определенного видения мира, но и развитие и сохранение личностной логики, творческого воображения питомца и педагога.

Такая концепция образования предусматривает также особую психологическую теорию, для которой главным предметом является не функции и реакции ребенка, свойственные ее возрасту, и не способы інтеріоризації (преобразования на сущность внутреннего порядка) внешней по отношению к ней культуры, а созданная ребенком ее личностная культура. Она формируется вместе с культурой изучаемого предмета, культурой другого человека, культурой текста. Для этой психологической теории характерно понимание возраста как особой культуры, что не меняется следующим и не исчезает на следующем возрастном этапе, а которая, подобно исторических культур, сохраняется навсегда и вступает в сознании человека в общение с другими возрастными культурами.

Сторонники «Школы диалога культур» считают, что историческая последовательность соответствует закономерностям развития мышления современной европейской ребенка. Последовательность возрастных периодов как последовательность определенных культур не вполне естественна, то есть позакультурна, независимая от образования, но она парадоксально оказывается как «естественная» по соответствующей организации системы образования. При этом существенную роль играют индивидуальные различия, поскольку особенности мышления некоторых детей в условиях диалогической образования могут проявлять себя, например, как «античные», «новочасні» и др.



Назад