Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Историко-педагогические основы проблемы развития


Возможность существенных изменений в школе теоретики и практики отечественного образования связывают с идеями развивающего обучения. На основе научных трудов созданы методические пособия, специальные программы. Одним из основных принципов реформирования отечественной школы провозглашен принцип розвивальної образования.

Наиболее распространенными в массовой начальной школе есть варианты системы развивающего обучения, разработанные научными коллективами под руководством российских психологов и педагогов Леонида Занкова (1901-1977), Даниила Эльконина (1904-1977) и Василия Давыдова (1930-1998). В тесном контакте с педагогами-практиками они создали полный комплект учебников для начальной школы. Эти технологии как самодостаточные дидактические системы широко внедряют наряду с традиционным обучением в школах Киева, Харькова, Севастополя, Николаева, Херсона и др.

Проблема развития существует с тех пор, как человечество начало осознанно направлять свои усилия на подготовку детей к выживанию. Об этом свидетельствуют археологические находки и элементы прошлого в современных языках, в жизни и обычаях разных народов, игры для развития сообразительности, загадки, развлечения, головоломки, которые дошли до нас из глубины веков. С появлением письменности подобные свидетельства приобрели системный характер. Одним из первых реализовал в процессе обучения идею развития древнекитайский мыслитель Конфуций (прибл. 551-479 до н. э.), фамилия которого означает «учитель Кун». В его школе обучение проводилось в форме свободных бесед, совместных размышлений, дискуссий. Для Конфуция главным было не вооружение учащихся конкретными знаниями, а их основательный общее развитие, нравственное и духовное возвышение. Его идеи в разные времена развивали древнегреческие мыслители Сократ (прибл. 470-399 до н. э.), Демокрит (прибл. 470 (460) - прибл. 380 (370) до н. э.), древнеримский философ Квинтилиан (ок. 35 - прибл. 96), итальянский педагог-гуманист Vittorino да Фельтре (1378-1446), французский философ, писатель Мишель де Монтень (1533-1592), Я. -А. Коменский, Ж. -Же. Руссо.

Термин «розвивальне обучения» в конце XVIII в. ввел И. -Г. Песталоцци, чьи идеи о развитии способностей детей К. Ушинский назвал открытием значительнее, чем открытие Америки. А сам И. -Г. Песталоцци развитие считал «всеобщей потребностью всего человечества». В школьном обучении это задача, по его мнению, должно решаться в процессе преподавания всех предметов. Особенно ценными в педагогическом наследии Песталоцци является идея развития детей в процессе обучения через принцип природосообразности и своеобразное толкование природы задатков.

Непосредственно стимулировала формирования целостной теории развивающего обучения высказана в начале 30-х годов XX ст. Л. Выготским идея о возможности и целесообразности обучения, ориентированного на развитие ребенка как на непосредственную главную цель. По его убеждению, оценивать уровень развития ребенка нужно не только за тем, что она делает самостоятельно (актуальный уровень развития), но и за тем, что она может делать с помощью взрослого (зона ближайшего развития). В То Же Время, Л. Выготский не отрицал необходимости усвоения знаний, умений и навыков, однако их он считал не конечной целью, а лишь средством развития учащихся.

Уровень актуального развития ребенка удостоверяют сформированы в нее психические процессы. Это означает, что за ее актуальным развитием можно судить о завершены циклы развития. Однако целью образования является перспективное развитие ребенка, поэтому развивающее образование, кроме достигнутых результатов развития, использует процессы, находящиеся на стадии становления. В детском саду, начальной школе ребенка учат нового, продвигая ее развития, давая ей возможность сделать больше, чем она может.

Ребенок может последовать только то, что находится в зоне ее интеллектуальных возможностей. С помощью взрослого, по мнению Выготского, она может выполнять любые действия, а лишь те, в которых в определенной степени готова: «Что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве (с взрослым), она сможет сделать завтра самостоятельно... Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет его за собой. Но обучать ребенка можно только тому, чему она уже способна учиться... Возможности обучения определяются зоной ее ближайшего развития». На этом основании он делает вывод: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сможет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые пока что находятся в зоне ближайшего развития».

Эти соображения Л. Выготского по организации учебно-воспитательного процесса позже получили конкретизации, уточнения и углубления.



Назад