Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Технология развивающего обучения Л. Занкова


Одной из первых попыток практической реализации идеи развивающего обучения было обоснование развития как ведущего критерия оценки работы школы, опытно-экспериментальное исследование объективных педагогических закономерностей в соотношении обучения и развития. Познание этих закономерностей рассматривался как шаг к утверждению новой дидактической системы, которая должна обеспечить значительно выше, чем массовая, в частности самая передовая, педагогическая практика, результаты обучения и на этой основе достичь оптимального уровня общего развития школьников. Вся эта работа была сосредоточена в лаборатории Научно-исследовательского института теории и истории педагогики АПН СССР, которую возглавлял Л. Занков. С 1929 г. он вел научно-исследовательскую работу в Москве: сначала в Научно-исследовательском институте дефектологии, впоследствии - в НИИ теории и истории педагогики АПН. Он обосновал возможность применения в педагогических исследованиях различных видов педагогического эксперимента, выдвинул и реализовал идею включения в педагогический эксперимент психологических методов изучения общего развития учащихся как средства результативности педагогических нововведений. Под его руководством в 50-60-е годы XX в. создана новая дидактический концепцию начального обучения, направленной на общее развитие детей.

Согласно этой концепции общее развитие толковался как развитие способностей учащихся. Основными критериями при определении его уровня были развитие наблюдательности, абстрактного мышления, практических действий. Стремясь сформировать дидактический систему, которая обеспечила бы наивысшую эффективность обучения, что является предпосылкой для общего развития учащихся, Л. Занков обосновал основные дидактические принципы развивающего обучения, существенно отличные от принципов традиционной дидактики (наглядности, сознания, систематичности и т.д.), направленных на успешное обучение, то есть усвоение учащимися знаний, умений, навыков. Новая система принципов сориентирована на достижение оптимального уровня общего развития школьников, что, безусловно, связано и с должным успеваемости в учебе. В целом система развивающего обучения имела в своей основе такие взаимосвязанные принципы: принцип обучения на высоком уровне сложности; принцип обучения быстрым темпом; принцип ведущей роли теоретических знаний; принцип осознания школьниками процесса учения; принцип целенаправленной и систематической работы по развитию всех учеников.

1. Принцип обучения на высоком уровне сложности. Этот принцип является ведущим в технологии развивающего обучения и характеризуется, по мнению Л. Занкова, не тем, что превышает «среднюю норму» сложности, а прежде всего тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им пространство и направления. Речь идет о сложность, связанную с познанием сущности явлений, которые изучаются, зависимостей между ними, с настоящим привлечением детей к ценностям науки и культуры. Усвоенные знания, становясь достоянием школьника, обеспечивают переход на более высокую ступень развития.

Обучение на высоком уровне сложности сопровождается соблюдением относительной степени сложности. Например, в программы для 3-го класса включена тема «Значения падежей существительных (придієслівних). Некоторые основные значения». Она достаточно высокого уровня сложности, но ее изучения стимулирует развитие мышления младших школьников. Перед тем они изучали 1, 2 и 3-тю склонение существительных, окончания существительных, которые принадлежат к разным сортам, находясь в одном и том же падеже. Теперь ученики должны абстрагироваться от различий, характерных для всех типов отмены, и осмыслить значение конкретного падежа. Так, безприйменниковий творительный падеж, который зависит от глагола, имеет найтиповіше значение орудия или средства, с помощью которого выполняется действие (играть мячом, рисовать кистью, писать ручкой и т.д.). Такое обобщение представляет собой более высокий уровень мышления.

2. Принцип обучения быстрым темпом. Он органически связан с предыдущим и предусматривает отказ от однообразного повторения пройденного материала. Суть его заключается в том, чтобы дети постоянно обогащали свой ум разнообразным содержанием, которое создает благоприятные условия для более глубокого осмысления полученных знаний. Однако не стоит прибегать к поспешности в учебной работе и увеличивать количество задач для школьников.

Действенным в таком обучении является применение дифференцированного (франц. дифференциация, от лат. differentia - различие) подхода, по которым одни и те же темы программы сильные и слабые ученики изучают с неодинаковой глубиной.

3. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Он ориентирует на сосредоточение внимания не на всех сложностях, связанных с теоретическим осмыслением явлений, выявлением их внутренних существенных связей. Главным в учебном процессе является разграничение различных признаков объектов и явлений, изучаемых. Осуществляется оно в пределах принципа системности и целостности, согласно которому каждый элемент усваивается в связи с другим и внутри некоего целого. В формировании понятий, способов мышления, деятельности доминирует индуктивный путь, который предусматривает переход от наблюдения единичных фактов и явлений до установления общих закономерностей, правил, законов. Особую роль играет процесс сравнения, которое дает возможность выяснить сходство и различие явлений и вещей, дифференцировать их свойства, отношения. Значительное внимание при этом уделяется развитию анализирующего наблюдения, способности к выделению различных аспектов и свойств явлений, их четком речевом выражению.

Однако этот принцип не отрицает роли образных представлений младших школьников, а лишь утверждает невозможность признания конкретного мышления ведущим в умственном развитии учащихся начальных классов.

Его применяют при изучении всех предметов. В технологии развивающего обучения Л. Занкова формирование навыков происходит на основе полноценного общего развития, на базе глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей.

4. Принцип осознания школьниками процесса учения. Этот принцип вытекает из общепринятого дидактического принципа сознания и предполагает осознание учащимися способов действий и операций, с помощью которых происходит процесс учения, что является предпосылкой понимания учебного материала, умение применять теоретические знания на практике, овладение мислительними операциям (сравнение, синтез, обобщение), а также позитивного отношения школьников к учебной труда. Ведь одна из важнейших условий развития ученика заключается в том, что процесс овладения знаниями и навыками является объектом его осознания. Поэтому учебный процесс должен быть организован так, чтобы ученик выяснил для себя расположение материала, необходимость заучивания некоторых его элементов.

5. Принцип целенаправленной и систематической работы по развитию всех учеников. Сосредоточен он на преодолении неуспеваемости отдельных учеников, усиленному вниманию к их общего психического развития. Речь идет о выявлении и коррекцию тех аспектов психического развития, отставание которых было основной причиной неуспеваемости. По традиционной методики для преодоления неуспеваемости слабых учеников используют много тренировочных упражнений, однако это не способствует развитию детей, а вызывает еще большее отставание, поскольку они требуют систематической работы, направленной на их развитие. Эксперименты Л. Занкова засвидетельствовали, что целенаправленная и систематическая работа вызывает сдвиги в развитии слабых учеников и лучшие результаты в усвоении знаний и навыков.

Содержание развивающего обучения ориентирован на познание общей картины мира средствами науки, литературы, других видов искусства. В начальных классах, например, он охватывает материал из естествознания, географии, истории. Особое внимание уделяется изобразительной деятельности, музыке, чтению художественных произведений, труда в ее нравственном и эстетическом смысле.

Технология Л. Занкова предусматривает участие школьников в различных видах деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. Она показала свою эффективность на всех этапах организации процесса обучения, прежде всего в развитии психических функций младших школьников. Однако осуществлены в течение 60-70-х годов XX в. попытки внедрить ее в массовую школьную практику не были успешными, так как учителя не смогли обеспечить новые программы соответствующими технологиями обучения.

Ориентация школы в конце 80-х - начале 90-х годов XX в. на личностно-развивающую образование оживила интерес к этой концепции. Но ее глубинный смысл для многих до сих пор остается неопознанным и нераскрытым. Через том дидактические ее принципы учитываются частично и внедряются поверхностно.



Назад