Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Концептуальные основы технологий раннего обучения М. Зайцева


Модульные (лат. modulus - мера) и локальные (лат. lоcalus - местный, присущий определенному месту) технологии направлены на усовершенствование определенной части педагогического процесса, в котором модулем является самостоятельная функциональная часть. Локальные технологии охватывают лишь отдельные звенья педагогического процесса и не связаны между собой. Модульные и локальные инновационные педагогические технологии используются как самостоятельные или как такие, которые представляют элементы системных технологий.

Образовательные технологии раннего обучения созданы современным российским педагогом-филологом Николаем Зайцевым. Они основаны на принципиально новых подходах к обучению грамоте и математике и обеспечивают его высокую результативность. Особенностями, которые обусловили популярность и широкое применение этих технологий, является доступность в использовании и максимальная наглядность материалов.

Комплекс оригинальных методических приемов технологий М. Зайцева базируется на открытиях и теоретических обобщениях о психические особенности развития человека российских ученых-физиологов Ивана Сеченова (1829-1905), Ивана Павлова (1849-1936), Алексея Ухтомского (1875-1942), невропатолога, психиатра, психолога Владимира Бехтерева (1857-1927), психолога Алексея Леонтьева (1903-1979).

По мнению И. Сеченова, психические явления является обязательным компонентом любого поведенческого акта, своеобразными сложными рефлексами (лат. reflexus - отражение - реакция-ответ организма на воздействия, которые осуществляются через нервную систему). Временность психических актов в сознании он объяснял расчленением моментов восприятие на отдельные цепи через двигательные реакции. Изучая зарождение и формирование психики ребенка, Сеченов обосновал важную роль членение сенсорного (лат. sensus - чувство) потока и решающее значение двигательных реакций.

Наблюдения, открытие и обобщения И. Сеченова нашли свое практическое воплощение в педагогических технологиях М. Зайцева. В них сенсорный поток измельченный на своеобразные «кванты информации», операции с которыми сопровождают ритмичные движения с периодическими моторно-эмоциональными акцентами. С ориентацией на этот принцип Г. Зайцев создал учебные пособия, во время работы с которыми дети полностью освобождены от регламентированного поведения. Наоборот, их учебная деятельность насыщена интересными игровыми ситуациями с элементами соревнования. В процессе таких занятий они испытывают большую радость от достигнутых результатов обучения. Устойчивые положительные эмоции способствуют нормализации и активации всех функциональных систем организма ребенка, а следовательно ее здоровью.

К оздоровительных факторов относится и ритмізація деятельности, что проявляется во время обучения грамоте, в ритмических звуковых раздражениях, ритмических двигательных ответах детей, в дозированных по определенному правилу моторно-эмоциональных акцентах, в ритмичных движениях кисти ребенка.

Важным в системе оздоровительных эффектов дидактических приемов М. Зайцева является формирование правильной осанки, высокая общая двигательная активность, работа над фиксацией взгляда. Все это осуществляется на принципах индивидуального подхода к ребенку. Педагогические технологии М. Зайцева дистанцированы от вербально-логического направления, которое по традиционных форм и методов обучения часто порождает эффект бессодержательной многоязычия.

Современные психофизиологи предостерегают от чрезмерной ориентации на формирование функций, присущих левом полушарии головного мозга, которая отвечает за речь, логическую память, словесно-логическое (абстрактное) мышления, и игнорирование правого полушария, отвечающего за образность, целостность, яркость восприятия событий и явлений, анализ тонких эмоциональных компонентов, в том числе и языковых.

Разработана Зайцевым технология обучения чтению использует по умолчанию детский средство познания мира - кубики, которым большое значение придавали Я. -А. Коменский, Ф. Фребель. Не менее важны они и в наше время, когда виртуальные образы компьютерного обучения отрывают ребенка от реалий окружающего мира, порождают иллюзорное ощущение вседозволенности, формируют жестокость, равнодушие к явлениям природы и социального бытия, дегуманізують ее сознание. Не случайно технологию М. Зайцева высоко оценил автор оригинальной системы развивающих игр Бы. Никитин.

Принципиальным положением технологии является одновременное развитие речи детей с обучением их чтения. За такого подхода чтение рассматривается не как предпосылка «ускоренного развития», а как процесс овладения новой языковой реальностью - письменной речью. Оппоненты Г. Зайцева критикуют его за попытку научить детей читать в слишком раннем возрасте, не аргументируя своих соображений. В определенной степени можно было бы с ними согласиться, если бы эта технология предусматривала обязательное сидения за столами, регламентировали поведение детей, требовала сложных дидактических пособий. Наоборот, реализация этой технологии не вырывает ребенка из контекста ее природного бытия, не создает для нее непреодолимых барьеров. Обучение чтению сочетается с игрой, пением. Например, запоминание складов происходит в форме коротких составляющих песенок (используются как фонетическая разминка и сопровождаются движениями).

Психологические особенности возраста учитываются в использовании всех видов памяти: звуковой, моторной, зрительной, кінестетичної (пространственно-двигательной), что делает процесс обучения несложным, увлекательным. По утверждению дефектологов, которые работают с детьми, имеющими нарушения психического развития, занятия по системе М. Зайцева обеспечивают значительные результаты в освоении чтения, письма, речи. Поэтому отдельные из этих детей опережают своих здоровых сверстников.

Психофизиологические основы технологий М. Зайцева основаны на признании немалых возможностей дошкольного возраста в восприятии и усвоении на чувственной основе знаний об окружающем мире. Их автор исходил из того, что для полноценного формирования личности нужно задействовать все органы чувств, обеспечить надлежащее развитие ощущений и восприятий как главных способов познания ребенком предметов и явлений. Например, безграничные возможности зрения, слуха, обоняния, тактильного (на ощупь) восприятия следует использовать в обучении именно тогда, когда они формируются и развиваются как главные факторы познания ребенком мира. Ведь даже у ребенка, которая родилась здоровой, невнимательность родителей и педагогов к развитию чувственных способов познания может повлечь серьезные проблемы умственного и нравственного развития. Человек с сформированными ощущениями и умением воспринимать свободно ориентируется в окружающем мире, самостоятельная, уверенная в своей деятельности, в отношениях с другими людьми.



Назад