Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Особенности содержания педагогических технологий М. Зайцева


Технологии раннего обучения направлены на овладение грамоты и математический развитие детей. Технология обучения грамоте предлагает оригинальный путь к чтению через письмо (письма от кубиками - к чтению). В свое время этот метод предложила и разработала М. Монтессори. Роднит педагогическую технологию М. Зайцева с этим методом отказ от фонематического принципа обучения чтению, вместо которого предлагается составной. М. Зайцев ссылается на достижения М. Монтессори и в методике формирования элементарных математических представлений (математический справочник «Столік»), умений выполнять сложные математические операции без перегрузки и истощения.

Игра-пособие «Кубики Зайцева» содержит 52 картонки которые можно легко сложить в кубики, три таблицы и методические комментарии. Кубики разделяют по разным критериям:

- за цветными признакам (цвет, сочетание цветов, одно -, двубуквенные склады с буквами трех цветов). По цвету кубики распознают, пользуясь такой схеме: «золотой» - желтый, «железный» - серый, «деревянный» - светло-коричневый, белый. За сочетанием цветов: «железно-золотой», «дерев'-золотой», «железно-деревянный»;

- по объему кубики делятся на большие и маленькие, большие двойные (склеенные друг с другом), маленькие двойные;

- по звучанию наполнителя (кубики Зайцева, что звучат): «золотые», «железные», «деревянные», «железно-деревянные», отсутствие звука;

- за вибрацией наполнителя, которая воспринимается пальцами руки, держащей кубик;

- по весу;

- по сочетаниям признаков.

М. Зайцев рассматривал состав как «мускульне усилия речевого аппарата, что осознается», каждую букву саму по себе, каждую букву на обозначения согласного звука со следующей, которая обозначает громкий, или каждую, что передает согласный с мягким знаком.

Склады располагают в таблице, сопоставляя и соотнося их с дзвінкістю, глухістю, твердостью, мягкостью.

Обучение чтению по кубикам М. Зайцева происходит в три этапа:

1. Ознакомление с кубиками и таблицами, изучение складов. Его целью является ознакомление детей с кубиками и таблицами, обучение их различать кубики по цвету и звучанием, называть склады на кубиках, находить и называть склады в таблицах. Каждом кубике отвечает столбец или строка в таблицах. После работы с кубиками дети с помощью указки отыскивают в таблицах нужные сообщения. В поисках друга они успевают принять и запомнить десятки сообщений. Блестящая систематизация помогает познать принцип подобия, алгоритмы поиска.

На этом этапе дети выполняют такие игровые упражнения: «Угадай, какой кубик звучит», «Подбери к маленького большой кубик», «Построй башенку ли паровоз», «Найди на своем кубике букву золотого кубика и названия склад», «Найди кубик, который я назвала», «Которого кубика не стало?», «Что изменилось?». Когда называют «имя» и «фамилия» кубика, склады говорят: хором; ребенок, к которой апеллирует педагог; по очереди (например, Л - ЛА - ЛО - ЛУ - ЛИ - ЛЕ). Далее наступает очередь для игр «Найди на карточках слово, составленное из кубиков», «Склады из кубиков слово, написанное на карточке», «Найди свое имя на карточке среди других», «Склады из кубиков название до картинки», «Составное лото» (с использованием картинок с изображением животных и неполным подписью на картинке и картинок с составом, которого не хватает).

На таблицах изображены те же кубики, но в развернутом виде. Воспитатель указкой показывает слова, а дети сравнивают их с тем словом, что уже изложено кубиками. С опорой на такие таблицы трехлетний малыш легко изучает к сотни складов и составляющих песенок. Такое проспівування является замечательной «гимнастикой для ума» и способствует коррекции звукопроизношения. Детям нравится сопровождать песенки игривыми движениями рук, хлопками в ладоши, притупуваннями, по сигналу воспитателя делать паузы, петь тише или громче, быстрее или медленнее. Очень важно, чтобы дети припевали все склады, которые есть в украинском языке. Это помогает сделать для них чтение легким и понятным.

2. Чтение одного слова. Детям, которые уже умеют преподавать из кубиков разные слова, предлагают так называемые составные карточки (написанные ярким крупным шрифтом). На этом этапе усложняются и игры. Они уже нуждаются не только заинтересованности детей, но и их самоорганизации. Играя в игры «Угадай, где твое имя», «Названия игрушку по-другому», «Найди слово наоборот» и т.д., дети самостоятельно преподают простые предложения, определяют и ставят ударение в словах, разделительные знаки. Чтение слов с карточек сопровождается специальными заданиями, направленными на развитие речи, памяти и сообразительности. Причем дети быстро учатся читать целыми словами.

3. Чтение текста, игры-тексты с кубиками. Этот этап предусматривает закрепление умения детей уверенно читать отдельные слова, читать слова в предложениях и воспроизводить суть прочитанного. Детям предлагают игры с карточками, игры-головоломки с кубиками и работу с текстом: «Подбери нужный цвет», «Подбери нужное слово», «Какой предмет я загадала?», «Найди продолжение слова» и др. Так, в игре «Похож - не похож» используют карточки со словами: мяч, пуля, роза, ромашка, солнышко, хрущ, лисица, волк, трактор, грузовик. Воспитатель описывает предметы, например: «Два цветка. Одна из белыми лепестками и желтой серединой. Вторая с розовыми лепестками и колючками. Один цветок садовая, вторая - полевая». Дети должны сравнивать их, находя общие и отличительные признаки, узнавать по описанию, находить ответ среди карточек.

После того как дети научатся читать небольшие тексты (пословицы, поговорки, скороговорки, считалки и т.д.), они овладевают чтения текстов из книг с крупным шрифтом и яркими, выразительными иллюстрациями. Воспитатель читает вслух, а дети следят за текстом глазами и читают внутренним голосом. На этом этапе воспитателю важно заботиться об освещении комнаты, научить детей правильно сидеть во время чтения и т.д.

Итак, развивающий эффект технологии обучения чтению достигается благодаря складочном, а не фонемному принципа обучения; сочетанию обучения с пением; использованию всех видов памяти; максимальной наглядности.

Этот подход реализуется и в формировании у детей элементарных математических представлений.

Игра-пособие «Столік» («Миллиардер») сориентирована на математический развитие детей. Базируется она на использовании двух наборов картонных полос (числовых лент) длиной 65 см по 10 шт. в каждом, с рядами чисел от 0 до 9, от 10 до 19... от 90 до 99, шириной от 6 до 23 см (ширина полосы растет с увеличением значения числового ряда). Отличие наборов заключается в том, что в одном десяток представлен пирамидкой из кружочков, набранных как 4 + 3 + 2 + 1, во втором - двумя рядами квадратиков 5 + 5. Применяют и две таблицы - зеленую, что знакомится с использованием знаков«+», «-», «=» на элементарных арифметических примерах; и красную, которая помогает ребенку понять математические действия умножения и деления.

Кроме ознакомления с цифрами, числами и математическими действиями, пособие представляет любое число в пределах сотни в четырех образах: звуковому, графическому (цифровом), количественном и компонувальному (возможности деления одного числа на другие или его составления). Например, число 47:

4

Ребенок воспринимает его (как и любые другие числа) в совокупности признаков: сорок семь - слышит звуки; видит, сколько предметов представлено (кружочков, квадратиков); как они скомпонованы: четыре десятки, семь единиц (семь состоит из четырех и трех в кружочках или с пяти и двух в квадратиках), до десяти не хватает трех; видит, как это число выражается цифрами.

Для ознакомления детей с числовой лентой М. Зайцев предлагает ряд упражнений:

1. Посчитай, переводя указку из ячейки в ячейку и громко называя числа, от начала до конца ленты.

2. Посчитай по порядку: 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90 и 100, если расположить карточки с написанными на ней цифрами под изображением нуля. Через некоторое время дети могут считать и в обратном порядке: 100, 90, 80, 70 ... 10, 0, а позже - от ста до нуля: 100, 99, 98, 97, ... 3, 2, 1, 0. Детям нравится осуществлять «запуск ракеты» с обратным отсчетом, чтобы, вместо «ноль», воскликнуть: «Пуск!»

3. Покажи, сколько тебе лет. Ребенок на числовой ленте показывает (как правило, с энтузиазмом), сколько ей лет. Аналогичные действия дети выполняют, отвечая на вопрос о возрасте братишки, сестренки, папы, мамы, родственников, номер своего дома, квартиры, телефона и др. Название улицы они показывают по составляющей таблицы (справочник «Кубики Зайцева»).

С помощью карточек и числовых лент дети учатся считать двойками, тройками, четверками и т. д. (17, 34, 51, 68, 85), складывать, вычитать, решать задачи, осваивать десятичные дроби.

В методических преимуществ «Століку» принадлежат логичность построения, что позволяет даже самым маленьким детям овладеть алгоритмами и осуществлять математические действия с одно - и двузначными числами, и наглядность. Игра-пособие помогает ребенку развивать творчество, двигаться, взаимодействовать со сверстниками.

Одной из составляющих успеха технологий Зайцева является неукоснительное соблюдение принципа «от конкретного к абстрактному, от конкретно-образного и словесно-логического».

Технологии М. Зайцева кардинально отличаются от традиционных методик развития речи детей и формированию у них элементарных математических представлений. Однако они показали свою высокую результативность, а также возможность применения не только в образовательных учреждениях, но и в домашних условиях.



Назад