Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Концептуальные основы технологий Г. Домана


Американский детский врач и психолог Глен Доман исследует психологию умственного развития детей. В 1940 г. он получил научную степень по физиотерапии в Пенсільванському университете. В 1955 г. основал Институт развития человеческого потенциала (Филадельфия), который ныне возглавляет его дочь и последовательница Джанет Доман. Он является автором всемирно известной серии «Мягкая революция», которая охватывает книги «Как дать ребенку энциклопедические знания», «Как научить ребенка математики», «Как научить ребенка читать», «Как развить умственные и физические способности ребенка» и др.

Г. Доманом создана современная теория и широкая практическая программа раннего обучения детей, удобная для применения не только в учебно-воспитательных заведениях, но и в домашних условиях.

По убеждению Г. Домана, основы интеллекта, образованности человека, жизненные перспективы в целом закладываются в первые детские годы. Этот период является решающим для дальнейшей жизни ребенка, и она уже никогда не сможет превзойти потенциал, заложенный в 5 лет.

Животные и люди в утробе матери находятся в таком положении, от которого относительно легко перейти к стояния и ходьбы на четырех конечностях. Поэтому детеныши многих животных, например собаки, обезьяны, коровы, лошади, сразу после рождения могут ползать, даже вставать на ноги и ходить. Их мозг тоже утверждается до момента рождения.

Человеческий ребенок преодолевает в своем развитии после рождения сложный и длительный путь. Рождается она беспомощной и учится пользоваться своим телом и мозгом после рождения. Ее мозг на момент рождения похож на чистый лист бумаги. От того, что будет зафиксировано на нем на ранней стадии развития, будет зависеть одаренность ребенка.

По мнению Г. Домана, раннее развитие ребенка охватывает два аспекта:

1) общее развитие;

2) обучение чтению, математике, основам естественных наук, литературы, искусства.

Человеческий мозг содержит около 1,4 млрд. клеток. У новорожденного ребенка большинство из них еще не задействована. В процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки, которые могут эффективно работать, только будучи объединенными в систему.

Наиболее активно образуются эти связи в период от рождения ребенка до трех лет. Тогда появляется примерно 70-80% таких образований. С их развитием расширяются возможности мозга. За первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а до трех лет - 80%. До этого возраста развивается фундаментальная способность мозга принимать сигналы извне, создавать образы внешних явлений и предметов и запоминать их, то есть формируется основа дальнейшего интеллектуального развития ребенка. Это подтверждают случаи из жизни детей, которые в первые годы после рождения находились среди животных.

Найденные в пещере недалеко от Калькутты (Индия) «воспитанные» волками девочки Амала и Камала, а также мальчик - «дикарь с Авейрону» (маленький Маугли), который жил в лесах южной Франции, так и не научились вести себя как люди. И никакие старания специалистов им в этом не могли помочь.

О благодатную роль раннего обучения детей свидетельствует детство многих гениальных людей, с которыми родители работали весьма целенаправленно. Г. Доман высказывает предположение, что выдающиеся люди не были рождены гениями; их талант максимально развился благодаря созданным в раннем детстве благоприятным условиям и замечательной образовании, прежде всего потому, что они очень рано научились читать: «Многочисленные исследования свидетельствуют, что большинство одаренных людей начали читать гораздо раньше, чем пошли в школу. Это объясняют, как правило, тем, что они были одаренными от природы. Однако можно поставить вопрос иначе: А не потому ли эти дети обнаружили выдающиеся способности, что начали читать с раннего детства? Это предположение не менее правомерно, чем первое. В его пользу можно привести много доказательств, что делает его достоверным научным фактом».

По его убеждению, в жизни ребенка важнейшими являются два периода:

1. От рождения до 1 года. В этот период взрослые неоправданно проявляют в отношении ребенка чрезмерную опеку, пытаясь удерживать ее в тепле, следя, чтобы она была чистой и накормленным, ограничивая при этом возможности формирования ее нервной системы. Зато ребенку необходимо предоставить почти неограниченные возможности для движения и непосредственного исследования объектов.

2. От 1 до 5 лет. В этот период формируется интеллект человека. Поэтому взрослые должны стараться как можно полнее удовлетворять потребность ребенка в новом материале для изучения, «который она стремится усвоить во всех доступных ей формах и особенно в языковой - устной или письменной». Если в это время ребенок научится читать, то, по мнению Домана, «перед ней раскроются двери в сокровищницу человеческой истории, письменности, где хранятся накопленные веками знания».

В структуре интеллекта исследователи выделяют следующие составляющие:

- функциональный интеллект (способности, которые ребенок в зависимости от ситуации использует или не использует);

- потенциальный интеллект (способности, которые ребенок может задействовать, если будет возможность).

Главными характеристиками, которые свидетельствуют о совершенствовании интеллекта, являются:

- способность к передвижению на двух ногах;

- способность пользоваться языках;

- способность писать с помощью пальцев;

- визуальная способность воспринимать зрением);

- аудиальная способность воспринимать на слух);

- тактильная способность чувствовать на ощупь).

От 1 до 5 лет ребенок должен учиться, что обусловлено ее уникальным свойством впитывать всю информацию из окружающей среды. Эту способность детского мозга Г. Монтессори назвала всотуючим умом. Обладая такой способностью, малыш без особых усилий может научиться читать самым легким и естественным способом, говорить на иностранных языках. В дальнейшем эта способность постепенно уменьшается. Поэтому именно в ранний период ребенок должен получить всю базовую информацию. По утверждению Г. Домана, личность, чья память обогащенный знаниями, которые она умеет использовать, есть все основания считать одаренным. Однако целью раннего развития и воспитания ребенка не может быть «выращивания» гениев: «Наша цель - отнюдь не сделать ребенка Нобелевским лауреатом, или всемирно известным скрипачом, или олимпийской "звездой"». Главное - помочь ей определиться в жизни, из разнообразных возможностей сосредоточиться на важнейших для нее.

Итак, раннее развитие должно дать ребенку такое образование, которое обеспечит ей глубокий ум и здоровое тело, сделает ее сообразительной и доброй.



Назад