Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Особенности содержания технологий Г. Домана


Возглавляемые Г. Доманом специалисты в области развития раннего обучения разработали оригинальные технологии обучения детей чтению, математике, а также технологию, благодаря которой ребенок может овладеть энциклопедическими знаниями.

Технология обучения детей чтению. Она принципиально отличается от общепринятой. Называя ребенка «лингвистическим гением», Г. Доман убежден, что ее нужно учить читать не за буквами и слогами, а сразу словам, поскольку это значительно проще и доступнее для детей любого возраста, начиная с 6-8 месяцев. Это означает, что ребенок может научиться читать (про себя) раньше, чем говорить.

Эта технология пригодна и для обучения чтению детей иностранными языками.

Как свидетельствуют исследования Г. Домана, ребенок запоминает определенное слово, увидев и услышав его 12-15 раз. Для этого рекомендуется писать слова на полосках плотной бумаги размером 10-15 см красными прописными буквами высотой 7,5 см, поскольку большие буквы максимально простые для зрения, а красный цвет способен привлечь внимание ребенка. Постепенно можно переходить на черные буквы меньшего размера.

В течение 5-6 дней ребенку показывают наборы слов (по пять в каждом), начиная с одного набора и постепенно увеличивая их количество до пяти. Каждый из них показывают ребенку трижды в день в течение 5 дней, каждое слово - до 1 секунды. За день проводят 15 занятий продолжительностью 5-7 секунд, с интервалом не менее получаса. Далее в каждом наборе ежедневно заменяют одно слово на новое.

Ребенок любого возраста, учась читать, преодолевает 5 этапов, на которых объектами его внимания является:

1) отдельные слова;

2) словосочетание;

3) простые предложения;

4) распространены предложения;

5) книги.

Первые 15 слов, которые предлагают ребенку для чтения, должны быть найзнайомішими и самыми приятными для нее. Как правило, это ее имя, имена родственников, названия любимых продуктов и видов деятельности, предметов домашнего обихода и др. Потом дают слова, которые обозначают части тела, элементы дома и домашней обстановки; предметы, принадлежащие ребенку, продукты питания и др. Следующая группа слов содержит глагола. Каждое новое слово сопровождают демонстрацией действия, которое оно обозначает. Позже предлагают прилагательные.

На каждом новом этапе постепенно уменьшают высоту букв, соблюдая правила, которое запрещает одновременно уменьшать размер шрифта и увеличивать количество слов.

Технология обучения детей математике. Ее применяют в раннем возрасте (2,5-3 лет), поскольку она позволяет научить мозг ребенка различать количество и, как следствие, все вычисления осуществлять операции с множествами, за счет чего и достигается их скорость. Обучение детей математике в соответствии с этой технологией предусматривает 5 этапов:

1) узнавание количества;

2) узнавание равенства;

3) решение примеров;

4) узнавание цифр;

5) узнавание равенства с цифрами.

Суть технологии Г. Домана наиболее четко очерчивает первый этап. Для узнавания количества изготавливают комплект карточек с красными кружочками, от 1 до 100. Обучение начинают с карточек, на которых нанесены кружочки от 1 до 5. Ребенку трижды на день последовательно показывают карточки с количеством кружочков от 1 до 5 и называют соответствующее число. На следующий день проводят три занятия с первым набором, добавляя еще один комплект - с карточками от 6 до 10. Его также показывают трижды в день. Перед каждым последующим показом карточки обязательно перетасовывают, чтобы их последовательность была непредсказуемой.

С первыми двумя комплектами занятия проводят пять дней. С шестого в каждом комплекте ежедневно одну карту меняют на новую. Примерно за 50 дней ребенок запоминает все карточки и отличает друг от друга. С тех пор она сможет воспринимать то, что взрослый может только видеть. С первого взгляда она узнает 47 кружочков, 47 монеток или 47 мотрійок, проявляя феноменальную способность к различению: она всегда отличает 99 кружочков от 98 и 100.

После ознакомления с числами и их записью в мозгу ребенка возникает видение соответствующего количества кружков, то есть она способна «видеть» соответствующее множество, что дает возможность быстро осуществлять любые математические вычисления. Эта способность является основой особых математических способностей.

После преодоления пяти этапов обучения математике начинается глубокое изучение математики за учебниками по математике, алгебре, геометрии, тригонометрии, высшей математики самостоятельно или с помощью старших.

Технология формирования у детей энциклопедических знаний. Суть ее заключается в обогащении ума ребенка разнообразными фактами, которые являются основой знаний. По утверждению Г. Домана, существует определенная аналогия между человеческим мозгом и компьютером: «Мозг, как и компьютер, полностью зависит от набора фактов, заложенных в его память». В компьютере этот запас именуется базой данных, а мозг, как выразился Г. Доман, использует «базу знаний». Факты, которые усваивают дети, он считает своеобразными «битами знаний». Малыши изучают и запоминают их значительно быстрее и легче, чем взрослые. Чем меньше ребенок, тем легче и успешнее это ей дается. Но факты составляют лишь основу знаний, а не сами знания. Средний набор фактов свидетельствует о среднее по уровню знания; большой набор фактов означает, что база знаний для превышает среднюю.

Технология Домана способствует усвоению ребенком десятков тысяч точных, чрезвычайно интересных фактов («битов знаний»). Их подают на карточках размером 30 х 30 см четким рисунком, схеме, качественной иллюстрацией, фотографией. На обратной стороне каждой карточки размещают пояснительный текст, который зачитывает взрослый.

Чтобы сделать информацию более доступной для изучения ребенком, все отрасли знаний Г. Доман поделил на 10 разделов:

1. Биология.

2. История.

3. География.

4. Математика.

5. Физиология человека.

6. Общие законы естествознания.

7. Музыка.

8. Искусство.

9. Языка.

10. Литература.

Каждый раздел знания разделен на подразделы (категории).

Например, раздел - Биология

Категория:

1. Млекопитающие.
2. Птицы.
3. Рептилии.
4. Амфибии.
5. Рыбы.
6. Моллюски.
7. Насекомые.
8. Цветы.
9. Деревья.
10. Кусты.

Раздел - География

Категория:

1. Материки и океаны.
2. Страны Европы.
3. Страны Америки.
4. Страны Азии.
5. Антарктида - международный континент.
6. Флаги государств мира.
7. Представители коренного населения страны.
8. Высокие горы.
9. Великие реки мира.

Раздел - Математика

Категория:

1. Геометрические формы в планиметрии.
2. Углы.
3. Объемные геометрические формы.
4. Математические символы.
5. Аксиомы в геометрии.
6. Римские цифры.
7. Метрическая система мер длины.
8. Метрическая система мер веса.
9. Измерение времени.
10. Система дробей.

Раздел - Музыка

Категория:

1. Музыкальные инструменты.
2. Ноты.
3. Символы.
4. Выдающиеся композиторы.
5. Продолжительность музыкальных интервалов.
6. Выдающиеся певцы.
7. Известные артисты балета.
8. Древние музыкальные инструменты разных народов мира.
9. Отрывки из известных музыкальных произведений.

Раздел - Искусство

Категория:

1. Выдающиеся художники.
2. Шедевры Ван-Гога.
3. Шедевры Пабло Пикассо.
4. Шедевры Леонардо да Винчи.
5. Шедевры Сезанна.
6. Шедевры Рембрандта.
7. Шедевры Микеланджело.
8. Шедевры Дюрера.
9. Шедевры Ботичелли.
10. Шедевры отечественных художников.

По соответствующей логике формируются «биты знаний», например:

Раздел - География

Категория - Материки и океаны.

Биты знаний (контуры границ):

1. Азия.
2. Америка.
3. Африка.
4. Антарктида.
5. Европа.
6. Австралия и Океания.
7. Атлантический океан.
8. Индийский океан.
9. Тихий океан.
10. Северный Ледовитый океан.

Раздел - Математика

Категория - Геометрические формы.

Биты знаний (рисунки):

1. Куб.
2. Сфера.
3. Призма.
4. Цилиндр.
5. Конус.
6. Пирамида.
7. Эллипсоид.
8. Октаэдр.
9. Додекаэдр и т. д.

Раздел - Музыка

Категория - Музыкальные инструменты.

Биты знаний (изображение):

1. Пианино.
2. Скрипка.
3. Гитара.
4. Флейта.
5. Гобой.
6. Валторна.
7. Тромбон.
8. Кларнет.
9. Барабан.
10. Виолончель и т. д.

Раздел - Искусство

Категория - Шедевры живописи.

Биты знаний (репродукции):

1. «Джоконда».
2. «Мадонна с младенцем».
3. «Подсолнухи».
4. «Святое семейство».
5. «Три музыканта».
6. «Весна».
7. «Мария Медичи».
8. «Меланхолия».
9. «Явление Христа народу».
10. «Свадьба» и т. д.

Для удобства распределения и изучение материала каждую категорию разбито на комплекты из 10 карт-битов с наименованием каждого бита на обратной стороне. Пояснительный текст, что характеризует конкретный бит, должен соответствовать следующим требованиям:

- информация в нем должна быть точной, то есть содержать факты, а не предположения;

- информация должна быть понятной, терминологически точным, без двусмысленности;

- текст должен быть интересным и, по возможности, с юмором.

Например:

Раздел - Музыка

Категория - Музыкальные инструменты.

Комплект - Струнные инструменты.

Бит - Скрипка.

Пояснительный текст:

1. Скрипка - струнный инструмент.
2. Скрипка имеет четыре струны.
3. На скрипке играют с помощью смычка.
4. Смычок изготавливают из конского волоса, и когда ним водят по струнам, образуются звуки.
5. Скрипка имеет различные функциональные части (перечень).
6. Струны скрипки крепят к колок.
7. Скрипка была впервые изготовлена в Италии в XVI ст.
8. Первые скрипки использовали как народный инструмент для танцевальной музыки.
9. Впервые скрипку было введено в оперный оркестр Клаудио Монтеверди.
10. Сейчас скрипка - важный инструмент симфонического оркестра: в полном оркестре 35 скрипок.

Г. Доман рекомендует начинать ознакомление с битами знаний представлением 5 различных категорий, каждая из которых содержит 5 битов знаний. В первые дни следует повторять: «Это насекомое (название)». Впоследствии можно произносить только наименование битов, поскольку дети очень быстро осваивают правила. Каждую категорию нужно повторять не менее 3 раз в день. Постепенно их количество увеличивают до 10 в день, ускоряют темп их показа (на каждую категорию - не более 10 секунд). После этого в каждой категории один бит заменяется на новый. Удалены карточки помещаются в картотеку. «Жизненный цикл» одного бита - 30 демонстраций, то есть его показывают трижды в день в течение 10 дней.

Отстаивая право ребенка на образование, которое, по словам Г. Домана, заложено в генах, он утверждает: «Каждый ребенок после рождения обладает большим потенциальным интеллектом, чем тот, который использовал при жизни Леонардо да Винчи».



Назад