Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Концептуальные положения технологии развития творческой личности


Достижения творческого уровня развития личности можно считать наивысшим результатом любой педагогической технологии. Но существуют технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью. Среди них видное место занимает ТРВЗ - теория решения изобретательских задач, которая эффективно способствует развитию технического творчества в целом и творческой личности в частности. Создана она в 1946 г. российским ученым-исследователем, писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером (1926-1998).

Технологию Альтшуллера в течение длительного времени с успехом использовали в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась его вторая часть - творческая педагогика, а впоследствии и новый раздел ТРВЗ - теория развития творческой личности. В 70-80-е годы XX века. ТРВЗ широко внедряли в школах и училищах, а с 1987 г. - и в детских садах.

Ныне ТРВЗ успешно развивается в учебных заведениях Киева, Полтавы, Харькова, Ровно, Луганска и других городов Украины. В г. Одессе (под руководством Г. Меєровича и Л. Шрагіної) работает лаборатория «ТРВЗ - педагогика Украины».

Теоретическим источником технологии развития творческой личности есть законы развития технических систем, познание которых предусматривает анализ разнообразной патентной и научно-технической информации. Как правило, совершенствование технических систем происходит в процессе реализации изобретательских задач с соблюдением соответствующей системы стандартов. Значительную роль при этом играет систематизированный информационный фонд, который постоянно обновляется, обогащается.

Как точная наука, теория решения изобретательских задач (ТРВЗ) имеет свою область исследования и соответствующий инструментарий. Несмотря на то, что она возникла в технике (технической системе), ее идеи и механизмы могут быть использованы при решении нетехнических творческих задач в социальных, научных, художественных системах, т.е. в области психологии, педагогики, культуры и др. В отличие от методик, которые составляют совокупность отдельных приемов, ТРВЗ является целостной, самодостаточной технологии, пользуясь которой можно решать проблемы любой сложности.

Во многих исследованиях процесса творчества высказываются различные, вплоть до диаметрально противоположных мнения относительно роли и места интуиции. Одни ученые пытаются подчеркнуть или даже абсолютизировать ее ведущую роль, другие - отрицают влияние интуиции, сосредотачиваясь на логических элементах творческого процесса. Со стремлением формализовать этот процесс связанные усилия по созданию универсальной науки о творчестве - еврилогії.

По убеждению Г. Альтшуллера, созданию общей теории творчества должны предшествовать исследования конкретных видов творчества. Только опираясь на отдельные теории творчества (изобретательской, научной, литературной), можно создать общую теорию творчества, которая, в свою очередь, даст новый толчок развитию отдельных теорий.

Теория Альтшуллера исходит из того, что задачи бывают разными и их невозможно решать вообще. Сначала необходимо выяснить, почему легко решаются простые задачи и трудно - сложные. Во всей совокупности творческих задач было выделено пять их уровней:

1. Задачи, при решении которых используют предназначенные для этого средства. Находят их в пределах одной узкой специальности, выбрав одно решение нескольких общепринятых и очевидных вариантов. Сам объект при этом остается без изменений.

2. Задачи, решение которых требует определенной видоизменения объекта. При этом из десятков вариантов приходится выбирать оптимальный. Способы решения таких задач относятся к одной отрасли техники.

3. Задачи, решение которых скрытое среди сотен неправильных, поскольку объект, который совершенствуется, должна быть значительно изменен. Приемы решения таких задач находят в других отраслях техники.

4. Задачи, в процессе решения которых объект, который совершенствуется, изменяется полностью. Поиск решений, как правило, происходит не в сфере техники, а в сфере науки.

5. Задачи, решение которых достигается изменением всей технической системы, к которой относится объект, что совершенствуется. Количество проб и ошибок при таких обстоятельствах возрастает до сотен тысяч и миллионов. В основном средства решения задач этого уровня находятся за пределами тогдашних возможностей науки. Поэтому традиционно решению изобретательского задачи предшествует научное открытие.

Эффективным приемом решения изобретательских задач является перевод их из высших уровней на более низкие. Если, например, задачи четвертого или пятого уровней, пользуясь специальными приемами, перевести на первый или второй уровень, то дальше сработает обычный для такой ситуации механизм их решения. Главное, чтобы научиться быстро сужать поле поиска, превращая «сложное» задачи на «простое».

Творческие, изобретательские задачи становятся такими, поскольку содержат в себе противоречия, в преодолении которых проявляется сущность творческого процесса.

ТРВЗ применяют и для воспитания и развития мышления человека. Главное место в ней принадлежит жизненной стратегии творческой личности (ЖСТО) и развития творческого воображения (РТУ). Как известно, творчество - это деятельность, которая на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний порождает новое. Оказывается она на различных уровнях. Для одного уровня творчества характерно использование имеющихся знаний и расширение области их применения; на другом создается совершенно новый подход, который меняет сложившийся взгляд на объект или отрасль знаний. Суть креативности (творчества) как психологического свойства заключается в интеллектуальной активности и чувствительности к побочных продуктов деятельности. Творческая личность видит результаты, которые составляют принципиальную новизну, а нетворческая - только результаты, которые касаются достижения цели (целесообразные результаты).

По наблюдениям Г. Альтшуллера, различия между вичайним и творческим мышлением касаются многих аспектов (табл. 3).

Таблица 3
Сравнительная характеристика обычного и творческого мышления
Обычное мышление Творческое мышление
1. Тенденция к облегчению, упрощение требований задачи Тенденция к ужесточению требований задачи
2. Тенденция к уклонению от сложных шагов Стремление идти путем углубления сложности
3. Представление об объекте нечеткое, сосредоточено на объекте-прототипе Представление об объекте четкое, направленное на поиск идеального конечного варианта
4. Представление об объекте одностороннее, поверхностное Представление об объекте «объемное». Охватывает одновременно его подсистему и надсистему, к которым он принадлежит
5. Представление об объекте без видения его развития Объект видится в историческом развитии: в прошлом, настоящем и будущем, если будет сохранена линия развития
6. Представление об объекте «жесткое» Представление об объекте «пластическое», легко поддается изменениям в пространстве и времени
7. Память подсказывает близкие, а потому слабые аналогии Память подсказывает далекие (а поэтому сильные) аналогии, причем запас информации постоянно пополняется за счет отбора принципов, приемов
8. Барьер специализации со временем становится все выше Барьер специализации постоянно разрушается
9. Уровень управления мышлением не растет Мышление становится все более управляемым: исследователь оценивает развитие мышления, отклоняет неудачные варианты, легко осуществляет умственные эксперименты

 

По результатам анализа методов активизации мышления был сделан вывод, что способность решать творческие задачи можно и нужно развивать через обучение. Так было опровергнуто мнение о «озарение», которое не поддается управлению и восстановлению.

Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют, что, когда ребенку 3-6 лет, ее творческое воображение, фантазия достигают наивысшего развития. И если три-четырехлетний малыш мыслит нестандартно, порой даже интуитивно, то впоследствии эта способность исчезает, поскольку детей учат воспринимать уже готово, всеми доказано. Даже младшие школьники настолько угнетенные стереотипами мышления (в ТРВЗ - психологической инерции), что их уже невозможно научить грамотно мыслить творчески.

Психологическая инерция является барьером при создании, использовании нового. Такими психологическими барьерами могут быть:

- боязнь вмешаться в чужую область, порожденная узкой специализацией;

- боязнь показаться некомпетентным, что порождает боязнь критики;

- страх перед авторитетом;

- боязнь идеального как ничего недостижимого, нереального;

- неумение воспринимать объект в непривычной функции, то есть творческая слепота.

Для устранения этих барьеров необходимо придерживаться основных принципов стимулирования творческой активности, которые предусматривают:

- создание для ребенка безопасной психологической базы, к которой она могла бы возвращаться, будучи «удивленной» собственными открытиями в процессе поисков нестандартных решений;

- поддержание способности ребенка к творчеству, недопустимости несхвальної оценки творческих попыток;

- терпимость к необычных идей и вопросов, необходимость отвечать на все вопросы детей и т.д.

Важным для педагогов является соблюдение разработанных профессором К. Вайнцвангом «заповедей творческой личности:

- будь хозяином своей судьбы;

- достичь успеха в том, что любишь;

- сделай свой конструктивный вклад в общее дело;

- выстраивай свои отношения с людьми на доверии;

- развивай свои творческие способности;

- культивируй в себе смелость;

- заботься о своем здоровье;

- не теряй веры в себя;

- старайся мыслить позитивно;

- сочетай материальный достаток с духовным удовольствием.

В отношении ребенка концепция ТРВЗ превыше всего ставит принцип природосообразности, согласно которым педагог, обучая ребенка, должен знать и учитывать ее природу. В то же время она опирается на положения Л. Выготского о том, что ребенок дошкольного возраста принимает программу обучения в той мере, в какой эта программа становится ее собственной.

ТРВЗ применяют и в музыке, литературе, журналистике, менеджменте, рекламе и т.д. Разработан курс социальной ТРВЗ (решения жизненных проблем). В сети Интернет есть более 5000 ссылок на слово TRIZ. Создана Международная, Европейскую и региональные ассоциации ТРВЗ. В США работает Институт Альтшуллера. Эта технология распространена в Канаде, США, Австралии, Японии, странах Европы и Южной Америки.



Назад