Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Особенности содержания технологии Г. Альтшуллера


Систему ТРВЗ было адаптировано для работы с детьми в школе и детском саду. Труда Г. Альтшуллера «Алгоритм изобретения», «Творчество как точная наука» стали основой так называемой творческой педагогики. Впоследствии в специальных исследованиях (В. Бухвалов, Б. Злотін, Г. Иванов, С Ладошкіна, А. Нестеренко, Т. Сидорчук, Л. Шрагіна, Г. Шустерман) были разработаны методы и приемы обучения школьников на базе ТРВЗ, а также адаптировано основные принципы ТРВЗ для детей дошкольного и младшего школьного возраста (А. Страунінг, О. Нікашин). Суть этой технологии заключается в формировании системного, диалектического мышления, развития творческого воображения, изобретательской сообразительности. Использование ее должен не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, творчески, понимать единство и противоречия окружающего мира, видеть и решать проблемы. На это может быть способной только творческая личность.

Методы и приемы развития творческой личности. Технология ТРВЗ для дошкольников и младших школьников является технологией коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями. Она имеет целью не заменить основную программу, по которой работает педагог, а максимально повысить ее эффективность. Основу технологии составляют игры-занятия, во время которых дети знакомятся с окружающим миром, учатся проявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия, и которые предусматривают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности.

Выявление и разрешение противоречий является ключом к творческому мышлению. Множество их случается в окружающей жизни, потому что везде, где необходимо нечто усовершенствовать, улучшить, приходится иметь дело с противоречиями.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста проявляют такие противоречия, работая над игровыми и сказочными задачами, которые превращаются в увлекательную исследовательскую, аналитическую деятельность. Такой для многих из них становится игра «Хорошо - плохо» (авторы - М. Шустерман и Л. Шуб), которая основывается на положении о том, что каждый предмет, явление имеет свои положительные и отрицательные стороны. Для игры выбирают любой объект, который не вызывает у ребенка устойчивых ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Это может быть карандаш, книга, лампа и т.д. Каждый игрок имеет назвать, что в объекте «плохо», а что «хорошо», что нравится и что не нравится, что удобно и не удобно. Например, понятие «снегопад»: хорошо лепить из свежего снега снежную бабу, но заснеженными дорогами плохо ехать машинам; «громкая музыка»: хорошо утром - быстро просыпаешься и делаешь зарядку, но вечером мешает делать уроки и спать. Игра «Хорошо - плохо» развивает язык ребенка, его фантазию, учит рассуждать; ярко иллюстрирует некоторые законы диалектики, в частности такие категории, как противоречие, качество и количество, возможность и действительность.

Для разрешения противоречий детям предлагают интересные игровые задания. Например, обсуждая свойства зонтики, они обращают внимание на то, чем она удобна и чем неудобная и таким образом приходят к выводу, что для защиты от дождя она должна быть большой, а для удобства использования - маленькой. Но может ли зонтик одновременно быть большим и маленьким? Задачи решают приемом распределения во времени противоречивых требований к зонтики. Сложная зонтик - в одном случае она большая, в другом - маленькая.

По подсчету Г. Альтшуллера, существует до 40 принципов разрешения противоречий. Этими принципами успешно пользовались герои народных и авторских сказок. Ознакомления даже с некоторыми из них свидетельствует об их универсальность:

1. Сделай заранее (принцип основан на изменении объекта). Например, герои отправляются в далекую дорогу и разматывают ниточку клубка, разбрасывают камни, что поможет им вернуться назад.

2. Превратить вред на пользу. Негативные факторы используются для получения положительного эффекта. Например, в сказке братьев Гримм «Три санкт-петербург» доступный фактор - уродства трех теток (отвисла губа, длинный палец, огромная нога) лишили главную героиню от нелюбимой работы (положительный результат).

3. Прием копирования. Вместо настоящего объекта используют его оптическую копию. Например, в сказке О. Пушкина «Руслан и Людмила» Черномор, чтобы поймать Людмилу, которая сбежала, превращается на Руслана и легко достигает цели. А в «Молодильних яблоках» такой прием использует Волк, превратившись сначала на коня, а потом - на царевну.

4. Принцип матрешки. Основан на размещении одного предмета в середине другого. Так, Кощей Бессмертный прячет свою смерть на кончике иглы, игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в качуры, качура - в хрустальной ящике.

5. Разрешение противоречий во времени. В сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» одни месяца появляются на новогодней поляне раньше своего времени, а другие - значительно позже.

6. Принцип изменения агрегатного состояния. Объект переходит в другое агрегатное состояние и от этого меняются его качества. Так, сердце Кая из сказки Г. -Х. Андерсена «Снежная королева» превратилось в лед и изменило свои качества: вместо доброго стало злым.

Практики-начинающие, как правило, пользуются разработанными приемами разрешения противоречий. Опытные педагоги, работая с детьми, сами находят противоречия и способы их решения в объектах природного и предметного мира. И все приемы ориентированы на то, чтобы научить детей искать и находить свое решение, проявлять творческую фантазию.

Методы, которые применяют в технологии ТРВЗ, развивают такие познавательные и творческие способности детей, как умение устанавливать причинно-следствия связи, делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию, анализировать ситуации, предвидеть последствия, выстраивать гипотезы, применять новые идеи и методы решения задач на практике; способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новое; творческое воображение, дивергентність мышления (способность предполагать существование нескольких правильных ответов на один вопрос и продуцировать оригинальные творческие идеи), неоднозначности понимания идей, развитая интуиция и др.

Метод фокальных объектов (МФО). Суть его заключается в переносе свойств одного предмета на другой. Фокальным (лат. focus - ячейка) называют объекты, которые находятся в фокусе, в центре внимания. Пользуясь этим методом, ставят такие задачи:

1. Придумать нечто новое, видоизменяя или совершенствуя реальный объект.

2. Познакомить детей с чем то новым или закрепить полученные ранее знания, рассматривая предмет в непривычном ракурсе.

3. Составить рассказ или сказку об объекте, который рассматривается, используя найдены признаки (полностью или частично).

4. Проанализировать художественное произведение или картину.

5. Разработать новый вид занятия, прогулки, подвижной игры, выбрав словосочетание, которое больше всего нравится или соответствует цели. Словосочетание подбирают неожиданные. Разрабатывая новый вид деятельности, необходимо четко определить, что именно обдумывается - форма или содержание.

Используя метод фокальных объектов, следует придерживаться следующего алгоритма работы:

1. Рассматривая или изменяя любой объект, невольно выбрать другой предмет (несколько предметов), который не касается фокального слова.

2. Для выбора другого предмета (нескольких предметов) детям предлагают картинки, игрушки, яркие предметы.

3. Дать 5-10 определений выбранного предмета (Который он (она, оно, они)?).

4. Подобранные признаки прикладывают к слову, в фокусе; полученные словосочетание рассматривают.

5. Когда нужно либо интересное словосочетание найдено, предоставить фокальному слову соответствующих качеств. Для этого ввести в фокального объекта не свойственные ему элементы, которые предопределяют его видоизменение.

Например: слово в фокусе - крокодил.

Слова-помощники:

Самолет - пассажирский; блестящий; гудит, летает, светится.

Яблоня - цветущая; зеленая; дает тень, плоды.

Задание: составить сказку (рассказ) о фокальный объект, используя найденные определения.

«Жил на Севере крокодил. Да, да, он жил на Севере, потому что он прилетел туда из Африки. Это был необычный крокодил: кожа его была блестящая и зеленая, покрытая цветочками, она просвечивала и играла на солнце.

Еженедельно пассажирский летающий крокодил перевозил зверей в отпуск: кенгурят и обезьянок на Север - померзнуть, а белых медведей и тюленей в Африку - погреться.

Все любили этого крокодила, потому что в Африку он привозил холодное мороженое. Лакомясь ним, звери прятались в тени крокодила. А на Север он вез цветы, вкусные фрукты. Всем было хорошо, а лучше всего - крокодилу. Он был нужен всем».

Нестандартному мышлению, принятию нешаблонных решений больше всего препятствует психологическая инерция, свойственная почти всем взрослым, которую они пытаются привить и детям.

Метод мозгового штурма. Использование этого метода способствует преодолению психологической инерции, продуцированию максимального количества новых идей в минимальный срок. Обосновал его американский предприниматель А. Осборн. Мозговой штурм является коллективным поиском нетрадиционных путей решения проблем. Его психологическую основу составляет теория С. Фрейда о том, что в обычных ситуациях мышления человека определяется в основном сознанием, в которой царят контроль и порядок, а для преодоления психологической инерции нужно создать условия для прорыва из подсознания «беспокойных и грозных сил и инстинктов». Этот метод учитывает психологию не только отдельного человека, но и «толпы», что дает возможность привлекать из глубины подкорки мозга подсказку к решению задачи. Во время мозгового штурма запрещается любая критика (словесная, жестовый, мимическая), поддерживается любая идея, даже шутливая или бессмысленная. Все высказанные идеи записывают для рассмотрения группой экспертов. После «утверждение» решение «генераторы идей» делятся на «противников» и «сторонников» с целью выявления слабых мест и исправления их.

Этот метод используют в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками, а также с педагогами во время семинаров-практикумов.

С детьми мозговой штурм может возникнуть неожиданно во время решения задачи познавательного, игры-занятия и др. Особенность его заключается в том, что дети в процессе обсуждения сами корректируют, анализируют высказанные идеи.

Мозговой штурм является эффективным при соблюдении следующих правил:

- целесообразно работать с небольшой группой (от двух до семи детей);

- можно высказывать любое мнение;

- поощрять свободное ассоциирование: чем незвичнішою представляется идея, тем она интереснее;

- идей должно быть как можно больше;

- все высказанное можно комбинировать как угодно;

- завершить дискуссию необходимо ее итогом, то есть определением наиболее интересной идеи.

На начальном этапе изучения любой значимой темы целесообразно применить такую схему мозгового штурма:

1. Формулировка цели.

2. Определение проблемы.

3. Установление ограничений.

4. Освещение путей традиционного решения указанной задачи.

5. Выделение элементов, которые нужно совершенствовать.

6. Предложение идей и их анализ.

7. Отбор решений по художественной литературы.

8. Индивидуальная защита детьми своего решения.

9. Отбор оригинальных решений, которые можно реализовать.

10. Проверка идей на практике.

Схема организации мозгового штурма на завершающем этапе изучения темы предусматривает:

1. Схематический анализ объекта.

2. Формулировка цели и проблемы занятия.

3. Установление ограничений.

4. Предложения и анализ идей.

5. Отбор решений по литературе.

6. Отбор оригинальных решений.

7. Практическое применение новых идей.

Мозговой штурм целесообразен и при переходе от механического запоминания до смысловой. Самый эффективный он во время практических занятий и групповых консультаций на этапе познания объекта, что изучается, или на этапе формирования новых понятий об объекте изучения.

Метод синектики. Его создателем является американский психолог Уильям Джеймс Гордон. Заключается этот метод в создании группы людей разных специальностей для поиска творческих решений путем неограниченного тренировки воображения и объединения несовместимых элементов. Такие группы называют синектичними (греч. synektike - объединение разнородных элементов). Синектика была разработана в конце 50-х - начале 60-х годов XX в. на основе применения метода групповой генерации идей (мозгового штурма).

В процессе творчества В. -Дж. Гордон выделял два его вида:

1) внеоперационное (неуправляемое), основой которого является интуиция, вдохновение;

2) операционный (управляемый), который основывается на использовании различных аналогий.

Для творческого процесса важно уметь превращать необычное на привычное и наоборот. Главное - увидеть в новой, непривычной ситуации, проблеме нечто знакомое, то есть такое, что решается известными способами. А, как известно, целенаправленное применение аналогий существенно повышает эффективность творческого мышления. По своей сути аналогии могут быть прямыми, фантастическими, емпатійними (основанными на понимании эмоций, психических состояний другого, от греч. empathia - сопереживание).

1. Прямая аналогия. Она означает сходство объектов различных отраслей за определенными свойствами или отношениями. В основном ее определяют по следующим критериям:

- аналогия по форме. Используется, когда аналог предмета, который рассматривается, содержит те же признаки, что и оригинал, или когда вновь созданный объект внешне напоминает любой другой (книга - двери, плитка шоколада, кирпич и т.п.);

- компонентная (структурная) аналогия. Устанавливается по сходству элементов (компонентов) объекта. Определив его ориентировочную структуру, необходимо найти объект с аналогичной структурой (снег - мороженое; вата - облако; пена - сладкая вата);

- функциональная аналогия. Определив функции объекта, находят объект, которому присущи эти или аналогичные функции. Как правило, ищут в противоположных областях, например в технике и природе (машина - лошадь, муравей, ослик, стоножка, поезд; ветер - пылесос, вентилятор);

- аналогия по цвету. Добираются объекты одного цвета и оттенка. Например, солнце - одуванчик, банан, лимон;

- аналогия с ситуацией и состоянием явлений и предметов. Например, тихий час - заход солнца, свеча догорает;

- аналогия по свойствам, которые требуют ответа на вопрос «Который (которая, которое, какие)?». Например, воздушный шарик какая? - резиновая: калоши, купальна шапочка;

- комплексная аналогия. Предусматривает одновременное использование различных видов прямой аналогии.

На комбинировании различных видов прямой аналогии основывается метод гирлянд и ассоциаций. Гирлянды аналогий формируются как список слов (это могут быть отдельные части языка, а также сочетание слов), начиная с основного слова. Каждая новая ассоциация отыскивается не за первым, а за последним словом. Например, дети - много - шумят - бегают - ноябрь - прогулка - дождь - зонтик - лужи - дети. Цепочка слов может закончиться произвольно или тем словом, которым началась гирлянда. Каждый находит аналогию, которая ближе ему по характеру, настроению. Этот метод дает возможность узнать, что больше всего понравилось и запомнилось детям на празднике, прогулки, экскурсии, в выходной день и т.д. Эффективный он во время индивидуальной игры с детьми или в небольшой группе, поскольку они склонны подражать высказывания товарищей, отвлекая внимание от своих ассоциаций.

2. Фантастическая аналогия. К ней прибегают, когда при решении разнообразных задач и закреплении знаний необходимо отказаться от стереотипов, преодолеть психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем. Эта аналогия способна любое действие перенести в сказку, использовать для решения определенной задачи волшебство, фантастических и сказочных героев, то есть представить, как бы решили эту проблему они.

Используют фантастические (нереальные) аналогии во время составления творческих рассказов, сказок с новыми героями и необыкновенными приключениями. Увлекшись ими дети выражают необычные идеи, описывая сказочный детсад или школу, фантастические прогулки, экскурсии, выходные, праздники и т.д. Они интуитивно передают свои сокровенные мысли и желания. Обучение нового дела или закрепление определенных навыков происходит продуктивнее, если рабочую ситуацию перенести в сказку.

3. Емпатійна аналогия. В ее основу положен принцип отождествление себя с объектом, который рассматривается. Решая задачу, ребенок вживается в образ объекта, пытается по-своему пережить его ощущения. Например, ребенку предлагают: «А что, если бы ты превратился в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься? С кем бы ты подружился? О чем шепчут твои листочки?» или «Представь, что ты муравей. Для чего ты живешь? Кто твои друзья? Что ты любишь есть?»

Формированию умения ставить себя на место другого, чувствовать его настроение, чувства, заботы способствуют специальные упражнения, например с использованием элементов костюма. Дети самостоятельно выбирают роли: домашних животных, игрушек, посуды, растений и т.д. Во время такого описания они выполняют характерные движения, а потом рассказывают, кто они (какую роль выполняют) и что при этом чувствуют.

Воспроизводя определенный образ, ребенок незаметно для себя раскрывает характер, свои сокровенные желания, мечты, отношение к окружающему миру.

Метод моделирования маленькими человечками (метод ММЧ). Это один из методов моделирования, которые широко используются в ТРВЗ. Возможности его помогают объяснить внутреннее строение предметов и веществ, физическую сущность явлений и процессов, происходящих в живой и неживой природе (например, как образуется пара, электрический ток). Суть метода ММЧ заключается в том, что ребенок должен представить, что все вещества, предметы, объекты, явления состоят из множества живых, мыслящих маленьких человечков (рис. 4). Они могут передвигаться или выполнять некие действия. Те, что составляют твердое вещество или предмет, крепко держатся за руки, и чтобы разъединить их, нужно приложить определенные усилия. Человечки жидкого тела стоят рядом и легонько касаются плечами, их можно легко отделить (например, отлить воды из стакана). Газообразное вещество образуют человечки, которые независимо друг от друга бегают, прыгают, летают.

Метод ММЧ используют для объяснения сущности определенного процесса, ситуации, для проведения познавательных занятий, занятий-экспериментов, уроков-игр по естествознанию, математике, изобразительной деятельности, для обучения детей грамоте. При обучении грамоте можно представить в виде человечков звуки, части речи, словосочетания, предложения. Например, согласные - синие человечки, гласные - красные; существительное - человечек с круглой головой, что принадлежит к одной из трех родов; прилагательное - мягкий, покладистый человечек (согласовывается с существительным в роде, числе, падеже); глагол - быстрый человечек, который означает действие, и т.д. Словосочетания и предложения можно представить как взаимодействие человечков. За готовыми моделями можно составлять новые предложения. При этом лучше использовать отметки, которые придумали сами дети. Можно устроить конкурс на наиболее понятно изображения. С помощью ММЧ закрепляют знания о составе слова: корень - твердый человечек, не изменяется; префикс и суффикс - газообразные, они то есть в слове, то отсутствуют; окончание - жидкие человечки, они меняются, словно перетекают от слова до слова.

  5

Рис. 4. Примеры использования метода ММЧ

Следовательно, использование внешних символических заменителей в виде маленьких человечков постепенно переходит в использование заменителей внутренних, образных, что дает возможность применять моделирование не только для объяснения процессов и природных явлений, но и для решения разнообразных задач.

Методы активизации мышления (МФО, мозговой штурм, ММЧ и др.) эффективны в работе с детьми при таких условиях:

- если ознакомление с ними происходит в игровой форме;

- если используется наглядный материал;

- если в процессе ознакомления дети являются активными создателями.

В процессе использования этих методов у детей появляется интерес к изобретательству, развиваются произвольное внимание, память, умение находить зависимости, закономерности, классифицировать, систематизировать, формируется способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, развитие связной речи.

Арсенал ТРВЗ содержит также значительное количество оригинальных приемов, которые широко применяют в работе с детьми.

На развитие творческого воображения детей направлены такие приемы, как «Фантазеры», «Салат из сказок», «Книга противоречий», «Что было бы, если...?», «Конструирование загадок», «Бином фантазии», описанные известным итальянским детским писателем Джанни Родари (1920-1980) в книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывание историй». На основе анализа педагогических, психологических, педагогических произведений автор рассматривает проблему развития фантазии у детей, а также место сказки в этом процессе. По мнению Дж. Родари, сказки помогают воспитать ум ребенка, поскольку они являются источником самых разнообразных гипотез, а также войти в действительность новыми путями, познать мир, обогатить воображение и научить критически воспринимать мир. По его словам, воображением наделены не только выдающиеся личности, а все. Без фантазии невозможно сделать открытие, стать настоящим ученым, «поскольку фантазия развивает, побуждает, движет вперед разум».

Развития творческого воображения детей способствует использование так называемых «карт Проппа». Проанализировав структуру сказки, российский фольклорист Владимир Пропп (1895-1970) выделил ее постоянные компоненты. Их последовательность может нарушаться, возможны переносы, добавление, синтез компонентов, но это не противоречит основному развития сказки.

«Карты Проппа» имеют следующие названия:

1. Предписание или запрет.

2. Нарушение.

3. Жаль.

4. Отъезд героя.

5. Задачи.

6. Встреча с дарителем.

7. Волшебные подарки.

8. Появление героя.

9. Сверхъестественные свойства антигероя.

10. Борьба.

11. Победа.

12. Возвращение домой.

13. Прибытие домой.

14. Настоящий герой.

15. Тяжелые испытания.

16. Беда ликвидируется.

17. Узнавание героя.

18. Ненастоящий герой разоблачается.

19. Наказание антигероя.

20. Свадьба.

Во время игры-занятий детям, которые сидят за столом, раздают карты, выбирают место действия, сказочного героя, про которого будут составлять сказку. Затем каждый по очереди описывает ситуацию, действие, которое соответствует его карте. Дети охотно смешивают карты и придумывают свои правила. Например, рассказ может происходить на основе наугад выбранных одной или двух карт или составления сказки с конца.

Применение педагогами универсальных методов развития творчества и нестандартного мышления детей дает возможность повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

ТРВЗ используют и в организации досуга детей. Как известно, в процессе организации праздники, развлечения реализуется естественная потребность ребенка в физической, психической и эмоциональной разрядке, накоплении положительного эмоционального опыта, в значительной мере решаются и другие учебно-воспитательные задачи. В организации досуга детей с использованием элементов ТРВЗ нужно учитывать критерии, присущие детским праздникам и развлечениям. Они должны отличаться высокой динамикой эмоционального фона, сменой деятельности, широкими возможностями для импровизации, коммуникативной насыщенностью.

В то же время любой праздник должен быть целостным по своим смысловым сути, композицией элементов. Не менее важно создание торжественной, а нередко и сакральной (культовой, насыщенной ритуалами, от лат. sacer, sacri - священный) атмосферы.

Возможности ТРВЗ в организации детского досуга обеспечивают эффективное сценарное прогнозирование, достижения оригинальности как самого праздника, так и его сценарных элементов, привлечение детей к участию во всех его событиях. Например, сценарий праздника ко Дню именинника в старшей группе детского сада можно разработать на основе метода фокальных объектов. Суть МФО заключается в том, что предыдущая режиссура осуществляется путем переноса на понятие «праздник» признаков других объектов или явлений, что позволяет снять психологическую инерцию в «сценариста» и начертить широкий диапазон вариантов. В качестве варианта можно использовать характеристики таких объектов, как «лед» (скользкий), «Бармалей» (ужасный), «одежда» (мокрый) и др. Ориентировочное содержание сюжетных линий праздника может быть таким:

1. «Скользкое» праздник. Праздник, что происходит на льду, на горках и т.д. Все конкурсы и аттракционы проводятся на роликовых коньках или скейт-досках.

2. «Ужасное» праздник. Праздник «наоборот», то есть День скуки, лени и безделья, когда детям не позволяют ничего делать.

3. «Мокрое» праздник. Аналог «Праздника Нептуна». Организуют на природе у воды или в помещении с бассейном. На нем присутствуют водяной, русалки, рыбы и т.д.

Системный подход в развитии творческой личности. Это основной принцип ТРВЗ, который используют для развития творческой активности детей. Благодаря ему появляются широкие возможности относительно раскрытия элементов объекта, их внутренних и внешних связей, объединяющих все знания об объекте в единое целое. Применяя этот подход, находят ответы на многие вопросы, волнующие ребенка, а освоив его, она сама научится объяснять то, что ее интересует.

Ребенок еще младенцем начинает исследовать себя: старательно и долго рассматривает, пробует на вкус пальцы рук и ног. Сначала такое исследование удовлетворяет ее, но в трьохрічному возрасте возникает значительно сильнее вспышка любознательности. Иногда это случается вследствие осознания своей принадлежности к определенному полу, иногда - через болезнь, травму. Ребенок начинает понимать, что по определенным признакам (например, половыми) она отличается от других людей, что внутри у нее есть «нечто», которое может выходить из строя и вызывать болезнь всего организма. Постепенно ребенок осознает, что любое целое имеет в себе элементы. Как известно, система охватывает множество взаимосвязанных элементов, которым присущи свойства, которые не сводятся к свойствам отдельных элементов. Например, способность ног не сводится лишь к стояния, ходьбы. В целом в системе многое зависит от целей ее существования.

В процессе изучения системы и рассмотрения с детьми конкретных системных свойств объектов или их элементов пользуются компонентным, структурным, функциональным и генетическим разновидностями системного подхода.

Компонентный подход. Он дает возможность изучать наличие в системе (С) подсистемы (ПС) и надсистемы (НС), то есть определяет ее состав, а также большую систему (надсистему), частью которой она является. Например, система «книга» принадлежит к надсистеме «библиотека» и состоит из таких подсистем, как «обложка», «страницы» и др. Можно иначе определить надсистему книги, например «Собрание сочинений В. Сухомлинского», а также ее подсистемы: «том 1», «том 2» и т. д. Понятно, что и библиотека содержит не только книги. В ней могут быть отделы, тематические разделы, жанровые подборки книг.

Структурный подход. Сосредотачивается на проблеме взаимного расположения подсистем, связей между ними в пространстве и времени. Речь идет о прошлом подсистемы (МПС), настоящее подсистемы (ТПС), будущее подсистемы (МбПС).

Функциональный подход. Раскрывает роль и место функций, их взаимодействие в каждом підсистемному элементе и в системе в целом. Например, руки, ноги спортсмена и пианиста в целом выполняют одинаковые функции, но проявляются они по-разному: у бегуна основную функцию выполняют ноги, а в пианиста - руки. Все зависит от целей существования системы, ради которых конкретная ее свойство становится основной или вспомогательной функциями. В каждой системе одни свойства подчиняются другим и наконец - главной. Например машины могут быть разных видов и выполнять соответствующие функции: скорая помощь, пожарная, грузовик, автобус, автокран, такси и т.д.

Генетический подход. Используют при изучении этапов становления системы, последовательности ее развития замены другой системой. Человек, как и любая система, рождается, живет и умирает. На месте одной системы появляется другая со своими характеристиками.

Различные подходы к рассмотрению системы интегрированы в так называемой багатоекранній схеме талантливого мышления - дев'ятиекранній таблицы, в которой одновременно отображается система, ее надсистема и подсистемы, а также прошлое и будущее системы, надсистемы и подсистемы. С помощью системного оператора можно получить дев'ятиекранну систему представления о строении, взаимосвязи, этапы жизни системы, обогатить свое мышление багатоекранним, всеобъемлющим инструментом видение причинно-следственных зависимостей:

6

 

Порядок рассмотрения экранов может быть произвольным, но ТРВЗ предусматривает следующую последовательность:

5   2   8
4   1   7
6   3   9

Конечно, девятью экранами невозможно всесторонне описать систему, но они содержат минимум информации, достаточный для получения первого общего представления о системе и ее окружения. Кроме того, девять экранов «волшебного телевизора» очень удобны в работе с детьми. Системный подход применяют при ведении тетради для учеников начальных классов с ознакомления с окружающей средой, дневника наблюдений за природой, трудовой деятельностью человека. Вполне естественной в них может быть наглядность системного оператора. Чтобы научить детей обладать системным оператором, не обязательно выделять определенные занятия ли уроки. Достаточно во время изучение любой темы поэтапно, фрагментарно включать элементы системного подхода. Постепенно, объединяя различные подходы, можно провести с помощью системного оператора все занятия, даже цикл занятий. Например, работая по теме «Растения», выясняют, что может быть надсистемою дерева, частью чего является дерево - улицы, парка, леса. Систему можно анализировать с разных точек зрения в зависимости от того, в какой надсистеме ее рассматривать.

При рассмотрении игрушечной машины с точки зрения ребенка (а), тата (б), мамы (в) по дев'ятиекранною схеме может сложиться такая ситуация:

1 - игрушечная машина (система);

2 - магазин (надсистема);

3 - колеса, двигатель, корпус, окна (подсистема для ребенка);

3 - цена, прочность (подсистема для папы);

3 - яркость, безопасность (подсистема для мамы).

При необходимости подсистемной признаки (3, 6, 9) можно рассматривать все сразу, например на занятиях по рисованию, во время лепка, конструирование, составление описательных рассказов, рассмотрения и фиксации на системном операторе картин.

Системный оператор можно использовать и для получения сказочных, нереальных ситуаций или предметов. Для этого необходимо заменить надсистемы, до которых входит объект ли ситуация, что подлежит замене на нереальные или любые другие. Можно, например, представить, что весь город (страна) находится не на земле, а в воде. Как будут жить жители? Какое у них жилье? Могут ли они дышать, как рыбы, или все пользуются скафандром? А дети? Что у них означает пойти на прогулку? Поехать в гости? Какой у них транспорт, мебель, продукты питания? Рассматривая эти ситуации за другими экранами системного оператора, можно выяснить, что произошло в природе, почему город оказалось в море-океане. Что было с людьми, как они выжили? Дети при этом должны иметь возможность придумывать, спорить, доказывать. Позже они могут нарисовать все, что придумали.

Переход с одного экрана на другой необходим не только для их заполнения и увеличение объема знаний. Он позволяет при построении схем раскрывать связи между экранами, находить положительное и отрицательное в найденном состоянии, устанавливать противоречия, выбирать адекватные способы их решения.

Системный подход в ознакомлении детей с окружающей средой способствует выработке предусмотренных образовательными задачами таких качеств учащихся:

- видение в целом его частей и наоборот;

- вычленение совокупных свойств системы, отсутствующих в ее частях;

- видение прошлого и будущего системы и ее частей;

- вычленение основных и вспомогательных функций (свойств) системы;

- оперирование экранами системного оператора при рассмотрении реальных и создании фантастических объектов, образов, явлений (с целью развития воображения и логического мышления).

Занятия с использованием системного оператора способствуют активному развитию речи детей, прежде всего уточнению и обогащению словарного запаса, а также воспитанию морально-волевых качеств, развития самостоятельности.

Ярким примером системного подхода к выбору вариантов решения является морфологический анализ. Им пользуются при поиске новых решений, идей, поскольку он предусматривает анализ объектов, которые необходимо использовать, и синтез новых, знакомых или ранее неизвестных объектов. В соответствии с системным подходом морфологический анализ заключается в анализе различных вариантов взаимодействия горизонтальных и вертикальных показателей системы. Для этого необходимо построить таблицы, которые должны охватить все возможные варианты изменения. Сначала выделяют главные характеристики объекта - оси, а затем по каждой из них записывают все возможные варианты - элементы. С этой целью строят так называемую морфологическую ящик. Например, педагог хочет к известных спортивных развлечений добавить новую игру с мячом. По вертикали он должен записать слова, которые характеризуют средства механического действия для мяча. При пересечении можно получить знакомые или новые игры с мячом: футбол, баскетбол, волейбол, регби, бейсбол и т.д. Ориентировочно морфологическая ящик имеет такой вид:

Что делать
Чем делать
катить бросать бить нести тянуть
руками   +      
ногами +        
палкой     +    
ракеткой     +    
клюшкой +        

 

В таблицу могут быть заложены и другие признаки (цвет, размер, материал и т.д.). Поскольку правил выбора нет, можно варьировать признакам, пока не будет найдено решение проблемы.

По тому же принципу строят морфологическую ящик для проведения дифференцированного занятия по изобразительной деятельности:

 

Материал гуашь карандаш цветные мелки акварель
Чем изображать палец кисточка поролон трафарет
На чем изображать бумага ткань камень доска

 

По этой комбинацией дети самостоятельно или с помощью педагога выбирают интересные варианты: цветным мелом рисовать на камни, гуашью - пальцами на ткани и т.д. Сочетаний может быть много, и каждый ребенок выберет свое.

Овладев методом морфологического анализа, педагог учит этому детей. Например, сложное для детей задание нарисовать весну он облегчает, предлагая заполнить таблицу (морфологическую ящик) предметными картинками или условными обозначениями. Для этого можно использовать прозрачное панно для цифр и букв:

Образ весны
(Кто это)
Девочка Женщина 3 девочки
(3 месяца)
Одежда, украшения Длинное платье, ожерелье, венчик Сарафан, корона Корзины с гостинцами
Как придет (прилетит, приплывет) На ковре-самолете Тройкой лошадей Появится с утренней зарей
Характер Добра Кроткая Трудолюбивая

Таким образом педагог помогает детям представить образ весны, после чего каждый может рисовать ее такой, какой видит в воображении.

Применение технологии ТРВЗ в обучении и воспитании детей способствует развитию в них потребности в творчестве. Эту базисную личностную потребность необходимо удовлетворять с раннего возраста. Учет желаний и потребностей ребенка является условием повышения эффективности образовательного процесса.



Назад