Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Концептуальные основы технологии М. Єфименка


Технология физического воспитания направлена на развитие и оздоровление детей. Ее автор, украинский педагог-новатор Николай Єфименко изучал эту проблему в течение двадцати лет и имеет свое, отличное от общепринятого, понимание сути физического воспитания здоровых детей и детей с отклонениями в развитии.

Технология физического воспитания детей. Єфименка «Театр физического развития и оздоровления детей» рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автор назвал ее «тотальным игровым методом», воплотив в этих словах свое педагогическое кредо «играть каждый день, играть постоянно, играть всегда». Основывается эта технология на таких десяти профессиональных положениях:

1. Идти по логике природы (педагогика должна быть естественной).

2. Физическое воспитание детей должно осуществляться по спирали, новое совмещая с известным.

3. Педагогический спидометр, или так называемые загальнорозвивальні упражнения (подбирать подготовительную часть занятия - урока - согласно «эволюционную гимнастикой»).

4. Разделение занятия на три части по физиологической сути.

5. Театр физического воспитания детей (играя - оздоравливать, играя - воспитывать, играя - развивать, играя - обучать).

6. Позитивная, светлая энергия радости и удовольствия (физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями).

7. Двигательный портрет ребенка «рисует» методика игрового тестирования.

8. Создай тренажеры сам!

9. Здоровья здоровых требует профилактики и коррекции.

10. Через движения и игру - к воспитанию Человека будущего.

В системе физического воспитания детей Єфименко выделяет такие основные двигательные режимы: плавательный, лежачий, повзальний, сидячий, стоячий, ходьбовий, лазальний, беговой, ударный. Их названия говорят о том, каким основным движениям предпочитают на конкретном занятии.

«Театр физического развития и оздоровления детей» исповедует принцип «двух основ в педагогике», что предусматривает различные подходы к организации работы с девочками и мальчиками. Этому вопросу посвящено исследование М. Єфименка «Эротическая культура в педагогике дошкольного детства (на примере физического воспитания)», в которой он доказывает, что в процессе физического воспитания детей нужно использовать различные занятия для мальчиков и девочек. Для этого педагог должен осознать какой именно цели он стремится достичь. Четкому осознанию различий относительно цели физического воспитания мальчиков и девочек может способствовать, по убеждениям М. Єфименка, составленные им таблица (табл. 4), что в общих чертах описывает физические и психические качества чоловічості и женственности, которые следует развивать во время занятий у детей соответствующих статей.

Таблица 4
Двигательные и личностные признаки чоловічості и женственности
Личностные признаки чоловічості Личностные признаки женственности
физическая сила гибкость (пластичность)
выносливость точность движений
ловкость координированность
скорость легкость
атлетичність стройность
высокая энергичность чувство ритма
наступательность изящество
смелость артистичность
рисковость кротость
решительность нежность
настойчивость эстетичность
целеустремленность грациозность
сила воли компромиссность
лидерство терпеливость

 

Бесспорно, в определенной степени все эти качества предстоит воспитывать как у мальчиков, так и девочек. В контексте рассуждений Г. Єфименка речь идет об отдельные занятия, на которых должен доминировать воспитания половых признаков. Очевидно, есть определенный смысл в его утверждениях, что игры для девочек и мальчиков должны быть разными. Так, типичными для мальчиков могут быть игры «Запорожские казаки», «Астронавты», «Юные матросы», «Спасители», «Десантники», «Ниндзя», «Пограничники» «Скалолазы», для девочек - «Пчелки», «Бабочки», «Солнышко», «Из жизни цветов», «Звездочки», «Рыбки», «Кукольный магазин», «Рожденные морем» и др.

Значительное влияние на формирование половой идентификации в процессе физического воспитания имеет соответствующее обеспечение занятий - атрибуты, музыка, цвета, эмоциональную окраску общения педагога с воспитанниками, его тембр голоса, тон команд.

В педагогической технологии «Театр физического развития и оздоровления детей» как форму физической активности детей применяют обоснованный ее автором горизонтальный пластический балет («пластик-шоу»). Важнейшими в нем есть музыкальность, хореографічність, эстетичность. В восприятии музыки и музыкальном самовыражении М. Єфименко предусматривает следующие этапы:

- рухово-танцевальная подражающее деятельность (делать то, что делает педагог, подражая его движения);

- частично-подражающее двигательная танцевальная деятельность (дети частично подражают воспитателя, а также импровизируют);

- свободный стиль (полное музыкальное и пластическое самовыражения детей в соответствии с музыкальной композиции).

Слово «горизонтальный» в названии пластического балета означает соблюдение сформулированного автором технологии первого принципа - «идти по логике природы». Соответственно к нему разработаны все позы в программах «пластик-шоу»:

- упражнения в позах лежа на спине;

- упражнения в позах лежа на животе;

- упражнения в позе на боку;

- упражнения в перевертаннях со спины на живот и обратно;

- упражнения в позе сидя и др.

Обязательным условием программы горизонтального пластического балета является начальная стартовая поза лежа на спине, руки вдоль туловища, тело расслабленное и спокойное. Завершать программу должна вне стоя на коленях, спина выпрямлена и словно вытянутая кверху, руки протянуты «к Солнцу» (к Богу), пальцы выпрямлены и разведены, взгляд устремлен вверх и вперед. Философский смысл этой позы означает радость жизни, Солнцу, новому дню, природе, присутствующему в каждом человеке божественному началу, которое определяет гармонию Вселенной. На кончиках пальцев рук, особенно большого пальца, размещенные входы энергетических каналов, которые объединяют организм человека с Космосом. В таком положении, утверждает педагогическая технология, организм подзаряжается необходимым для полноценной жизнедеятельности энергией.

Все движения в «пластик-шоу» должны быть плавными, мягкими, пластичными. Упражнения выполняют под соответствующую музыку, с использованием элементов хореографии, которая является эстетической составляющей двигательной активности детей.

Горизонтальный пластический балет как новый синтетический направление в физическом воспитании детей объединяет все позитивное, чем богаты художественная гимнастика, аэробика, балет, брейкдансе, шейпинг, акробатика, музыкальные занятия. Он успешно заменяет комплекс гимнастики пробуждения. Сокращены его программы можно использовать как физкультурные минутки, физкультурные паузы, физкультурные развлечения и праздники.



Назад