Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Особенности содержания технологии физического воспитания детей


Педагог, который решил работать по технологии М. Єфименка, должен прежде всего продумать игровую тему, на основе которой будет происходить его игровая взаимодействие с детьми. Технология «Театр физического развития и оздоровления детей» рассчитана на проведение всех или нескольких занятий как одной большой тематической игры (ВТГ), то есть макрогри. Схематически задачи любой игры содержится в формулировке ее темы, что педагогу следует обязательно учитывать. Сюжет игры не должен противоречить первому положению авторской системы физического воспитания, которое обязывает начинать любую двигательную деятельность детей из лежащих, т.е. горизонтальных (разгрузочных), положений с постепенной вертикалізацією поз и ритмов движения к прямохождению, ползание, бега, підстрибувань, прыжков. Удачный отбор макроігор является предпосылкой того, что занятия по физической культуре будут увлекательными для детей, будут иметь ожидаемый эффект. Иногда для обозначения таких занятий используют термин «физкультурная сказка», который истолковывается как игровое действо, организованное с учетом основных природных закономерностей двигательного развития ребенка. Педагог может разыграть со своими воспитанниками любую тему, сказку, ситуацию, соблюдая при этом формул природного двигательного развития детей. В основе игр могут быть характерны для той местности, где внедряется технология, исторические, географические, этнографические сюжеты.

В процессе рухово-игровой деятельности можно ознакомить детей с самыми разными профессиями, их спецификой, профессиональными терминами, особенностями двигательного режима, что обеспечивает эффект профессиональной ориентации детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В реализации педагогической технологии «Театр физического развития и оздоровления детей» большое значение в процессе физического воспитания имеет создание образов, которые разыгрывают дети. Как убежденный сторонник ассоциативной педагогики, которая основывается на пробужденных у детей во время игры ассоциациях, Г. Єфименко доказывает, что настоящая педагогика должна базироваться на минимуме тренажеров, но на максимуме образов. Это помогает детям видеть то, чего на самом деле нет, или то, что они хотели бы видеть во время игры-занятия. И в полупустом зале творчески настроенный педагог может создать ситуацию, при которой дети будут чувствовать себя будто в сказочной или конкретной местности, в любой исторической ситуации, в роли любого персонажа. Например, используя гимнастические скамейки, можно увлеченно играть в смелых матросов, готовить фрегат к отплытию. Минимум материально-технического оборудования, по словам М. Єфименка, не должен мешать «творить высокое педагогику», основанную на пробуждении у детей мощных ассоциативных запасов, которые хранятся в глубинах их памяти.

Тема макрогри должна быть подчинена определенной цели и соответствовать определенному двигательному режиму. Так, для повзально-двигательного режима подходят игры «Дружеские суслики», «Путешествие в подземное царство», «Пограничники», «Волшебные мячики», «Новые приключения Колобка», «Автогонки», «Космические путешественники», «Веселый зоопарк», «На подводной лодке, или Аквалангисты», «Первопроходцы», «Спасители» и др. Для режима лазания предназначены игры «Боцман и юнги, или Свистать всех наверх», «Веселые обезьянки», «В дебрях Амазонки», «Альпинисты-скалолазы», «Цирк зажигает огни», «Десантники» и др. Соответствующие блоки игорь подбирают для других двигательных режимов.

ВТГ объединяет действия детей и педагога одной сюжетной линией и содержит несколько мини-игр и игр-упражнений.

Ситуационная мини-игра строится на предусмотренных сюжетом макрогри двигательных действиях. Например, в макрогрі «Боцман и юнги, или Свистать всех наверх» возникают такие природные двигательные ситуации:

1. «По трапу на корабль!» (трап твердый, трап полутвердый, трап гибкий, узкий трап, трап скользкий, трап шатается, по трапу с ношей, разминуться на трапе, опоздал на трап - прыгай!).

2. «На палубе» (палуба кренится вправо, влево; нос задрался; корма поднялась; палуба качается; хождение по палубе; бежал по палубе в безветренную погоду; бег во время шторма и т.д.).

3. «Человек за бортом!» (зависнуть на бортике палубы, держась двумя руками и ногой; зависнуть на бортике палубы, держась руками; вылезти на палубу с помощью друзей; забраться на палубу самостоятельно; бросить спасательный круг, канат, лестницу и т. д.).

4. «Свистать всех наверх!» (лазание по твердой лестнице различными способами; лазания по наклонной, напівтвердій, веревочной лестнице; лазание по канату и др.).

Мини-игра содержит несколько игровых упражнений, основой каждой из которых есть определенная двигательная действие. В мини-играх следует предусмотреть различные по форме и по степени сложности варианты двигательных действий - игровые упражнения, на которых и базируется двигательная игровая деятельность детей. После выбора макрогри необходимо подготовить интерьер физкультурного зала до игры-занятия, то есть с помощью нескольких атрибутов инструктор (воспитатель) должен превратить физическое пространство на пространство игровой, суметь «расширить» его за пределы стен, предоставить ему новый смысл. Для этого готовят необходимые для занятий тренажеры и мелкий инвентарь. Важно, чтобы форма, фактура, назначение, расположение этих атрибутов наталкивали детей на мысль о смысле рухово-игрового действа, которое их ожидает.

Игра-занятия по физической культуре имеет много общего с театральным спектаклем. Учитывая это, Г. Єфименко ввел в теорию и практику физического воспитания детей понятие «театр физического воспитания». Характеризуя родственные понятия (занятия - спектакль, педагог - режиссер, конспект занятия - сценарий, зал - сцена, дети - актеры, упражнения - роли и др.), он доказывал, что на занятиях с детьми игра должна быть не исключением, не фрагментом, а его фундаментом. Каждое занятие должно твориться как спектакль физического воспитания, а педагог - добиваться, чтобы у детей было как можно больше любимых занятий-спектаклей. При таком подходе совершенно недопустимо трафаретно начинать занятия с шикувань, перешиковувань, маршировку. Нет места в педагогической технологии М. Єфименка и для упражнений по строевой подготовки. Подготовительная часть должна настраивать все физиологические функции организма ребенка на будущую работу, помочь выйти на режим максимальной работоспособности. На этом этапе занятий доминирующими являются принципы преемственности, постепенности, последовательности, которые основаны на формуле «от простого к сложному». Будь-яка форма двигательной активности детей должно начинаться с лежачих, горизонтальных поз относительного спокойствия с постепенным нагрузкой, переходом к вертикалізованих положений стоя, хождение, лазанья, бега, прыжков и т. д. При таких условиях детский организм постепенно раскрывает свои физиологические возможности, втягивается в режим работы и достигает максимальной работоспособности в основной части занятия. Последняя треть основной части занятия должна быть своеобразным пиком психологической и физической нагрузки, «Эверестом, на который и нужно осуществить совместное рухово-игровое восхождение».

По утверждению Г. Єфименка, искусство настоящего педагога заключается в умении гармонично сочетать в одном занятии-спектакли такие основные характеристики:

1. Высокая моторная «плотность» занятия. Речь идет о том, что на занятии по физической культуре дети должны двигаться и моторная «плотность» должна достигать в среднем 65-80%.

2. Высокая функциональность занятий. Во время занятия-спектакля должны быть созданы условия для полноценной нагрузки всех основных мышечных массивов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Функционально высокими являются двигательные режимы при пульсе от 140 до 160 и даже 180 и более ударов в минуту.

3. Умение заряжать детей положительной, светлой энергией удовольствие от игры, взаимодействия с педагогом и сверстниками.

Инструктор по физическому воспитанию (воспитатель, учитель) должна быть свободной от догм, предубеждений, «направленной к Истине, Гармонии и Счастья» человеком. Он никогда не должен повышать голос на детей, подавлять их. Педагог, который осознает свое предназначение, во взаимодействии с детьми будет и поэтом, художником, музыкантом и режиссером. Такой человек не может не быть гармоничной, красивой. Она не только учить детей, но и будет обогащать их эмоционально, духовно, развивать в них стремление к красоте и гармонии.

Сравнивая физкультурный зал с театральной сценой, Г. Єфименко особое внимание обращал на организацию, обустройство игрового пространства. Каждый элемент оборудования, каждый физкультурный тренажер должны быть подчинены игровой цели. Вполне уместно, чтобы они, как и дети, имели соответствующие функциональному назначению имена-образы, которые возбуждали бы у малышей определенные ассоциации. Поэтому разработаны по его рекомендациям конструкции имеют такие названия: «Беспокойная пирамида», «Бамбуліна», «Зебра», «Платформа», «Лифт», «Джунгли-маятники», «Летающая тарелка», «Ритмохід» и др. К тому же, один и тот же элемент оборудования может выполнять различные функции. Например, гимнастическую скамейку можно использовать на различных занятиях по-разному: в комплексе гимнастики пробуждения «Паучки и мушки» две параллельные ряды выполняют роль сети; в занятии «Космические спасатели» - изображают ракеты; в «Забавных фізкультурниках» превращаются и на велосипед, и на коня, и на тонкий лед.

Как в театре во время спектаклей необходимо часто менять декорации, так и в физкультурном зале в игровых ситуациях возникает потребность в многофункциональных тренажерных конструкциях. Их М. Єфименко назвал тренажерами-отрядами, поскольку одна базовая конструкция может быстро и легко трансформироваться в множество конструкций. Например, тренажер «Призма» можно применять почти в двадцати вариантах.

Эффективными в реализации педагогической технологии «Театр физического развития и оздоровления детей» есть тренажеры-игрушки, которые, будучи внешне похожими на театральную декорацию, отвечают всем параметрам тренажера (прочность, надежность, универсальность, многофункциональность, система безопасности и т.д.). Самыми функциональными среди них считают тренажеры-игрушки «Ослик», «Зебра», «Дракоша» и др.

Технология Г. Єфименка значительную роль отводит языковому общению как главному инструменту педагогического воздействия воспитателя. Речь идет о общение во время занятия-спектакля между педагогом и детьми, между детьми, между детьми и игрушками-персонажами. Вещание должно сопровождать каждую двигательную действие, ситуацию. Сочетание двигательной и речевой деятельности в физическом воспитании детей предусматривает:

- монолог педагога с целью создания у детей соответствующего игрового настроения (установка в начале занятия и после его завершения);

- диалог между педагогом и детьми с целью информирования их о явлениях жизни, пополнение их знаний, расширения кругозора. При этом используют методический прием «создание педагогического вакуума», когда педагог начинает фразу, а дети заканчивают ее, заботясь, чтобы она была адекватной конкретной игровой ситуации;

- озвучивание движений предлагаемого ситуацией образа. Например, выполнение упражнения «Насос» озвучивается звуками «чуф-пуф, чуф-пуф»; «едем на лошадке» - имитацией шума всадников копыт, щелкнув языком, то есть каждому движению соответствует только для него характерный звук;

- соединение и синхронизация речи и движения с постепенным привлечением ритмических, музыкальных, зрительных и тактильных воздействий;

- формирование физиологического и речевого дыхания;

- артикуляционная (лат. articulatio - внятно, четко произносить гимнастика);

- театр мимики и жеста;

- работа над выразительностью речи, выработкой дикции, навыков эмоциональной окраски фразы, над паузой и логическим ударением;

- расширение и активизация словарного запаса и формирования лексико-грамматических навыков.

Во всех ситуациях должна функционировать образная терминологическая язык общения. Это означает, что названия упражнений должны вызвать в воображении детей необходимы ассоциации. В то же время каждое упражнение, вне, двигательный режим должны быть похожи по своей структуре на предмет, поведение животного или природное явление, имя чего употребляют во время занятия-спектакля. Например, вместо сухого «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» выполняют упражнение «Насосики», а вместо формального «лежа на спине, быстро сгруппироваться вперед, сев» используют упражнение «Рулька», «Иванец-киванець», то есть обращаются к знакомым детям образов.

Каждое занятие по физической культуре должно иметь звуко-музыкальное сопровождение. Педагогическая технология Г. Єфименка не признает традиционных вариантов музыкального сопровождения, основанного на шумной маршевой музыке с первой минуты занятия и жестких ритмических композициях при выполнении детьми упражнений для общего развития. Своей эмоциональной заряженностью, темпоритмом она должна отвечать принципу последовательного формирования основных движений, что является предпосылкой оптимального звукового нагрузки на организм и психику ребенка. Поэтому музыкальное сопровождение должно начинаться относительно тихой, медленной, прозрачной, пластичной, нежной музыкой в начале занятия (гимнастика «пробуждение») с постепенным нарастанием силы звука, темпоритма, динамизма и функциональности. Для обеспечения эффективности, оптимальности музыкального сопровождения необходима вдумчиво подобранная профессиональная аудиотека. Однако музыка не должна доминировать на занятии, а быть его фоном, дальним планом. На переднем плане должны фигурировать педагог-инструктор, его голос, рухово-игровые действия, которые он предлагает детям. Некоторые занятия вообще можно проводить без музыки, что в каждом конкретном случае педагог решает лично.

Важной предпосылкой успешного применения педагогической технологии «Театр физического развития и оздоровления детей» является планирование. Конкретный план-конспект может иметь любую форму, главное, чтобы она была удобной для педагога. Оптимальной формой плана-конспекта зарекомендовал себя сценарий занятия - краткое изложение его содержания, сюжетная схема, по которой создается зрелище (спектакль). Такой план-конспект используют, в основном, опытные педагоги, которые творчески мыслящих, поскольку он содержит только суть будущего двигательного игрового действа и такие его аспекты:

- название большого тематической игры;

- превалирующий на занятии двигательный режим;

- краткое описание содержания всей игры-занятия;

- графическое оформление занятия (по необходимости) на плане физкультурного зала: расположение оборудования, место педагога, детей, их перемещение, система безопасности и т.п.;

- размещены и пронумерованы в соответствующей сюжетной последовательности рисунки игровых упражнений;

- образные названия изображенных упражнений (по тексту, на рисунках или по отдельному перечню).

План-конспект должен соответствовать предполагаемому на конкретном занятии педагогической задаче или их комплекса. В совокупности этих задач выделяют следующие группы:

- учебные (формируют умения и навыки);

- развивающие (развивают двигательные качества);

- оздоровительные (корекційно-профилактические), имеющие целью повышение общей жизнестойкости организма детей, профилактику и коррекцию отклонений в их здоровье и двигательному развитию;

- воспитательные (воспитание личностных качеств будущего человека-гражданина).

Одновременное разрешение на каждом конкретном занятии всех групп задач не является обязательным. Одно занятие может быть более учебным, другое - преимущественно оздоровительным или воспитательным. Хотя лучше всего по этому критерию проводить комплексные занятия, то есть те, во время которых решают несколько педагогических задач.

Кроме сценария, возможно использование и таких форм и элементов планирования занятий:

1. Свободный план занятия.

2. Набор карточек (вроде библиографических) с упражнениями и играми.

3. Рисунки упражнений с их названиями.

4. Стихи к занятиям (часто собственные).

5. Разнообразные комбинированные варианты (план занятия с набором карт к нему, стихи с рисунками упражнений и др.).

6. Индивидуальные педагогические находки.

Физическое воспитание детей не должно сводиться лишь к мускульной деятельности, как это традиционно культивируется в практике дошкольных и школьных учреждений. Двигательная активность в физическом воспитании является благоприятной основой для других видов учебно-воспитательной работы. Сущность, значение, задачи каждого физкультурного занятия, по мнению М. Єфименка, красноречиво выражает девиз «Через движение и игру - к лучшей жизни!». Рухово-игровая деятельность способствует усвоению детьми знаний об окружающем мире, его законы, особенности.

Физкультурное занятие, кроме традиционных, решает разнообразные сопутствующие задачи:

1. Формирование через движения пространственных, временных и энергетических представлений: длинный - короткий (длиннее - короче); маленький - большой (меньше - больше); узкий - широкий (более узкий - широкий); дальний - ближний (далее - ближе); верхний - нижний (выше - ниже); левый - правый (левее - правее); много - мало (больше - меньше); сильный - слабый (сильнее - слабее) и т.д.

2. Изучение в процессе двигательной активности физических свойств, фактуры материалов и предметов: тяжелый - легкий, гладкий - шершавый, эластичный - хрупкий, холодный - горячий, мокрый - сухой и т. д.

3. Ознакомления в процессе физического воспитания с назначением различных типов предметов (оборудование) и формирование на этой основе элементов предметной логики (для чего и как применяется определенный предмет).

4. Уточнение, расширение и активизация глагольного словаря детей: ловить, бросать, катить, висеть, перехватывать руками, раскачиваться, подниматься, опускаться, лазить, наклоняться, спрыгивать (с использованием гимнастической скамейки) и др.

5. Развитие через упражнения, игры и эстафеты математических представлений, а также внимания, логики, памяти, наблюдательности.

6. Воспитание у детей таких личностных качеств, как честность, смелость, сочувствие, настойчивость, справедливость, скромность, целеустремленность.

7. Формирование в процессе двигательной деятельности женственности, мягкости, опрятности (у девочек), мужества, лидерства, джентльменства (у мальчиков); умение придерживаться правил воспитанности во взаимоотношениях с ровесниками, педагогом, старшими; пробуждение у детей чувства прекрасного, гармонии (в действиях, языку, музыке, природе и т. д.).

8. Коррекция эмоционального состояния детей: создание мотивации к ней, формирование и закрепление положительных эмоций, выработки правильных эмоциональных реакций на конкретные двигательные (игровые) ситуации.

Технология Г. Єфименка является оригинальной системой физического воспитания детей, развивающий эффект которой распространяется на общий умственное и духовное развитие. Он верит в неисчерпаемые возможности принципиально новой системы физического воспитания, которая, по его мнению, уже в ближайшее десятилетие станет основой «комплексной педагогики жизни».



Назад