Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Антиінноваційні барьеры в профессиональной деятельности педагога и пути их преодоления


Внедрение новой идеи, проекта или технологии часто наталкивается на различные препятствия, которые названы антиінноваційними барьерами.

Антиінноваційні барьеры (франц. barriere - помеха, препятствие) - внешние или внутренние препятствия, которые мешают осуществлению инновационной деятельности.

До внешних барьеров относятся:

- социальные барьеры (несовместимость нового с имеющимся опытом и ценностями, принятыми в обществе; стереотипы мышления педагогического сообщества);

- организационные барьеры (противодействие руководящих органов образования внедрению нововведений; отсутствие координационных центров по разработке и внедрению педагогических инноваций);

- методические барьеры (недостаток методического обеспечения нововведения, недостаточная осведомленность в области педагогической инноватики);

- материально-технические барьеры (нагрузка педагогов, бытовые условия, уровень заработной платы).

К внутренних барьеров относятся психологические (личностные) барьеры, которые скрывают глубинные личностно-профессиональные проблемы.

Психологические барьеры - психические состояния, проявляющиеся в неадекватной пассивности педагога, которая мешает осуществлять инновационную деятельность.

Сопротивление нововведением является распространенным явлением. Он может представать как прямой отказ от участия в инновационной деятельности, имитация активности с одновременной демонстрацией того, что нововведение не дает положительных результатов, и т.д.

Часто на пути нового становится консервативен и не поддающийся новаций опыт работы. Определенные проблемы относительно этого связанные с особенностями мышления многих педагогов, которые ориентируются на здравый смысл и бытовые представления о свою профессиональную деятельность. Эти представления сводятся к выводу, что педагог должен хорошо знать свое дело, а все остальное - лишнее. Мешают инновациям устаревшие, консервативные инструкции, распоряжения и приказы, попытки органов управления образованием все зарегламентировать, наказывать за любые отклонения. Чтобы преодолеть все эти барьеры, педагог нередко должен не только выносить, осмыслить, обосновать инновационную идею, но и проявить гражданское мужество во время ее реализации.

Психологические барьеры возникают при необходимости выйти за пределы привычных способов решения профессиональной задачи, предпочесть другой точке зрения. Они предстают как внутренние преграды (нежелание, боязнь, неуверенность и т.д.), которые мешают человеку выполнять определенное действие.

Используя их для самозащиты, человек сосредотачивается лишь на той внешней информации, которая может быть им усвоена и не будет вносить расстройства в ее душевное состояние. Такое предохранения устоявшегося представления о мире мешает творческому процессу, настроенности на познание осмысления, использования и созидания нового.

Личностный барьер является социально-психологическим образованием, его параметры изменяются в пространстве и времени на различных этапах нововведения, в различных организациях, в различных категорий работников.

Психологические барьеры существуют как:

1) форма проявления социально-психологического климата коллектива в условиях инноваций в виде негативных психических состояний работников, вызванных нововведением;

2) совокупность действий, суждений, понятий, ожиданий и эмоциональных переживаний работников, в которых осознанно или неосознанно, скрыто или явно выражаются негативные психические состояния.

В педагогической среде чаще всего проявляются организационно-психологические, социально-психологические, когнітивно-психологические барьеры (табл. 5).

Таблица 5
Типы психологических барьеров активного неприятия нововведений
Тип Основные характеристики Причины формирования
1 2 3
Организационно-психологические Активное неприятие нововведения через несоответствие ценностям личности в суб'єктно-объектных отношениях - несоответствие ценностных ориентаций личности и целей инноваций;
- неправильное распределение прав и ответственности;
- наложение функции одной структуры на другую;
- несоответствие представлений о профессионально-ролевую позицию реальному функционированию организации
Социально-психологические Реакция на последствия нововведений, обусловлена личными и групповыми особенностями в субъект-субъектных отношениях - отношения между людьми, личностные и групповые особенности;
- несоответствие ценностных ориентаций;
- образ жизни, своеобразие распределения времени на различные виды работ, вкусы;
- различия в поступках и оценках действий
Когнітивно-психологические Реакция на различные подходы, направления в анализе предмета нововведения (в условиях неопределенности) - различия в знаниях по поводу предмета нововведений;
- разное понимание проблемы;
- критический подход к ситуации;
- индивидуально-психологические свойства людей, связанные с сенсорными характеристиками (моторными навыками)

 

Новое и неизвестное всегда вызывало у людей тревогу и страх. Нередко инновации, которые разрушали устоявшийся образ жизни, привычки людей, предопределяли патологические и неадекватные реакции. Одним из видов негативной психической реакции на инновации фрустрация.

Фрустрация (лат. frustratio - обман, напрасные надежды) - психическое состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или такими, что так воспринимаются субъектом) трудностями в решении значимых для человека задач.

Такое состояние может быть вызвано слишком быстрым, слишком частым или перманентным внедрением инновации. Подобные последствия могут иметь и внедрения масштабных (системных) и безальтернативных инноваций.

Если в механизме защиты человека не происходит глубинных нарушений модели деятельности, наступает период стабилизации личности, проявляющееся в устранении или сведении к минимуму негативных эмоций - страха, тревоги, мук совести.

Общей особенностью всех видов психологической защиты личности (идентификации, возражения, отчуждение, рационализации, вытеснение, катарсиса и т.д.) является их неосознанность, поэтому можно наблюдать лишь внешние проявления работы защитных механизмов. При таких условиях искажается обычное поведение человека, о чем могут свидетельствовать немотивированная нерешительность, неуверенность в себе, недоверие.

Восприятие педагогических нововведений зависит и от социального окружения, педагогического сообщества. Часто психологические барьеры обусловлены не только индивидуальными особенностями педагога, но и социально-психологическими чертами сообщества, к которой он принадлежит. Внешне внутріособистісний барьер проявляется в защитных высказываниях, которые часто отражают распространенные в обществе стереотипы относительно конкретных инноваций. Антиінноваційні стереотипы (формы антиінноваційної поведения) часто выстраиваются по логической схеме: «Да, но...», которая имеет следующие модификации:

1. «Это у нас уже есть». Приводится пример, нечто подобное на предлагаемое нововведение.

2. «Это у нас не получится». В подтверждение этой точки зрения приводят различные причины, которые, по мнению оппонентов нововведения, делают невозможным его внедрения.

3. «Это не решает наших главных проблем». Такой позиции придерживаются сторонники радикальных новшеств. Однако дифференциация проблем на главные и второстепенные часто является субъективным, поэтому нередко такая критика не дает возможности реализовать нужные и ценные нововведения.

4. «Это требует доработки». Выявив недостатки нововведения, убеждают, что оно еще не готово к применению.

5. «Есть и другие предложения». Нововведению предлагается альтернатива, что имеет целью отвлечения внимания на взаимодействие, политику авторов противоположных идей.

Такие варианты антиінноваційної сознания и поведения чаще всего проявляются на стадии восприятия нововведения. На стадии его освоения противники нововведения используют автономно или в различных сочетаниях другую систему методов. К наиболее распространенным в таких ситуациях методам относятся:

- метод конкретизуючих документов (предусматривает сопровождение нововведения различными инструкциями, рекомендациями, распоряжениями, которые деструктивно влияют на восприятие целостного содержания нововведения, усложняют процесс его реализации и распространения);

- метод лоскутного внедрения (вся работа ограничивается внедрением одного элемента нововведения, что нередко дискредитирует его);

- метод вечного эксперимента (проявляется в искусственном задержании нововведения в экспериментальном статусе);

- метод документального внедрения (оппоненты нововведения ограничиваются отписками о его внедрения, на самом деле игнорируя или внедряя его как попало);

- метод параллельного внедрения (свидетельством его есть сосуществования элементов нового с тем, что оно призвано заменить).

Сопротивление новому нередко вызывают боязнь проявить собственную некомпетентность, личностную несостоятельность, заниженная или завышенная самооценка, слабая мотивация и т.д.

Затрудняют, а иногда и невозможным инновационную педагогическую деятельность барьеры творчества - препятствия, которые мешают личностном проявления творческой деятельности. В сфере обучение и воспитание они проявляются как:

- склонность к конформизму (стремление быть похожим на других людей, не отличаться от них своими суждениями и поступками);

- боязнь оказаться «белой вороной», показаться глупым и смешным в своих суждениях;

- боязнь показаться слишком экстравагантным в своем неприятии и критике чужих мыслей;

- неумение реализовывать новые способы и формы осуществления педагогической деятельности;

- недостаточная развитость индивидуального творческого потенциала отдельных педагогов;

- отсутствие необходимости внедрять новое;

- боязнь мести другого человека, чья позиция подвергается критике;

- личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие («Я-концепция»), что характеризуется заниженной самооценкой личности, нежеланием высказывать свои идеи;

- ригидность (негибкость) мышления.

С целью преодоления барьеров в инновационной деятельности педагога используют социально-психологические методы, в том числе индивидуальные и групповые психотехнологии.

Исследования в области социальной психологии, жизненная практика свидетельствуют, что группа является эффективным инструментом социально-психологического воздействия на личность. Как известно, присутствие других усиливает мотивацию каждого участника к овладению определенных норм и принципов, стратегии и стиля поведения, обогащает личностный репертуар решений, помогает выбрать наиболее адекватные. Взаимодействие в группе способствует формированию и развитию коммуникативных навыков, повышению самооценки, преодолению тревожности, агрессивности, усилению положительной мотивации поведения. Для этого в группе должен утвердиться спокойная, доброжелательная атмосфера, в которой бы каждый индивид усматривал источник психологической защиты, важный фактор регуляции своего поведения. Развитие самосознания в таких условиях происходит за непрерывного снижения барьеров психологической защиты. Одновременно снижается уровень личной неискренности, поскольку каждый осознает, что она затрудняет работу группы.

Благотворное влияние группы на личность обеспечивают:

- наличие обратной связи (взаимодействие в группе создает и поддерживает оптимальные условия для того, чтобы каждый имел возможность увидеть и осознать дефектные проявления своей и чужой поведения);

- эмоциональное переживание полученных во время групповой работы новых данных о себе и других (оно порождает сильный импульс, побуждающий к переосмыслению «Я-концепции»). Основой понимания собственных проблем является сопереживание подобных состояний других участников группы;

- роль ведущего, который может быть активным творцом ситуации, катализатором процессов в группе, соратником или оппонентом участников группового взаимодействия.

В преодолении психологических барьеров в инновационной деятельности педагога эффективными являются разнообразные групповые психотехнологии. Авторы одной из них, зарубежные психологи К. Левин, Д. Джибб, В. Байон, А. -К. Райс, Г. Райош используют принцип «обучение тому, как научиться» во время испытания новых форм поведения в обстановке, которая ничем не грозит личности. Процедурно такая работа охватывает самопрезентацию, обратная связь, экспериментирования. Участники занятия получают помощь в развитии таких специфических коммуникативных навыков, как описание поведения, передача чувств, активное слушание, конфронтация. Ведущий занятия при этом сохраняет пассивную позицию.

Участникам групповых занятий предлагают такие упражнения:

1. «Кто я?». Цель этого упражнения заключается в знакомстве участников группового взаимодействия. Каждый из них должен предложить 10 ответов на вопрос «Кто я?», принимая во внимание любые личностные черты, эмоции, характеристики. Затем участники занятия читают характеристики друг другу, по желанию комментируя их. На все это отводится 30 мин.

2. «Пострадавшие в кораблекрушении». Во время такого занятия, которое длится примерно полтора часа, участники осваивают навыки эффективного поведения в процессе поисков консенсуса в группах. После того, как каждый из них разместит все указанные в списке предметы по степени важности для выживания, группа производит общее для всех решение, руководствуясь специальным методом достижения консенсуса.

По методике зарубежных психологов и психотерапевтов А. Хилла и М. Наумберг, участников побуждают к свободных ассоциаций по поводу их произведений (спонтанное рисование, лепка), а также толкование их содержания. Для этого им предлагают такие практические упражнения:

1. «Индивидуальное рисования». Это занятие имеет целью пробудить творческое начало у участников группы, помочь им осознать свои эмоции. Они карандашами и красками символически изображают свое состояние, чувства на бумаге, а затем обмениваются впечатлениями о свои и чужие работы, не давая им оценок. Занятие длится примерно 1 час.

2. «Парное рисования». Работа во время этого занятия помогает исследовать межличностные отношения и характер конфликтов в группе. Каждый участник выбирает себе в партнеры того, с кем хочет познакомиться ближе или выяснить отношения. Бумага становится пространством для совместного творчества. Общение происходит только с помощью линий, фигур и цветов. На это отводится 1 час.

3. «Групповое рисования». Как правило, после этого занятия вырисовывается четкая картина ролевых взаимоотношений в группе, влияние каждого участника на индивидуальный опыт других. Все садятся в круг, и каждый рисует то, что хочет. По сигналу ведущего рисунки передают соседям слева и продолжают рисовать те, что получили от соседей справа. Рисование завершается тогда, когда каждый получит начатый им рисунок. Затем участники обмениваются впечатлениями. Продолжается занятия не более 1 ч.

4. «Пластилиновый мир». Каждый участник из куска пластилина, закрыв глаза, лепит то, что хочет видеть в создаваемом группой мире. Анализ этих работ показывает ценностные ориентации личности.

Выяснению особенностей проявления барьеров инновационной педагогической деятельности служат и разнообразные методики изучения способности педагога к саморазвитию. Одну из таких методик, основывается на анкетировании, предложил Является. Рогов.

Анкета 1

Барьеры педагогической деятельности

Дайте ответ на вопрос, выставив следующие баллы:
5 - если данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 - скорее отвечает, чем нет;
3 - и да, и нет;
2 - скорее не отвечает;
1 - не отвечает.

1. Я стараюсь изучить себя.
2. Я оставляю время для развития.
3. Преграды, которые возникают, стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратная связь, поскольку это помогает мне познать и оценить себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
6. Я анализирую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я дискутирую по вопросам, которые меня интересуют.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стараюсь быть более открытым.
11. Я осознаю влияние, которое оказывает на меня окружения.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я имею удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительно отнесся бы к своему профессиональному повышение.

Подсчитайте общую сумму баллов:
75-55 - активное развитие;
54-36 - нет устойчивой системы саморазвития, ориентация на развитие значительно зависит от условий;
35-15 - остановка развития.

Анкета 2

Самоанализ стимулов и препятствий

Оцените по пятибалльной системе факторы, которые стимулируют или препятствуют Вашему обучению и развитию:
5 - так (препятствуют или стимулируют);
4 - скорее да, чем нет;
3 - и да, и нет;
2 - скорее нет;
1 - нет.

Стимулирующие факторы

1. Методическая работа.
2. Обучение на курсах повышения квалификации.
3. Пример и влияние коллег.
4. Пример и влияние руководителей.
5. Организация труда в учебном заведении.
6. Внимание к этим проблемам руководства.
7. Доверие.
8. Новизна деятельности, условия труда и возможность экспериментирования.
9. Занятия самообразованием.
10. Интерес к работе.
11. Возрастающая ответственность.
12. Возможность получения признания в коллективе.

Препятствующие факторы

1. Собственная инерция.
2 .Розчарування от неудач.
3. Отсутствие поддержки и помощи руководства в этом вопросе.
4. Вражда людей (зависть, ревность), которые негативно воспринимают Ваши изменения и стремление к новому.
5. Неадекватный обратную связь с коллегами и руководителями (отсутствие объективной информации о себе).
6. Состояние здоровья.
7. Нехватка времени.
8. Ограниченные ресурсы, трудные жизненные обстоятельства.

После обработки данные мікродослідження заносятся в итоговую таблицу «Обучение, развитие и саморазвитие педагога»:

Способность педагога к саморазвитию Фамилии, инициалы педагогов Стимулирующие факторы Препятствующие факторы Система мероприятий
1. Активный саморазвитие        
2. Несформированный саморазвитие        
3. Остановка саморазвития        

В анализе анкет фамилии педагогов заносятся в соответствующие графы таблицы. Стимулирующие и препятствующие факторы ранжируют с помощью среднего балла и также заносят в таблицу.



Назад