Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Управление инновационной педагогической деятельностью


В системе образования на современном этапе акцент делают на управление целостным педагогическим процессом на научной основе, понимание всей его сложности, знание механизмов и закономерностей педагогического взаимодействия, которые способствуют развитию личности, что является основной задачей образования. Деятельность каждого руководителя, педагога образовательного учреждения сопровождают инновационные процессы, которые дают им возможность профессионально саморазвиваться, реализовывать творческий потенциал.

Инновационные процессы являются основным средством развития систем управления.

Общий инновационный процесс в системе управления охватывает совокупность отдельных инноваций, каждая из которых может восприниматься как отдельный процесс.

Для обеспечения качества и эффективности отдельных нововведений и общего инновационного процесса в управлении необходимо учитывать, отслеживать, прогнозировать последствия инноваций для системы управления; учреждения образования; психологического климата внутри управленческой сообщества; каждой части объекта управления; каждого управленца. Все это выделяет управления педагогическими инновациями в самостоятельный вид деятельности, автономную научную проблему.

Управление педагогическими инновациями - вид социального управления, что поддерживает целеустремленность и организованность инновационных процессов в системе образования.

Выделяют следующие структурные компоненты управленческой деятельности:

1) постановка цели;

2) планирование или принятия управленческих решений;

3) организация выполнения решений;

4) контроль за результатами инновационной деятельности;

5) регулирование (или коррекция) нововведения;

6) анализ результатов.

Для управления нововведениями необходимо иметь банк инноваций (педагогических идей). Технически его создают в форме картотеки, заводя на каждое нововведение образовательного учреждения специальную карту. Как правило, это делают в начале учебного года. С внедрением компьютерных систем изменилась технология формирования банка педагогических идей, но принципы остались те же. Карты, на которых фиксируют педагогические идеи и их основные характеристики, являются формализованными, то есть каждый их пункт предусматривает внесения конкретной информации.

1. Проблема. В этом пункте формулируют противоречия в обучении и воспитании, которые заставляют отказаться от традиционной практики и начать поиск новой, или фиксируют потребность побуждает необходимость внедрения инновации. Например, необходимость осуществления в процессе обучения разноуровневой дифференциации и отсутствие у педагогов необходимых знаний об эту технологию для ее практической реализации.

2. Цель инновации (нововведения). Формулировка цели должна быть своеобразным ответом на вторую часть проблемы (противоречия), то есть определять параметры результата, в которых должна быть достигнута. Целью нововведения, например, может быть формирование познавательных интересов ребенка; обеспечение условий для свободы выбора детей; обеспечение условий для интегрированного обучения и воспитания здоровых детей и детей с особыми потребностями и т.д.

3. Суть инновации. Подразумевается комплекс взаимосвязанных задач, которые нужно решить, чтобы получить новое качество.

4. Прогнозируемый результат нововведения. Любой прогнозируемый результат должен быть достижимым и измеряемым. Как правило, предусматривают ожидаемые положительные результаты, а также возможные потери, негативные последствия и меры по их предупреждению. При этом указывают параметры, по которым будет определяться эффективность нововведения.

5. Классификация инновации. Критерием классификации является область применения инновации. В учебно-воспитательной сфере такими отраслями могут быть управление, дидактика, конкретная методика, психология, гигиена, валеология и др.

6. Инноватор. В этот пункт заносят сведения о лице, которая вводит инновацию (возраст, образование, специальность, педагогический стаж), а также ее статус относительно инновации (разработчик, пользователь, распространитель).

7. Стадии нововведения. Все стадии, которые преодолело нововведения, и та, на которой оно находится, должны быть пронумерованы и соответственно названы.

8. Экспериментальная проверка инновации. Этот пункт предусматривает фиксацию результатов каждой экспериментальной проверки. Общее их количество записывают после окончания учебного года.

9. Характер инновационного процесса (эксперимента). Любой инновационный процесс может относиться к одному из следующих видов: констатирующий - отслеживание процесса, констатация результатов; уточняющий - корректировка гипотезы согласно полученных результатов; формирующий - проверка эффективности системы воздействий.

10. Препятствия на пути разработки и внедрения. Речь идет о социальных, материально-технические препятствия, мешающие внедрению инновации, а также о общепедагогические проблемы (управленческие, дидактические, методические, воспитательные и др.).

11. Экспериментальный контроль. Предусматривает фиксирование всех видов контроля за внедрением инноваций. Такими видами есть самоконтроль, экспертный контроль, контроль общественности. Самоконтроль используют разработчики, распространители и пользователи инновации. Экспертами могут быть специалисты в соответствующей области знаний и практической деятельности - коллеги по работе, опытные руководители учебно-воспитательных заведений, завучи, методисты, ученые. Общественный контроль осуществляют родительские, профсоюзные организации, совет кураторов.

12. Оценивание инновации. Его осуществляют за всеми подходящими для конкретной ситуации показателям и в различных формах, что позволяет увидеть инновацию под разными углами зрения и в разных измерениях.

13. Проблемы, которые необходимо решить. Такими проблемами могут быть психологические барьеры в педагога и родителей, отсутствие методик проведения разноуровневого контроля и т.д.

14. Особые соображения о значении инновации. Как правило, такие рассуждения появляются по результатам экспертизы программы инновации.

Банк педагогических инноваций дает возможность руководителям учебных заведений квалифицированно осуществлять регулирование и коррекцию нововведения.

Важным элементом управления инновационной деятельностью является контроль за результатами, который в целом осуществляет следующие функции:

- констатация аналитическая, экспертная оценка достигнутых результатов учебной и воспитательной деятельности;

- констатация и оценивание участников инновационного процесса, достигнутых ими результатов учебной и воспитательной деятельности, направленной на развитие образовательного учреждения;

- констатация и оценивания результатов управления инновациями в соответствии с комплексно-целевой программы;

- формирование каналов прямой и обратной связи для информирования и стимулирования участников инновационного процесса.

Реализация каждой функции требует внесения соответствующих корректив в образовательный процесс, деятельность педагогического коллектива, осуществления управленческих воздействий.

Процесс оценки предполагает использование всесторонней, достоверной информации как предпосылки объективных выводов о состоянии объекта, процесса, явления. Источником такой информации в педагогической сфере является экспертная деятельность - исследовательская деятельность сосредоточена на изучении практики, что развивается.

Экспертиза имеет целью оценивания действия, процесса, которые уже состоялись, продолжаются или только предусматриваются на будущее. Ее объектом является деятельность по разработке, реализации проекта или результат проектной деятельности. Во время экспертизы пользуются интуитивными, а также кваліметричними (сформированными опросным путем) средствами. Процедура экспертизы предусматривает создание соответствующего продукта, которым, как правило, есть заключения экспертов.

Оценки инновационной деятельности требует определенных знаний по квалиметрии - науки о методах количественного оценивания качества продукции.

В 70-е годы XX в. методы квалиметрии распространились и на педагогику, что обусловило появление нового направления - педагогической квалиметрии - самостоятельной научной дисциплины, одного из направлений общей квалиметрии, который дополняет все педагогические науки контролем, диагностикой и коррекцией результатов.

Если предметом педагогической квалиметрии есть общие проблемы измерений, то методика измерений, конструирования тестов и анкет, организации и проведения экспертизы составляют предмет педагогической экспертизы.

Педагогическая экспертиза как часть педагогической квалиметрии опирается на средства и методы измерения качеств, которые применяют во время экспертизы учебной и методической литературы, структурирование и планирование учебного материала, профессионализма, мастерства педагогов и т.д.

В системе педагогической деятельности используют два типа экспертизы: групповую и индивидуальную. Учитывая признаки выделяют такие виды педагогической экспертизы:

- по форме контакта: очная (непосредственно с объектом); заочная (через анкетирование, тестирование и т.д.);

- по форме представления: открытая; закрыта; полуоткрытый;

- по способу получения информации: прямая; побочное;

- за субъектом экспертизы: внутренняя; внешняя;

- по целевым направлениям: констатирующая; прогнозирующая; формирующая (развивающее).

Для многокритериальной педагогической характеристики инновационной деятельности учителя используют количественные и качественные параметры различных признаков инноваций (табл. 6).

Таблица 6
Параметры педагогического анализа инновационной деятельности учителя
Признак Параметры
1. Уровень новизны Глубокий уровень - инновация не имеет прикладных и теоретических аналогов
Средний уровень - инновация дополняет, совершенствует и улучшает устоявшиеся элементы образовательной системы или педагогической практики
Поверхностный уровень - предложение не содержит нового или ориентирована на применение готовых разработок в другой сфере (группа, образовательное учреждение, район, город и т.п.)
2. Масштаб применения Международный
Государственный
Региональный
Местный (дошкольное учреждение, школа, группа, класс, отдельные воспитанники и т.д.)
3. Объекты инновации Содержание обучения
Методика обучения
Методика воспитания
Управление образованием
4. Прогноз существования инновации До двух лет
От двух до пяти лет
Более пяти лет
5. Научное обоснование инновации Наличие теоретического обоснования
Наличие эмпирического материала
Недостаточное научное обоснование
6. Готовность педагога к внедрению инноваций Высокая
Средняя
Низкая
7. Информационно-методическая обеспеченность инновации Наличие методического обеспечения
Слабая обеспеченность (необеспеченность) методическими материалами

 

Такие признаки инновации можно использовать как для самооценки, так и для оценки педагогической деятельности специально созданными экспертными группами.

Перспективы инновационной деятельности зависят не только от инновационного потенциала нововведения, но и от инновационного потенциала педагогического коллектива. Оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива осуществляют по определенным критериям.

1. Восприимчивость к новому. Этот критерий охватывает способность предвидеть развитие и результаты работы, потребность в постоянном профессиональном росте. Восприимчив к новому педагог постоянно следит за передовым опытом в своей сфере деятельности, пытается внедрить его с учетом образовательных потребностей населения, общества. Он системно и упорно занимается самообразованием, развивает собственные идеи в процессе педагогической деятельности. Видя перспективы творческого развития, такой педагог прогнозирует и анализирует свою деятельность, эффективно взаимодействует с родителями воспитанников, коллегами, научными учреждениями и т.д.

Восприимчивость педагогов к новому оценивают, пользуясь специальной шкале оценок, которая предусматривает:

5 - восприимчивость сильно выражена;

4 - восприимчивость выражена;

3 - оказывается, но не всегда;

2 - слабо проявляется;

1 - не оказывается.

Обстановку в учебно-воспитательном заведении определяют, используя коэффициент инноваций по формуле:

 

КИ = (Кфакт / Кmax) ,

 

где Кфакт - фактически полученная количество баллов;

Кmax - максимально возможное количество баллов;

КИ - коэффициент инноваций.

Восприимчивость к новому наряду с другими факторами обеспечивает гармоничное осуществления инновационной деятельности, самораскрытие личности педагога.

2. Подготовленность к освоению нововведений. Речь идет об информированности педагогов об инновациях, наличие потребности в изменении и обновлении педагогического процесса; мотивированность их на разработку и освоение новшеств; наличие системы знаний и умений для успешной реализации профессиональной деятельности, наличие знаний и умений для исследовательской деятельности.

Оценивают ее с помощью методов наблюдения, анкетирования, бесед, творческих заданий, создание специальных ситуаций, в которых может раскрыться личность педагога.

3. Степень новаторства педагогов и коллектива учебного заведения.

В результате оценки степени новаторства каждый педагог может быть проатестований как педагог-«новатор», педагог-«передовик», педагог-«умеренный», педагог-«предпоследний», педагог-«последний». Бесспорно, такая классификация в значительной мере условна, поскольку в структуре личностных качеств, стили деятельности педагога имеющиеся элементы других классификационных групп. В этом случае речь идет о выраженную доминанту качеств.

Педагоги-«новаторы». К этой группе относятся педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми охотно воспринимают новое как положительное. Они умеют решать нестандартные задачи, часто сами создают и разрабатывают педагогические инновации.

Педагоги-«передовики». Они первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку инновации в своем заведении, подхватывают инновации, внедренные в других учебно-воспитательных заведениях.

«Умеренные» педагоги («золотая середина»). К инновациям они относятся сдержанно, не спешат их внедрять, в то же время стараются не быть в этом деле среди последних. Как правило, такие педагоги начинают инновационную деятельность после того, как новое воспримут коллеги.

Педагоги-«предпоследние». Эту группу составляют педагоги, которые за ними решаются на инновационную деятельность. Новое они воспринимают, убедившись в утверждении относительно него общей позитивной мысли.

Педагоги-«последние». Для стиля мышления, поведения, профессиональной деятельности этих педагогов характерные традиционность, консервативные формы работы.

Инновационный потенциал учебного заведения зависит от количества педагогов, которые образуют эти группы, и от соотношения групп в структуре педагогического коллектива. Для выяснения отношения педагогов к нововведение руководитель учебного заведения может прибегнуть к опрос по анкете:

1. Какие новшества вы внесли в учебно-воспитательный процесс за последние 1-3 года? Что побудило вас к этому?

2. На решение какой проблемы были направлены инициированные вами нововведения?

3. Каких результатов вы достигли с помощью нововведения? В обучении и воспитании детей:

- достигнут лучших результатов;

- результаты есть такими, как предыдущие;

- результаты хуже от предыдущих;

- неизвестно.

4. Какие изменения происходят в деятельности детей на занятиях (уроках) и в повседневной жизни? В результате внедрения нововведения:

- дети становятся более активными;

- повышается познавательная самостоятельность детей;

- повышается уровень познавательного интереса;

- другие изменения в развитии детей (назовите);

- нет изменений.

5. От участия в инновационной деятельности вы ожидаете:

- личного удовлетворения своей работой;

- общественное признание;

- снижение обязательной нормы учебных часов;

- приоритетного положения (внимания) в коллективе;

- материального вознаграждения.

Анализ ответов на вопрос анкеты дает основания для выводов о инновационный потенциал педагогического коллектива.

В управлении инновационной деятельностью важно не только знать о соответствии ее промежуточных и конечных результатов сформулированной цели, но и при необходимости оперативно и компетентно выяснять причину их отклонений. Это означает, что контроль, анализ и оценка внедрения нововведений тесно взаимосвязаны, без чего невозможно обоснованное осуществления корректив инновационной деятельности.

Во время управления прогнозируемыми педагогическими инновациями самым важным является контроль за плановыми результатам (на определенное время, учебный год). Ценные для педагога-инноватора, руководителя образовательного учреждения и случайные положительные результаты. По конкретным результатом делают выводы о достигнуто.

Для контроля и экспертного оценивания результатов инноваций используют специальные карты, которые содержат такие показатели и нормы:

Нормы оценивания:

- предварительное оценивание на входе;

- оценивание по проекту, концепцией (ожидаемое);

- оценивание других организаций (в конце учебного года);

- оценка экспертами-специалистами (в конце учебного года);

- средняя вариативная оценка.

Показатели:

1. Такие, отражающих результаты учебно-воспитательного процесса:

- уровень здоровья детей и здорового образа жизни;

- уровень воспитания и обучения в соответствии с государственными стандартами;

- уровень готовности детей к обучению в школе;

- уровень использования различных методов обучения и воспитания;

- уровень применения различных форм организации учебно-воспитательного процесса.

Вместе -

2. Такие, отражающие процесс управления:

- уровень информационного обеспечения;

- уровень мотивации членов коллектива: детей, педагогов, родителей;

- уровень педагогического анализа;

- уровень прогнозирования результата;

- уровень планирования результатов;

- уровень организации;

- уровень контроля на диагностической основе;

- уровень регулирования и коррекции;

- дополнительный показатель: стиль управления на демократической основе.

Вместе -

Вместе за 1 и 2 блоками -

Экспертное оценивание осуществляют по четырехбальной системе:

0 - критический уровень;

1 - низкий уровень;

2 - допустимый уровень;

3 - оптимальный уровень.

На основании полученных данных выставляют среднюю вариативную оценку по всем показателям, затем суммируют все оценки и делят на количество показателей за каждым блоком. Оптимальными являются показатели 75% и выше; допустимыми - от 50 до 74%, критическими - 40-49%.

Осуществлен таким образом анализ дает возможность реально оценить показатели развития инноваций по сравнению с исходным уровнем, а также ожидаемым по прогнозу и реальным на конец учебного года.

Для окончательного анализа инновационной деятельности по показателям имеющихся у банка инноваций карт (1), а также карт, с помощью которых осуществляют контроль и экспертное оценивание результата инновации (2), выстраиваются диаграммы (графики), которые удостоверяют определенные тенденции в инновационном процессе и является основой для принятия управленческих решений по его коррекции.

Благодаря этому на завершение учебного года оценивают все показатели за картами 1 и 2 и выявляют факторы, которые способствовали или препятствовали получению прогнозируемых результатов инновационной образовательной деятельности. Такая оценка называется оценкой результата и силового поля, поскольку во внимание принимают как полученные результаты, так и внутренние и внешние факторы организации инновационной деятельности.

Результаты экспертного контроля и анализа рассматривают на заседании педагогического совета. Тогда же при необходимости утверждает программу регулирования и коррекции инновационного процесса, которая может содержать, например, такие мероприятия:

1. Совещание при главе. На ней целесообразно заслушать сообщение методиста (завуча) о подготовке к педсовета (январь-февраль); скорректировать расстановку кадров на новый учебный год (март-апрель); заслушать вопрос о готовности к педсовета по результатам прошлого учебного года и о задачах (с учетом коррекции нововведений) на новый учебный год (август).

2. Педсовет. Она должна подвести итоги нововведений за 1 полугодие (январь-февраль); проанализировать итоги работы и определить задачи педколлектива на новый учебный год по переводу учебного заведения в режим развития (август).

3. Методический совет. К ее компетенции в этом деле принадлежит анализ качества знаний, умений, навыков по нововведением (выборочно - январь-февраль); тестирования и диагностирования за качеством инноваций (март-апрель).

4. Родительский совет учебного заведения. Программа предусматривает его участие в контроле за нововведением (январь-февраль); обсуждение вопроса о предоставлении помощи учебному заведению во внедрении новшества (март-апрель); содействие и помощь в подготовке к новому учебному году (май-июнь); участие в формировании скорректированного заказ на новый учебный год (август).

Для осмысленной, полноценного участия педагога в инновационной деятельности важно, чтобы он был не только ее непосредственным участником, но и бесстрастным экспертом на этапе ее анализа, что будет способствовать реализации его личностного потенциала, повышению общей культуры, актуализации самооценки и осуществлению самокоррекции своей деятельности.

В системе управления нововведениями необходимо обеспечить всестороннее и многоаспектное изучение инноваций (проектирование, мониторинг, регулирование, коррекцию), без чего невозможно компетентное определения их эффективности, целесообразности научного обеспечения и распространения опыта. Поэтому параллельно с инновационным процессом должен действовать эффективная система экспертной работы.



Назад