Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Структура готовности к инновационной педагогической деятельности


Структуру готовности к инновационной педагогической деятельности рассматривают как совокупность мотивационного, когнитивного, креативного, рефлексивного компонентов, которые взаимообусловленные и связаны между собой.

Мотивационный компонент готовности к инновационной педагогической деятельности. Выражает осознанное отношение педагога к инновационных технологий и их роли в решении актуальных проблем педагогического образования. Он является стержнем, вокруг которого конструируются основные качества педагога как профессионала, поскольку от того, чем мотивирует педагог свою готовность к інновацінної деятельности, зависят характер его участия в инновационных процессах, достигнутые результаты в обучении и воспитании детей.

В педагогической практике инновационные старания педагога могут быть обусловлены различными мотивами (повышение эффективности учебно-воспитательного процесса; попытки привлечь к себе внимание, получить признание и др.), настоящую суть которых выяснить бывает нелегко, поскольку со временем они могут меняться. Знание мотивов инновационной деятельности педагогов является важным компонентом управления педагогическими инновациями.

Личностную значимость конкретных мотивов исследуют на основании анализа сформулированных педагогом целей собственной инновационной деятельности, его действий по реализации этих целей, а также анализа изменений в его мотивационной сфере, самооценок, отношение к своей профессиональной деятельности.

Мотивационная готовность, восприимчивость к педагогических нововведений является важным качеством учителя, поскольку лишь адекватная целям инновационной деятельности мотивация обеспечивает эффективную деятельность и самораскрытие личности педагога.

Часто ведущим мотивом инновационной педагогической деятельности является познавательный интерес. Познавательные интересы педагога, ориентированного на применение инновационных образовательных технологий, концентрируются вокруг потребности в научном понимании различных аспектов личностной ориентации образования; на осмыслении собственного опыта, степени эффективности педагогической деятельности, формирование своей позиции относительно изменений в системе образования; использовании новых знаний в собственной практической деятельности.

Мотивация личности педагога обусловлена его профессиональными интересами, ценностными ориентациями, идеалами. Она проявляется как во всей его профессиональной жизнедеятельности, так и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие внешних событий и логику поведения.

Положительную мотивацию педагога к инновационной деятельности удостоверяет удовлетворения таких его личностных и профессиональных потребностей, как создание и применение нового, повышение педагогического мастерства, преодоления профессиональных трудностей. Поэтому использование инновационных технологий многие из педагогов считает единственным важным мотивом личностного и профессионального самоутверждения.

Педагоги по своей природе склонны к переменам, хотя и не лишены консерватизма. Они по-разному видят новое и занимают разные позиции в отношении педагогических инноваций. По данным социологических исследований, лишь 8% педагогов работают как новаторы, каждый пятый ориентирован на традиционные способы деятельности, с недоверием относится к инновациям. К идее о необходимости инноваций многие учителя приходят через недовольство собственной профессиональной деятельностью в пределах традиционного педагогического процесса. Только испытав себя в различных моделях обучения и воспитания, можно выбрать адекватные личностной и профессиональной направленности методы, приемы, способы работы.

Итак, показателями мотивационного компонента готовности к инновационной педагогической деятельности является познавательный интерес к инновационных педагогических технологий и личностно-значимый смысл их применения.

Когнитивный компонент готовности к инновационной педагогической деятельности. Объединяет совокупность знаний педагога об суть и специфику инновационных педагогических технологий, их виды и признаки, а также комплекс умений и навыков по применению инновационных педагогических технологий в структуре собственной профессиональной деятельности. Этот компонент является результатом познавательной деятельности. Его характеризуют объем знаний (ширина, глубина, системность), стиль мышления, сформированность умений и навыков педагога.

Уровень осведомленности педагога о инновационные технологии определяют по объему его знаний, которые являются необходимым условием анализа и выбора оптимальных способов решения профессиональных проблем в соответствии с видение педагогом проблематики педагогической инноватики, личностных потребностей и интересов.

Умение педагога удостоверяют сознательное овладение деятельностью, которая по своей структуре соответствует структуре его личности, в которой выделяют такие профессиональные умения:

- гностические (умение добывать, пополнять и расширять свои знания, изучать личность ребенка и себя);

- проектировочные (способность планировать учебный процесс в соответствии с целями обучения, психологических закономерностей, оптимальных видов, методов, приемов профессиональной деятельности; умение планировать внеклассную работу);

- конструктивные (умение выбирать оптимальные приемы и способы обучения, формы работы, отбирать и дозировать учебный материал, оптимально управлять процессом учения);

- организационные (способность организовывать свою деятельность и деятельность детей в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса);

- коммуникативные (умение использовать различные механизмы формирования межличностных взаимоотношений участников педагогического процесса, применять технику актерского мастерства, предупреждать и преодолевать конфликты, создавать коммуникативную сеть занятий).

Инновационная деятельность связана с педагогическими исследованиями. Учитывая это показателями сформированности когнитивного компонента готовности к ней являются:

- методологические знания (умение воспринимать действительность с позиций системного подхода, сформированность общенаучных категорий);

- общетеоретические и методические знания (знание принципов и методов педагогического исследования, владение конкретными исследовательскими умениями);

- умение успешно применять инновационные педагогические технологии (гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные);

- положительный педагогический опыт.

Реализация когнитивного компонента личностной готовности педагога к инновационной деятельности означает для него необходимость профессионально самоопределиться, то есть осознать нормы, модель своей профессии и, соответственно, оценить свои возможности.

Креативный компонент готовности к инновационной педагогической деятельности. Реализуется он в оригинальном решении педагогических задач, в импровизации, экспромте. Его важность порожденная творческим характером инновационной деятельности.

Признаками креативности является способность к созданию нового, нетрадиционный подход к организации учебно-воспитательного процесса, умение творчески решать любые профессиональные проблемы, взаимодействовать с воспитанниками, коллегами, родителями детей, умение развивать креативность детей, что воплощалось бы в их поведении. Формирование креативности у детей зависит от таких профессиональных умений и установок педагога:

- признание ценности творческого мышления;

- развитие чувствительности детей к стимулов окружения;

- свободное манипулирование объектами и идеями;

- умение всесторонне раскрыть особенность творческого процесса;

- умение развивать конструктивную критику, но не критиканство;

- поощрение самоуважения;

- нейтрализация чувство страха перед оценкой и т.д.

Креативность педагога формируется на основе подражания опыта, концепции, идеи, отдельного приема, формы, метода с постепенным уменьшением удельного веса подражательного и ростом удельного веса творческого компонента педагогической деятельности. Схематично этот процесс можно представить так: подражания, копирование - > творческое подражания - > подражающее творчество - > настоящее творчество.

Педагогическое творчество реализуется на двух уровнях:

1. Творчество в широком смысле. Оказывается она в открытии нового для себя, то есть выявлении педагогом вариативных нестандартных способов решения задач. На этом уровне происходит переход от алгоритмізованих, стереотипных приемов к субъективно новых.

2. Творчество в узком понимании. Сутью ее является открытие нового для себя и для других, новаторство.

В творческих педагогов лучшее понимание себя, высокое самоуважение, адекватная самооценка, сильная связь между такими підструктурами самосознания, как знание о себе, отношение к себе, удовлетворенность своей профессиональной деятельностью. Но творческий, конструктивный педагог не обязательно является педагогом с высоким инновационным потенциалом. Интерес к новациям может сосуществовать с направленностью на развитие питомца, а на другие внешние цели: повышение престижа в глазах администрации, коллег, родителей воспитанников, удовлетворенность от владения «модными» методиками. Это означает, что личностная центрація педагога может направляться в различные сферы.

Личностная центрація педагога - направленность, заинтересованность педагога интересами участников педагогического процесса.

Учитывая внутреннюю мотивацию и направленность выделяют такие виды личностной концентрации педагога:

- бюрократическая личностная центрація педагога (на администрации учебного заведения);

- конформистская личностная центрація педагога (на коллегах);

- авторитетная личностная центрація педагога (на родителях);

- эгоцентричная личностная центрація педагога (на личных интересах и переживаниях);

- методическая личностная центрація педагога (на средствах обучения и воспитания);

- гуманистическая личностная центрація педагога (на интересах ребенка).

Только гуманистическая центрація является условием того, что нововведение будет соответствовать истинной цели обучения и воспитания.

Выяснив особенности концентрации, легче понять причины психологических барьеров, возникающих у педагогов во время внедрения новшества.

Креативный компонент готовности к инновационной педагогической деятельности проявляется через открытость относительно педагогических инноваций; гибкость, критичность мышления; творческое воображение.

Рефлексивный компонент готовности к инновационной педагогической деятельности. Характеризует познания и анализ педагогом явлений собственного сознания и деятельности. Реализуется этот компонент через такие рефлексивные процессы, как самопонимания и понимания другого, самооценки и оценки другого, самоінтерпретація и интерпретация другого.

Рефлексивное мышление рассматривают как одну из важных условий осознание, критического анализа и конструктивного совершенствования собственной деятельности. Способность человека рефлексивно относиться к себе и к своей деятельности является результатом освоения (інтеріоризації) ею социальных отношений между людьми. На основе взаимодействия с другими людьми, стремясь понять мысли и действия другого, человек обнаруживает способность рефлексивно отнестись к себе. Следовательно, поиск, освоение и применение известных педагогических инноваций, анализ полученных результатов и собственного индивидуального стиля работы могут способствовать созданию педагогом новых инновационных образовательных технологий.

Процесс рефлексии индивидуальный. Активизация рефлексивной позиции связана с ориентацией педагога на саморазвитие. Источником этого процесса является система осознанных педагогом противоречий в профессиональной деятельности. Поэтому в учебно-профессиональной деятельности необходимо создавать такие ситуации, которые бы актуализировали рефлексивну позицию педагога, формировали его позитивное самовосприятие, стимулировали процессы самоутверждения.

Показателем рефлексивного компонента в структуре готовности к инновационной педагогической деятельности является сформированность рефлексивной позиции (характер оценки педагогом себя как субъекта инновационной деятельности).

Итак, мотивационный, когнитивный, креативный и рефлексивный компоненты в совокупности представляют структуру готовности педагога к инновационной деятельности. Эта готовность есть личностным образованием, которое опосредствует зависимость между эффективностью деятельности педагога и его направленностью на совершенствование своего профессионального уровня.



Назад