Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Развитие инновационного поведения педагога


На современном уровне развития цивилизации особую роль играет инновационный потенциал общества, которое нуждается в людях, способных системно и конструктивно мыслить, быстро находить нужную информацию, принимать адекватные решения, создавать принципиально новые идеи в различных областях знания. А это в свою очередь формирует социальный заказ на новые подходы в системе образования, новое педагогическое мышление, новое отношение педагога к своей деятельности, результатом которой должно быть воспитание «инновационной человека». Для этого в образовательной сфере должен царить дух творчества, постоянного поиска, которые являются питательной средой для новых идей, исканий, достижений.

Восприимчивость к новому, инновационное мышление формируются у человека в раннем возрасте. В значительной степени они зависят от творческой атмосферы в семье, сориентированной на инновационность деятельности детского сада, школы и педагогов, которые непосредственно работают с ребенком. При благоприятных условиях этот потенциал существенно влияет на ее дальнейшую жизнь.

Профессиональная ориентация на инновационную деятельность сосредоточивается во время обучения в вузе. Этот период, когда будущий педагог особенно чувствителен к сложных проблем образования сложных педагогических ситуаций, считают сенситивным (благоприятным для развития мотивационно-ценностного отношения к педагогических инноваций. Как свидетельствует анализ, для многих педагогов-практиков характерен низкий уровень сформированности инновационного поведения, готовности к инновационной деятельности, что в значительной степени является порождением традиционного вузовского обучения.

Инновационная поведение педагога - совокупность внешних проявлений его личности, в которых раскрывается внутреннее «Я» (мироощущение, мировоззрение, личностные особенности), направленные на изменение составляющих современной системы образования.

Подготовка современного педагога, способного внедрять идеи личностно-ориентированного образования, оригинально решать актуальные учебно-воспитательные и социокультурные проблемы требует особой организации его практической и мислительної деятельности. Готовность к инновационной деятельности определяется организацией оптимального инновационной среды и направленностью педагогической деятельности на инновационность.

При подготовке будущих педагогов к инновационной деятельности взаимодействие преподавателя со студентами должна соответствовать следующим принципам:

- непрерывность и целостность развития личности, гармонизация педагогической деятельности, интеграция всех ее аспектов;

- личностная ориентированность;

- профессионально-практическая направленность (вариативность содержания занятий в зоне актуальных ценностных ориентаций будущих педагогов и запросов педагогической практики);

- альтернативность, свобода выбора (совместное планирование, дифференцированные задания и т.п.);

- осознанность профессионально-личностного развития во время педагогического взаимодействия (рефлексия, коррекция собственной деятельности);

- творческое самовыражение, сотрудничество и сотворчество.

Развития познавательной и профессиональной деятельности, творческого самовыражения будущих педагогов способствуют специальные задания, которые побуждают к многовариантного решения. Очень важную роль играет творческая обстановка в процессе обучения, утверждение которой возможно при следующих условиях:

- отсутствие внутренних преград творческим проявлениям.

Для настроенности студентов к творческому поиску необходимо помочь им в обретении уверенности в отношениях с однокурсниками, преподавателями;

- организация активной работы подсознания. Даже когда проблема не находится в центре внимания, подсознание человека может незаметно работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение вынырнуть на поверхность, поэтому важно своевременно зафиксировать их, чтобы позже прояснить, упорядочить и использовать;

- воздержания от оценивания. Это способствует расширению потока идей, сосредоточению над осмыслением проблемы;

- использование метафор и аналогий, отыскание новых ассоциаций и связей. Возможности творческого поиска растут за счет необычных сопоставлений, сравнений. Во время вузовского обучения работа с метафорами не только побуждает к образному мышлению, но и стимулирует спонтанное создание образов, целенаправленное их осмысления;

- развитие воображения, фантазии с соответствующим контролированием их. После создания обстановки внутренней свободы, периода «созревания идей» все предложения обсуждаются и критически пересматриваются;

- развитие восприимчивости, повышение чувствительности, широты и насыщенности восприятие мира, что является основой развития профессиональной сенситивности (чувствительности);

- помощь тем, кто учится, обретение смысла в творческой деятельности.

Учебный процесс, который осуществляется при таких условиях, предполагает свободное общение, обмен мнениями, идеями, а самое главное - личностную включенность будущих педагогов в творчество.

Наиболее эффективными моделями обучения считают организацию творческого поиска на основе систематического решения проблем, дискуссии и дидактической игры.

Найрельєфніше воспроизводят ситуации творческого профессионального поиска дидактические игры. В их структуре выделяют четыре этапа:

1. Ориентация - представление изучаемой теме, характеристика имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению изложение сценария, игровых задач, правил, ролей, процедур. Для проведения игры важно детально проработать игровой замысел или сценарий, в которых должны быть отражены сюжетная схема, общий план игры. Состоят они из таких разделов, как описание игровой обстановки, атрибутов игры; разработка репертуара игровых действий; характеристика организации игры; создание методических указаний для участников игры.

3. Проведение игры - организация и фиксация игровых действий, корректировки неточностей и т.д.

4. Обсуждение игры - описательный обзор-характеристика «событий» игры и их восприятие участниками.

Реализацию такой структурной схемы можно проиллюстрировать на примере деловой игры «Алгоритм внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения», что имеет целью формирование алгоритма внедрения новшества в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения, а также приобретения практики коллективной деятельности в выработке решений.

1. Для определения проблемных задач студенты делятся на 3-4 группы. Эксперты оценивают их работу по критериям результативности (правильность, время); оригинальности; соучастия и взаимодействия (психологический настрой, общая обстановка в группе). Ведущий представляет ход игры по этапам.

2. Интеллектуальная и творческая разминка (выполнения творческих заданий: жеребьевка команд по выбору цветов, создание эмблемы и формулировки педагогического кредо команды согласно выбора цвета команды). Далее составляют тезаурус (совокупность понятий) рассматриваемой проблемы (каждой команде предлагается определить 10 ключевых понятий с соответствующей проблемы). Ведущий анализирует и обобщает полученные ответы. Находят 3 ключевых слова, которые отражают специфику проблемы. Сложность, которая возникает на этом этапе игры, заключается в умении обобщить проблему через ключевые понятия.

3. Аукцион педагогических проектов. Студентам дают задание: «Какими проблемами, на ваш взгляд, характеризуется современная ситуация дошкольного образования? Сформулируйте 6 актуальных проблем. Предложите свой педагогический проект решения конкретной проблемы».

Студенты работают в группах, записывая ответы на доске. Наряду с общими актуальными проблемами они выделяют конкретные вопросы, связанные, например, с методикой организации учебного процесса: новые формы занятий, способы коллективной, групповой и индивидуальной деятельности детей, создание авторских программ, развивающей среды и т.д.

Все положительное, созданное в процессе групповой деятельности, на каждом этапе фиксируется. Когда предлагается сразу несколько конструктивных проектов, заслуживающих внимания, происходит «аукцион решений» («аукцион проектов»). Суть его заключается в углубленном анализе предложенных проектов на общем пленуме, в результате чего каждый проект подвергают аналитической экспертизе. Осуществляется это через механизм «продажи» разработанных проектов, где «деньгами» является последствия их внедрения.

Благодаря этому формируется целостное представление о процессах и явлениях, которые могут возникнуть в результате внедрения инновации. Проекты, которые набрали больше всего негативных последствий, изымают из перечня.

«Аукцион проектов» обеспечивает глубокий и детальный анализ последствий от начала внедрения инновации в зависимости от различных противоречий и конфликтов. Построение целостной концептуальной модели развертывания событий и определение роли и позиций группы, включенной в инновационный процесс, дает возможность проработать различные варианты последствий. Поэтому решение принимают не методом проб и ошибок, а соответственно к всесторонней аналитической экспертизы.

Далее игроки разрабатывают алгоритм внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. Задача участников - определить эталонную последовательность выполнения педагогических действий во время внедрения инновации. Цель достигается через организацию индивидуальной и групповой работы.

4. Рефлексия участников («Какие процессы происходили в группе?», «Какие идеи обеспечивали групповую работу?», «Как организационно была собрана группа?»). Эксперты на основе личных наблюдений и расчетов произносят результаты.

Наиболее существенным моментом деловой игры должно быть сохранение ее своеобразия как игровой деятельности в рамках учебной, что создает возможности для максимального выявления самостоятельности, инициативы, активности и творчества.

Деловые игры способствуют закреплению теоретических знаний, формируют управленческие навыки, развивают творческий подход к моделирования образовательных систем, повышают эффективность интеллектуального труда.

Игровое моделирование раскрывает пространство для поиска самостоятельного решения профессиональной задачи, коррекции этого процесса. Главными способами игрового моделирования педагогической деятельности является мікровикладання, реализация педагогических ситуаций, социально-психологический тренинг, психодрама, дидактические спектакли и т.д. Игровое моделирование охватывает и такие формы творческого поиска, как мозговой штурм, дискуссии, метод синектики (объединения разнородных элементов).

По игрового моделирования происходит переход учебной деятельности в учебно-творческую, поскольку созданы условия способствуют использованию потенциальных возможностей студентов, их творческих способностей. Игровое моделирование дает возможность избежать педагогических стереотипов, шаблонов, что особенно важно в развитии готовности к нововведениям как составляющей инновационного поведения будущих педагогов.

Формированию инновационного поведения педагога способствует использование рефлексивно-инновационных методов. Особенность их заключается в принципиальной инновационной открытости, творческом понимании каждого педагогического задачи. Рефлексивно-инновационные методы помогают актуализировать, переосмыслить предыдущий опыт, выявить новые отношения и проблемы учебно-воспитательного заведения будущего, настроить себя на заинтересовано конструктивное отношение к новациям.

В реализации инновационного поведения педагога важная роль принадлежит проблемно-рефлексивном полилога. Этот метод обеспечивает актуализацию и развитие творческих возможностей педагога к самостоятельному осмыслению проблем инновационной деятельности, принятия инновационных решений. Реализация его охватывает следующие этапы:

- отыскивание и выяснения педагогических проблем (каждый участник, не подражая предыдущего, структурирует проблемы);

- выдвижение идей, направленных на решение конкретных проблем;

- коллективное обсуждение идей.

Ценность такого полилога заключается в развитии всех, а не только самых подготовленных в формулировании и решении проблем педагогов. «Запрет» на повторение идей обеспечивает максимальное осмысления альтернативных решений.

Метод позиционной дискуссии эффективен при формировании банка данных о различные педагогические инновации, обеспечение процесса их критического анализа. Механизм такой дискуссии предусматривает разделение группы на три части.

Первая группа разрабатывает и обосновывает проект будущей инновации. На этом этапе допустимая критика предлагаемых решений. В конце дискуссии группа представляет на всеобщее обсуждение один из наработанных вариантов.

Вторая группа должна выяснить все альтернативные варианты относительно предлагаемого нововведения, опровергнуть утверждение первой группы. Отклонив предложения, она разрабатывает свое решение и также преподает программу действий.

Задача третьей группы заключается в анализе и поиске конструктивного в предложенных проектах, поскольку она осуществляет синтез и находит компромиссные пути решения проблемы. Далее группы меняются ролями и весь цикл повторяется снова.

Инновационное обучение убеждает в значимости таких направлений развития профессиональных качеств педагога, как эмоциональность мышления, формирование нового типа общения и коммуникативных способностей, развитие способности к внутреннего диалога как основы самопознания, проблематизации общения, лабильности (сменности) его способов, изменения ролей.

При формировании инновационного поведения педагога важно учитывать следующие принципы:

1. Принцип рефлексии педагога на собственный психолого-педагогический опыт. Для этого необходимо освоить способы анализа и варьирование условий, факторов, которые их сопровождают, и результатов локальных и масштабных педагогических ситуаций из других (прежде всего, психологических) позиций. Гибкий подход к педагогического опыта педагога, квалифицированный анализ и выборочно-оценочное отношение к ранее усвоенных методов в сочетании с усвоением новых психологических знаний обеспечивают продуктивный синтез психолого-педагогических знаний, новый уровень профессиональной компетентности.

Рефлексия раскрывается в использовании анализа педагогической деятельности и ее результатов, что охватывает оценки профессионального уровня, прогнозирование профессиональной успешности, организацию самопознания и самодиагностики, поддержание устойчивого оперативного обратной связи (от воспитанников, коллег, администрации).

2. Принцип формирования орієнтувально-поисковой позиции педагога относительно любых аспектов своего «и " чужого» (заемного) педагогического опыта. Сформированность такой позиции обеспечивает обоснованный подход к оценке возможностей и особенностей реализации конкретных способов педагогического взаимодействия, определения условий и границ их применения.

3. Принцип формирования целостного подхода к анализу проблемных педагогических ситуаций. Особенность таких ситуаций в образовательном процессе заключается в наличии большого количества участников со своими ролями, способами взаимодействия и интересами. Поэтому попытки разрешить проблемную ситуацию, опираясь только на локальные признаки, могут быть неудачными.

4. Принцип формирования умения решать задачи коллегиально с другими участниками (воспитанниками, коллегами). Это обеспечивает возможность сопоставления своих взглядов со взглядами коллег, родителей, поиска оптимальных решений не только благодаря отстаиванию собственных позиций, но и с помощью анализа других предложений, совместного их формирования.

Реализация этих принципов обеспечивает системность в подготовке педагога к инновационной деятельности как в период вузовского обучения, так и на этапе послевузовского образования и в процессе методического совершенствования педагогического мастерства.



Назад