Электронная онлайн библиотека

 
 Инновационные педагогические технологии

Краткий терминологический словарь по инновационных педагогических технологий


Авторитарное (лат. autoritas - власть, влияние) воспитание - педагогическая концепция, которая предусматривает подчинение питомца свободы воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, А. в. препятствует развитию индивидуальности детской личности, приводит к ее нивелирования, возникновения конфронтации между педагогом и детьми.

Авторская школа - экспериментальный учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого базируется на разработанной автором или авторским коллективом педагогической концепции. Термин введен в конце 80-х годов XX ст., однако в мировой педагогике авторскими по сути были учебные заведения И. -Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, школы Г. Монтессори, Г. Штейнера, А. Макаренко, В. Сухомлинского и др.

Авторские учебные программы - составная часть программно-методического обеспечения образовательного процесса учебно-воспитательного заведения (школы, детского сада и др.). Для них характерны оригинальные концепции и содержание. Внедрению А. н. п. предшествует экспертиза, апробация, сертификация и т.д.

Авторские образовательные технологии - разработаны педагогами-практиками технологии, в которых в разных вариантах соединяются адекватные содержанию и целям разноуровневого и разнопрофильного обучения структурно-логические, интеграционные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии.

Аксиологический (греч. axios -- ценный и logos - слово, учение) анализ - членение общего процесса на отдельные самооцінні действия (шаги).

Алгоритмизация процесса обучения - одно из направлений педагогических исследований, который акцентирует на использовании теми, кто учится, и теми, кто учит, структурированных алгоритмов (лат. algorithmus - совокупность действий для решения задачи) решения задач.

Альтернативные (франц. alternative, от лат. alter - один из двух) школы - «свободные школы», которые возникли в конце 60-х годов XX в. в странах Западной Европы и США как противопоставление авторитарным движениям. Они обеспечивают альтернативную за содержанием, формами и методами работы с учащимися образование. Существуют как «открытые школы» (без разделения на традиционные классы), «школы без стен» (ориентация на широкое использование местной общины), «магнитные школы» (учебные центры для углубленного изучения конкретной области знаний) и др.

Антиінноваційні (греч. anti - против и англ. innovate - вводить новшества) барьеры - внешние или внутренние препятствия, которые мешают осуществлению инновационной деятельности.

Антрополого-гуманистический (греч. anthropos - человек и logos - слово, учение; лат. humanus - человеческий, человечный) принцип в педагогике - организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с законами развития детского организма и становления личности.

Базовое образование - общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, который предусматривает всестороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее образования, гражданского и профессионального становления.

Вариативный (лат. variatio - различие) компонент в образовании - учебные программы, которые выбираются в рамках образовательной программы учебно-воспитательного заведения.

Взаимодействие педагога и воспитанников в педагогическом процессе - взаимное влияние взрослого и детей, в процессе которого осуществляется их взаєморозвиток. Каналами взаимодействия в педагогическом процессе является деятельность и взаимоотношения воспитателя и воспитанников. Модель педагогического взаимодействия определяет характер педагогической системы.

Воспитательная система - условно объединенный комплекс воспитательных целей, людей, которые реализуют их в процессе целенаправленной деятельности, отношений между ее участниками, освоенного среды и управленческой деятельности по обеспечению жизнеспособности этой системы.

Воспитательные цели - цели, которые соответствуют формированию социальных и личностных качеств, а также ценностно-смысловых отношений человека к окружающему миру и самому себе.

Открытое обучение - способ организации учебной работы в школах (в основном начальных), который предусматривает отказ от классно-урочной системы и оценивания успеваемости на основе заданных норм, гибкую, открытую организацию учебного пространства, переменный состав учебных групп, свободный выбор учеником видов и способов учебной работы. В. н. способствует формированию положительной мотивации детей, эмоционально насыщенной атмосферы взаимоотношений учителей и учеников. Такое обучение было распространено в начале 60-х годов XX в. в Великобритании, а в 70-е годы и в других странах.

Всотуючий ум - способность ребенка учиться, стремление к обучению, реализация которых обеспечивается благоприятной окружающей средой. Срок ввела М. Монтессори.

Гендерный (англ. gender, от греч. genos - род) подход - совокупность представлений, которые предусматривают определение различий в поведении и восприятии женщин и мужчин не так с их физическими особенностями, как за воспитанием и распространенными в каждой культуре представлениями о сути женского и мужского.

Глобализация (франц. global - взятый в целом) образования - одна из фундаментальных тенденций развития образования. Отражает формирование единого социального, информационного и образовательного пространства в масштабах всей планеты, в частности через деятельность средств массовой информации, каналы Интернет.

Глобальная образование - содержание и технологии образования, ориентированные на тенденции глобализации во всех сферах общественной жизни. Ее компонентами являются экологическое образование и воспитание, развитие толерантности и поликультурности в сфере обществоведческой образования, повышения информационной насыщенности образования.

Готовность к инновационной педагогической деятельности - особый личностный состояние, которое предусматривает наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии.

Градация (лат. gradatio - постепенность, усиления, от gradus - степень) новизны - показатель качественного отличия одного объекта от другого. Выделяют следующие градации: построение нового в другом виде, то есть формальная новизна; повторение известного с несущественными изменениями; уточнение, конкретизация уже известного; дополнения уже известного существенными элементами; создание качественно нового объекта.

Группы одного столика - группы детей в педагогической системе П. Петерсена, созданные на основе взаимных симпатий, общих интересов, деятельности, которая требует коллективных усилий мікрогруп.

Гуманизация (лат. humanus - человеческий, человечный) педагогического процесса - концепция, основу которой составляет идея построения педагогической системы на принципах гуманизма с целью создания благоприятных условий для полноценного развития ребенка. Г. п. п. предусматривает дифференциацию и индивидуализацию обучения и воспитания на основе активизации творческого саморазвития личности.

Гуманистическая образование - образовательные системы и концепции, которые базируются на принципах гуманизации и гуманитаризации образования.

Гуманистическая педагогика - направление в современной теории и практике воспитания, который возник в конце 50-х - начале 60-х годов XX века в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Главной целью воспитания в Г. п. является самоактуализация личности.

Гуманистическая психология - направление в современной зарубежной психологии, предметом которого является целостное изучение человека в ее высших, специфичных только для нее проявлениях, в частности развитие и самоактуализация личности, ее ценности, любовь, творчество, ответственность, свобода и т.д. К ведущих представителей Г. п. принадлежат А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс.

Гуманитаризация (лат. humanitas - человечество, человечность) образования - одна из основных тенденций развития образования в современном мире. Отражает возрастание роли и значения человеческих отношений, взаимного принятия участников учебного процесса для успешности образования в целом.

Демократизация (греч. demokratia - народовластие) педагогического процесса - внедрение в педагогическую систему принципов демократии, предоставление свободы творчества педагогу и больших возможностей воспитанникам.

Диверсификация (лат. diversificatio - изменение, разнообразие) системы образования - процесс расширения системы образования за счет роста количества типов и видов учебных заведений.

Дидактическая (греч. didaktikos - поучительный) система - совокупность элементов (цель, дидактические принципы, содержание, формы организации и методы обучения), образующих единую целостную функциональную структуру, ориентированную на достижение целей обучения.

Дидактическое программирования - один из подходов к конструированию образовательных процессов и систем, связанный с поэтапным определением необходимой информации, элементарных процедур ее усвоения и контроля. Особое распространение приобретает в связи с внедрением компьютеров и учебных устройств.

Дидактический enciklopedizm - педагогический принцип и стратегия отбора содержания образования, которые реализуются через выбор основных фактов и событий, подлежащих усвоению.

Дидактический утилитаризм (франц. utilitarisme, от лат. utilitas - польза, выгода) - педагогический принцип и стратегия определения содержания образования, которые реализуются через выбор практически необходимых для жизни элементов знания, опыта и умений.

Дифференциация (лат. differentia - различие) образования - процесс в современном образовании, что обеспечивает разнообразие форм обучения, которые позволяют максимально учитывать индивидуальные возможности, интересы, склонности, ценностные и профессиональные ориентации тех, кто учится. Базируется на принятии психологических различий между индивидами и группами людей (по полу, возрасту, социальной принадлежности и т.д).

Диагностика (греч. diagnostikos - способный распознавать) инновационной деятельности педагога - совокупность способов изучения и оценки профессиональной готовности педагога к реализации инновационной деятельности.

Духовный зародыш - модель психического развития ребенка, который, будучи ее врожденной психической сущности, проявляет себя лишь в процессе развития. Автором термина является Г. Монтессори.

Эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт) - метод исследования, который предусматривает выделение существенных факторов, которые влияют на результаты педагогической деятельности, дает возможность варьировать ими для достижения оптимальных результатов; контролируемая педагогическая деятельность, направленная на создание и апробирование новых технологий обучения и воспитания, развития детей, управление учебно-воспитательным заведением.

Экспериментальные школы - учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для обоснования, разработки или проверки новых педагогических идей, изучение практического опыта педагогов.

Экспертная рецензия - заключительное суждение эксперта о рецензируемый инновационный проект (его актуальность, соответствие целей объективным потребностям и тенденциям развития образования, четкость определения целей и т.д.).

Экстенсивные (лат. extensivus - расширяющий) инновации - инновации, основанные на привлечении дополнительных мощностей (инвестиций) новых средств, оборудования, технологий, капиталовложений и т.п.; наращивают количественные характеристики педагогического продукта преимущественно за счет новых информационных технологий, перераспределения времени на различные виды учебной деятельности, дифференциацию и индивидуализацию работы с учащимися.

Жизненный цикл (греч. kyklos - круг) нововведения - процесс прохождения этапов нововведения: возникновение (старт); быстрый рост (в борьбе с оппонентами, консерваторами, скептиками); зрелость; освоение; диффузия (проникновение, распространение); насыщения (освоение многими людьми, проникновение во все части педагогического и управленческого процессов); рутинізація (длительное использование новации, в результате чего она для многих становится нормой); кризис (исчерпанности возможностей применить новацию в новых отраслях, условиях); финиш (нововведение перестает быть таким, как есть, заменяется более эффективным или поглощается общей эффективной системой).

Средства информатизации образования - средства новых информационных технологий в сочетании с учебно-методическим, нормативно-техническим и организационно-инструктивным материалом, что обеспечивает их педагогически целесообразное использование.

Средства новых информационных технологий - программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе вычислительной техники, а также современные способы и системы информационного обмена, обеспечивающие операции сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации.

Содержание образования - система научных знаний о природе и обществе; личностный и социокультурный опыт, которые реализуются, развиваются и трансформируются в системе образования. Среди основных компонентов З. о. выделяют ценностный, знаковый, деятельностный, поведенческий, личностный и т.д.

Примерный (репродуктивный) педагогический опыт - учебно-воспитательная, организационно-педагогическая деятельность, которая обеспечивает эффективное и качественное решение задач обучения и воспитания.

Императивный (лат. imperativus - повелительный, властный) характер взаимоотношений в педагогической системе - характер взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками по модели субъект-объектной взаимодействия, что предполагает точное и беспрекословное выполнение ребенком всех требований взрослого, слепое повиновение формальным нормам и правилам поведения.

Индивидуализация (франц. individualisation, от лат. individuum - неделимое) обучение - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого.

Индивидуальный образовательный маршрут - ориентация на поиск индивидуальных моделей социализации, способствующих использованию внутренних сущностных сил и возможностей конкретного человека; предоставление ребенку и его семьи права выбирать учебные программы и заведения с учетом интересов и проблем, индивидуальности ребенка.

Индивидуальное развитие - процесс формирования индивида.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности - целостная система операций, что обеспечивает эффективное взаимодействие воспитателя с воспитанниками и определяется целями, задачами профессиональной деятельности, свойствами различных уровней индивидуальности педагога (ритмом деятельности, общения и т.п.). Структура И. с. п. д. охватывает мотивационно-оценочный, змістово-когнитивный, операционно-деятельностный компоненты.

Инновативность (лат. innovatio - обновление, изменение) - эмоционально-оценочное отношение к нововведениям, в отличие восприимчивости субъектов к инноваций, новых идей, опыта.

Инновационная компетентность (лат. competens (competentis) - надлежащий, соответствующий) педагога - система мотивов, знаний, умений, навыков, личностных качеств педагога, что обеспечивает эффективность использования новых педагогических технологий в работе с детьми.

Инновационная культура педагога - система освоенных личностью педагогических средств, обеспечивающих инновационный способ деятельности, системообразующим элементом которой является ценности инновационного плана. И. к. п. выполняет рационально-праксіологічну, организационно-впорядковуючу, описательно-объяснительную, прогностико-управленческую, евристико-познавательную и коммуникативно-трансляційну функции.

Инновационная цель образования - создание благоприятных условий для творчества, реализации природной сути, социальных потребностей человека.

Инновационное образование - система идей, главной целью которых является сохранение и развитие творческого потенциала человека. Начата Международной академией наук высшей школы (МАН ВШ).

Инновационная педагогическая деятельность - основана на осмыслении практического педагогического опыта целенаправленная педагогическая деятельность, нацеленная на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики.

Инновационная педагогическая технология - целенаправленное, систематическое и последовательное внедрение в практику оригинальных новаторских способов, приемов педагогических действий и средств, охватывающих целостный учебно-воспитательный процесс от определения цели до ожидаемых результатов.

Инновационная поведение педагога - совокупность внешних проявлений его личности, в которых раскрывается внутреннее «Я» (мироощущение, мировоззрение, личностные особенности), направленные на изменение составляющих современной системы образования.

Инновационная школа - учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях. Представляет собой новую образовательную практику (вообще или для конкретных условий).

Инновационное обучение - сориентирована на динамические изменения в окружающем мире учебная деятельность, которая базируется на оригинальных методиках развития разнообразных форм мышления, творческих способностей, высоких социально-адаптационных возможностей личности.

Инновационная среда - педагогически целесообразно организованное пространство жизнедеятельности, который способствует развитию инновационного ресурса личности; интегрированное средство накопления и реализации инновационного потенциала учебного заведения.

Инновационный педагогический эксперимент - метод исследовательско-педагогической деятельности, который предусматривает существенные изменения в содержании, формах и методах работы с целью повышения их эффективности.

Инновационный потенциал учебно-воспитательного заведения - способность учебно-воспитательного заведения создавать, воспринимать, реализовывать нововведения и своевременно избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразно.

Инновационный потенциал (лат. potentia - сила) педагога - совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, что выражает готовность совершенствовать педагогическую деятельность, а также наличие внутренних средств и методов, которые обеспечивают эту готовность.

Инновационный прогностический характер управления учебным заведением - введение в управленческий цикл изменений, направленных на определение перспектив развития образовательной системы и ее радикальное обновление: диагностика состояния проблемы и выявления проблемных полей, построение концепции преобразования и проектирование, программирование деятельности, моделирование и коррекция модели, ее адаптация и тиражирование результатов.

Инновационный режим - порядок осуществления обучения в условиях конкретной инновации; систематическое координирование и регулирование инновационного процесса.

Инновационные идеи - основанные на новом знании о процессы человеческого развития идеи, которые предлагают неиспользуемые ранее теоретические подходы к решению педагогических проблем, конкретные практические технологии получения высоких результатов.

Инновационные научные сообщения - методологические положения дидактики; теоретические положения; концепция; гипотеза; закономерность; модель педагогического процесса; педагогические принципы; аналитические данные о педагогический процесс, явление, факты; характеристика педагогического процесса, явления; алгоритмы действий участников процесса; методы педагогической деятельности; педагогические средства; формы педагогической деятельности; педагогический комплекс, система; показатели и критерий эффективности педагогического процесса и качества его результатов; противопоказания в педагогике.

Инновационные образовательные процессы - обусловлены общественной потребностью комплексные процессы создания, внедрения, распространения новшества и изменения образовательной среды, в котором осуществляется их жизненный цикл.

Инновационные умение - владение способами и приемами инновационной деятельности, позволяющие выделить проблему, проникнуть в ее суть и на этой основе конструировать и продуктивно решать инновационные профессионально-педагогические задачи.

Инновация - нововведение, изменение, обновление; новый подход, создание качественно нового, использование известного в других целях.

Институт «крестных» - своеобразный патронаж, забота старших учеников об каждого новенького малыша, который знакомится с жизнью школьной общины. Был введен П. Петерсеном в его педагогической системе.

Инструментовка права на свободный выбор - психологическое воздействие педагога на детей, суть которого заключается в том, чтобы, сохраняя право на поведенческий выбор за ними, помочь им понять ситуацию, которая сложилась, и возможные последствия выбора. И. п. и. в. способствует развитию субъектности ребенка, ее умению осознавать свое поведение; формированию умения постоянно ориентироваться на «другого» и отвечать за свои действия.

Интеграция (лат. integratio - восстановление, пополнения, от integer - целый) - процесс и результат взаимодействия элементов (с заданными свойствами), что сопровождается восстановлением, установкой, усложнением и укреплением существенных связей между ними на основе достаточного основания, в результате чего формируется интегрированный объект (система) с качественно новыми свойствами, в структуре которого хранятся индивидуальные свойства исходных элементов.

Интегрированные инновации - инновации, предусматривающих объединение интенсивного и экстенсивного пути развития педагогической системы при условии тщательного исследования неиспользованных резервов педагогической системы, которые оказываются на грани разноплановых, разноуровневых и разнохарактерных педагогических подсистем и их компонентов.

Интенсивные (франц. intensif, от лат. intensio - напряжение, усиление) инновации - инновации, которые предусматривают развитие педагогической системы за счет внутренних резервов.

Информатизация (лат. informatio - объяснение) образования - одна из глобальных тенденций развития образования, связанная с расширением применения компьютеров, информационных сетей и технологий в образовательной практике.

Комбинаторные (лат. combino - соединяю, совмещаю) нововведения - нововведение, предусматривающие новое конструктивное сочетание элементов известных методик.

Комплексная образовательная программа - программа, которая определяет основное содержание работы с детьми в условиях учебно-воспитательного заведения на основе единой педагогической концепции.

Компоненты педагогической системы - цель (педагогический идеал воспитания), содержание педагогического воздействия (образовательная программа), средства, формы, методы педагогического воздействия; результат; люди (педагоги, родители, воспитанники и т.д.) как носители педагогической системы, объекты и субъекты педагогической деятельности.

Креативная личность - личность, которая имеет внутренние предпосылки (личностные образования, нейрофізичні задатки, специфику когнитивной сферы), обеспечивающих ее творческую активность.

Креативность (лат. creatio (creationis) - создание) - стойка свойство индивида, что обуславливает способность выявлять социально значимую творческую активность; уровень творческой одаренности, способности к творчеству.

Критерий оптимальности (лат. optimus - наилучший) - показатель, по которым осуществляется оценка возможных вариантов (альтернатив) развития процесса и выбор наилучшего из них. Вопреки требованиям логики (чтобы критерий содержал только один показатель) в педагогике он всегда комплексный, поскольку дифференцировать причины и последствия педагогических процессов сложно.

Критерий качества объекта - показатель, характеризующий свойство (качество) объекта, оценка которого возможно за одним из способов измерения или по экспертным методом.

Лицензирование (лат. licentia - свобода, право) образовательного учреждения - проведения экспертизы и принятия решения о выдаче или отказе в выдаче учебному заведению лицензии на осуществление образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением. Проводится государственными органами управления образования или органами местного самоуправления с целью реализации государственной политики в области образования, регулирование условий осуществления образовательного процесса, защиты прав граждан на получение образования, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений различных организационно-правовых форм.

Медиа-образование - направление в педагогической науке, который исследует средства массовой коммуникации. Сформировался он во второй половине XX века. Главными задачами М.-о. является подготовка обучающихся к жизни в информационном обществе, формирование у них умения пользоваться информацией в любом виде, осуществлять коммуникации, осознавать последствия воздействия на человека средств информации, особенно средств массовой коммуникации.

Метод групповых экспертных оценок (ГЕО), или метод Дельфи - метод, который предусматривает проведение экспертизы группой экспертов по определенному алгоритму.

Методика в образовании - описание конкретных приемов, способов, методов педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.

Методика обучения как отдельная дидактика - совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержание, методы, средства и формы организации учебно-воспитательного процесса с отдельных учебных дисциплин, обеспечивающих решение задач.

Модификационные (лат. modifico - устанавливаю мере) нововведения - нововведения, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением, модернизацией того, что имеет аналог или прототип (программа, методика, отдельная разработка и т.п.).

Модульные (лат. modulus - мера) нововведения - комплекс частичных взаимосвязанных нововведений в отношении определенной группы предметов, возрастной группы детей.

Мониторинг (лат. monitor - напоминающий, надзирающий) в образовании - постоянное отслеживание определенного процесса в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Элементами М. о. является формы текущей, промежуточной и итоговой аттестации, составление графиков и отчетов, проведения педагогических советов, консилиумов и т.д.

Мультикультурная (лат. multum - много и ...культура) образование - образование, направленное на сохранение и развитие культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности определенного общества, на передачу их и инновационных новообразований молодому поколению.

Мультикультурный пространство образования - динамическая система культурных полей взаимовлияний и взаимодействий субъектов образования, которые являются носителями определенного культурного и субкультурного опыта.

Новаторство (лат. novator - обновления) - высшая степень педагогического профессионального мастерства, изобретательство нового в педагогической практике.

Новаторский педагогический опыт - порожденная радикально новой педагогической идеей учебно-воспитательная, организационно-педагогическая деятельность.

Новизна - один из основных критериев оценки педагогических исследований; результат творческого процесса; свойство и самостоятельная ценность любого нововведения. Н. имеет относительный характер как в личностном, так и в историческом плане.

Новые информационные технологии - совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи информации с помощью компьютеров и компьютерных коммуникаций.

Образование - процесс и результат усвоения человеком системы знаний о мире, обществе, саму себя, способы мышления и деятельности, формирование собственной личности; феномен культуры, что обеспечивает ее трансляцию, воспроизводимость и смену; образовательное пространство - совокупность учебных заведений, государственной системы управления и общественных объединений, которые реализуют образовательные программы.

Образовательное учреждение - учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализует одну или несколько образовательных программ.

Образовательный стандарт (англ. standard - норма, образец, мерило) - минимально гарантированный образовательным учреждением уровень образования.

Образовательная парадигма (греч. paradeigma - пример, образец) - совокупность принятых научным педагогическим сообществом теоретических, методологических и других установок на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются как образцом (моделью, стандартом) при решении педагогических проблем.

Образовательная программа - основной документ образовательного учреждения любого уровня, определяющий содержание основного и дополнительного образования, педагогические технологии, которые используются, систему аттестации и управления качеством образования, а также кадровые и материально-технические основы образовательного процесса.

Образовательная технология - технология, которая отражает общую стратегию развития образования, единого образовательного пространства. Предназначена для прогнозирования развития образования, ее конкретного проектирования и планирования, предвидение результатов, а также определение соответствующих образовательным целям стандартов. К О. т. принадлежат концепции образования, образовательные законы, образовательные системы (гуманистическая концепция образования, Закон Украины «Об образовании», система непрерывного образования и т.д.).

Личностная центрація педагога - направленность, заинтересованность педагога интересами участников педагогического процесса.

Личностный подход в педагогике - гуманистический подход педагога к воспитанникам, что помогает каждому из них осознать себя как личность, выявить возможности, которые стимулируют самостановления, самоутверждения, самореализации.

Парциальная (лат. partialis, от pars (partis) - часть) образовательная программа - образовательная программа, которая определяет содержание одного или нескольких взаимосвязанных направлений работы заведения (например, гуманистическое воспитание, эстетическое развитие, экологическое воспитание) на основе своеобразной педагогической концепции.

Педагогика сотрудничества - новаторский направление в педагогике, что рассматривает ребенка как активного субъекта совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократических и творческих началах. Сформировался в середине 80-х годов XX ст. Авторами П. с. является Ш. Амонашвили, И. Волков, Есть. Ильин, С. Лисенкова, В. Сухомлинский, В. Шаталов и др.

Педагог инновационного направления - педагог с четкой мотивацией инновационной деятельности и определенной инновационной позицией, способен не только поддерживать инновационные процессы, но и инициировать их.

Педагогическая аксиология (греч. axios - ценный и logos - слово, учение) - наука о восприятии, освоения и оценивания нового в педагогике. Основными категориями являются педагогическое сообщество, оценивания и разновидности процессов освоения нового явления, консерватизма и новаторство в педагогике, особенности инновационной среды, готовность педагогического сообщества к восприятия и оценивания нового и т.д.

Педагогическая диагностика (греч. diagnostikos - способный распознавать) - комплекс средств, методов, приемов и правил измерения динамики процессов и результатов учебно-воспитательной работы.

Педагогическая экспертиза (франц. expertise, от лат. expertus - опытный) - совокупность процедур, необходимых для получения коллективной мысли в форме экспертного суждения и оценки о педагогический объект, процесс, явление (учебный план, учебник и т.п.).

Педагогическая импровизация (франц. improvisation, от лат. improvisus - неожиданный, непредвиденный) - нахождения педагогом во время учебно-воспитательного процесса неожиданного педагогического развязку и мгновенное его воплощения. Она охватывает четыре этапа: педагогическое озарение; мгновенное осмысление педагогической идеи и мгновенный выбор пути ее реализации; воплощения или реализация педагогической идеи; мгновенный анализ процесса воплощения педагогической идеи и решения о продлении педагогической импровизации или переход к запланированных ранее действий. П. и. дает возможность совершенствовать педагогическую технику, гибко реагировать на возникающие трудности.

Педагогическая инноватика - учение о создания, оценки, освоения и использования педагогических новаций.

Педагогическая инновация (нововведение) - совокупность новых профессионально-педагогических действий педагога, направленных на решение актуальных проблем воспитания и обучения с позиций личностно-ориентированного образования; целостная теоретическая, технологическая и методическая концепция обновление педагогической деятельности, что обеспечивает ее выход на качественно новый уровень; процесс освоения нового (средства, методики, технологии, программы и т.д.).

Педагогическая квалиметрия (лат. qualis - какой по качеству и греч. metrео - измеряю) - применение методов общей квалиметрии (количественных оценок качества объекта) в педагогике во время количественного оценивания психолого-педагогических и дидактических объектов. Основным методом исследования является метод групповых экспертных оценок.

Педагогическая концепция (франц. conception, от лат. conceptio - восприятие) - способ понимания, трактовки педагогических явлений; основная точка зрения на предмет педагогической науки или педагогического явления; руководящая идея для их систематического освещения; система связанных между собой, взаимообусловленных взглядов на сущность педагогических явлений.

Педагогическая культура - сущностная характеристика личности педагога, способного к «диалога культур».

Педагогическое мастерство - высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, которые дают возможность педагогу эффективно организовывать учебно-познавательную деятельность тех, кто учится, и осуществлять целенаправленный педагогический влияние и взаимодействие.

Педагогическая неология (греч. neos - новый и logos - слово, учение) - наука о создании нового в педагогике. Основными категориями П. н. новое в педагогике, классификация педагогических новшеств, условия создания нового, критерии новизны, традиции и новаторство, этапы создания нового в педагогике.

Педагогическая поддержка - особая сфера направленной на самостановления ребенка педагогической деятельности, которая представляет процесс совместного с воспитанником определения его интересов и путей преодоления проблем с целью сохранения собственного достоинства и достижения желаемых результатов в различных сферах.

Педагогическая праксіологія (греч. praktikos - деятельный и logos - слово, учение) - наука об использовании и применении нового в педагогике. Основными категориями П. п. являются закономерности и разновидности внедрения, использования и применения нового, оптимальная инновационная деятельность.

Педагогическая рефлексия (лат. reflexio - отображение, анализ) - способность педагога объективно оценить себя и свои поступки, понять, как его воспринимают в процессе педагогического общения.

Педагогическая система - педагогическая концепция и опыт ее реализации в педагогическую практику; эталонная модель, результаты действия которой апробированы на социальном уровне и имеют свою специфику.

Педагогическое творчество - принятие и осуществление педагогом оптимальных нестандартных решений в переменных условиях учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая теория - логическое обобщение педагогического опыта, практики воспитания и обучения; система педагогических идей; научное объяснение закономерностей педагогической деятельности; совокупность положений педагогики как науки.

Педагогическая техника - элемент педагогической технологии; комплекс загальнопедагогічних и психологических умений педагога, что обеспечивает владение им за психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацией педагогически целесообразного общения. Выделяют вербальные (голос, дикция, интонация, темпоритм и т.п.), невербальные (мимика, пластика, артикуляция, жесты, экспрессивную окраску пластики и др.), социально-перцептивные (восприятие, внимание, наблюдательность, воображение и т.д.) и умение владения эмоциональным состоянием (снятие психического напряжения, саморегуляция, релаксация, аутотренинг, самовнушение, создание творческого самочувствия).

Педагогическая технология - своеобразная конкретизация методики, проект определенной педагогической системы, которая реализуется на практике; содержательная техника реализации учебно-воспитательного процесса; закономерна педагогическая деятельность, которая реализует научно-обоснованный проект учебно-воспитательного процесса и имеет высший уровень эффективности, надежности, гарантированного результата, чем традиционные методики обучения и воспитания.

Педагогическое конструирования (создание конструкта) - детализация образовательного ли педагогического проекта, которая приближает его к использованию в конкретных условиях реальными участниками педагогического процесса.

Педагогическое проектирование - целенаправленная деятельность, которая определяет необходимость педагогических преобразований, прогнозирует и оценивает последствия реализации определенных педагогических замыслов.

Педагогический влияние - влияние педагога на сознание и поведение, организации жизни и деятельности воспитанников с целью формирования у них определенных качеств личности и обеспечения успешного достижения целей.

Педагогический конфликт - противоречия между воспитателем (воспитателями) и воспитанником (воспитанниками). П. к. бывает внутренний (внутренне-личностный) и внешний (межличностный и міжгруповий). В зависимости от способа решения выделяют производительные (конструктивные и деструктивные конфликты. Производительные конфликты стимулируют развитие отдельной личности или группы. Например, конфликт между новатором-педагогом и его инертными коллегами руководитель учебного заведения может конструктивно использовать для оздоровления, творческого роста коллектива. Неправильное восприятие этой ситуации может привести к деструктивному решения проблемы. Способами решения конфликта есть проявление эмпатии, компромисс, «третейский судья», двусторонний анализ, временный разрыв связи, ультиматум и т.д.

Педагогический паллиатив (франц. palliatif, от лат. palliatus - прикрыт) - временная уступка педагога, которая заключается в его умении «не видеть», «не замечать» нарушений социальных норм и создавать условия для недопущения их в будущем, находить положительное и в самых незначительных результатах деятельности ребенка, быть терпеливыми, ставить в центр внимания развитие детей.

Педагогический такт - принцип меры, необходимый в процессе общения с детьми. Определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога.

Педагогические изобретения - преобразование, конструирование отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания.

Педагогические открытия - самые масштабные новаторские педагогические решения, связанные с выдвижением новых педагогических идей и их воплощением в конкретной педагогической системе.

Педагогические способности - обобщенная совокупность индивидуально-психологических особенностей и профессионально значимых качеств педагога, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности. Различают гностические (умение познавать и получать удовольствие от познания), дидактические (умение объяснять, передавать знания, обучать), коммуникативные (умение общаться, сотрудничать), перцептивные (умение проникать во внутренний мир ребенка, способность к эмпатии), прогностические (умение осуществлять педагогическое предвидения, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической деятельности) и другие П. с.

Педагогические инварианты (лат. invarians (invariantis) - неизменный) - педагогические истины, что не подлежат пересмотру. Термин введен французским педагогом С. Френе, который разработал на принципах гуманистической педагогики 30 инвариантных принципов (природа ребенка такая же, как и природа взрослого; поведение ребенка в школе зависит от ее психологического склада и состояния здоровья; никто - ни ребенок, ни взрослый - не любит, когда ему приказывают; будь-яка человек стремится к успеху и т.п.).

Педагог-фасилитатор (англ. facilitate - облегчать) - педагог, который работает в системе личностно-ориентированной (гуманистической педагогики) и в работе с детьми исповедует открытость собственным мыслям, переживанием, поощрения, доверие как выражение внутренней личностной уверенности в возможностях и способностях воспитанников, «емпатичне понимание» (видение поведения питомца, его реакций, действий, навыков). Понятие ввел К. Роджерс.

Педологія (греч. pais (paidos) - ребенок и logos - слово, учение) - комплексная наука о ребенке, которая, по замыслу ее основателей Г. Басова, Ф. Бехтерева, С. Шацкого и др., должна была стать антропологической базой педагогики.

Передовой педагогический опыт - учебно-воспитательная, организационно-педагогическая деятельность, в процессе которой стабильные положительные результаты в решении актуальных педагогических проблем обеспечиваются использованием оригинальных форм, методов, приемов, средств обучения и воспитания, новых образовательных систем или интеграции традиционных форм, методов, приемов и средств.

Подготовленная среда - созданное педагогом среда, которая содержит стимулы для саморазвития, самообучения и самовоспитания ребенка. Срок ввела М. Монтессори.

Положительное подкрепление - воздействия педагога на питомца с целью формирования отношения к социальных и культурных ценностей и закрепления психологических новообразований. Способами П. п. является поощрение, положительная оценка, предоставления новых прав, возложение новых обязанностей, изменение формы обращения, проявление симпатии, символические знаки любви и т.д.

Позаконтекстні операции - операции с педагогическими понятиями, подобранными из текста сообщения (узнавание, определения, раскрытие содержания, состояния, связи понятия с другими, с практикой и т.д.).

Поисково-исследовательский метод - метод привлечения учеников к самостоятельных и непосредственных наблюдений, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений деятельности, делают выводы, узнают закономерности.

Презентация (основной урок) - демонстрация ребенку правильного использования нового материала в педагогической технологии М. Монтессори.

Проблемные методы обучения - методы усвоения новых знаний, в которых каждый участник учебного процесса участвует в выработке определенного нового содержания (решение проблемы). Использование П. м. н. обусловлено высокой мотивацией всех участников образовательного процесса, возможностями реализации атмосферы диалога и сотрудничества.

Продуктивное учение - результативное личностно-ориентированное обучение в процессе конкретной работы на ее основе свободного выбора и учета интересов тех, кто учится.

Производительность деятельности - характеристика деятельности, отражающий соотношение между полезностью результатов за определенное время и затратами на них.

Профессиональная мобильность (лат. mobilis - подвижный) - способность педагога к изменениям в профессиональной деятельности в новых социально-педагогических условий.

Профессиональная педагогическая этика - составляющая этики, что отражает специфику функционирования морали в целостном педагогическом процессе; наука о моральных аспектах деятельности педагога.

Психологический барьер (франц. barriere - помеха, препятствие) - психическое состояние, которое проявляется в неадекватной пассивности личности, что препятствует исполнению им определенных действий. Причинами возникновения П. б. могут стать новизна и опасность ситуации, неожиданная или негативная информация, отсутствие гибкости и скорости мышления.

Психолого-педагогическое сопровождение образования - система взаимосвязанных мер по решению психолого-педагогических проблем участников учебно-воспитательного процесса, которая охватывает индивидуальную и групповую диагностику, консультирование, построение индивидуальных учебных программ и т.п.

Радикальное (лат. radicalis - коренной) нововведения - нововведение, основано на принципиально новых идеях и подходах. Чаще всего возникает в результате творческой интеграции и предопределяет создание принципиально новых средств. До Г. н. принадлежат введение классно-урочной системы, освоение основ наук в Монтессори-школах через метапредмет - Космическое воспитание и т.д.

Ранжирование (нем. rangieren - ставить в ряд) -- процедура упорядочения экспертом свойств объекта оценивается, с помощью чисел (рангов); определение места (рейтинга) объектов, изучаемых.

Регионализация (лат. regionalis - областной) образования - фундаментальная тенденция современности, что реализуется через формирование особого «национально-регионального компонента» в образовании, который отражает историко-культурные, социально-экономические реалии и потребности развития отдельных территориальных и этнокультурных сообществ.

Релаксопедія (лат. relaxatio - уменьшение напряжения, ослабление и греч. peideia - воспитание, обучение, образование, культура) - использование суггестии (внушения) в процессе обучения и воспитания.

Ретровведення (лат. retro - назад и ...ввода) - освоение учебно-воспитательным заведением того, что уже существовало в педагогической практике (например, изучения в современных школах истории разных религий, введение курсов логики, психологии, риторики, древних языков и т.д.).

Реформы (франц. reforme, от лат. reformare - превращать) в области образования - система нововведений, направленных на коренное преобразование и радикальное улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы их управления в целом.

Уровни новизны - степень нового в педагогических нововведениях; абсолютная новизна (принципиально неизвестна новация, отсутствие аналогов и прототипов); локально-абсолютная новизна (использование в новых условиях новации, которую применяли на других объектах); условная новизна (возникает при непривычном сочетании ранее известных элементов); нормативная новизна (оригинальность новации определяется ее отличием от тех, которые являются нормой); субъективная новизна (когда новый объект для определенного субъекта).

Розвивальне обучения (развивающее образование) - группа идей и концепций обучения (образования) и практики образования, центральной в которой есть личность человека, который развивается. Личностное развитие понимается как развитие мышления и памяти, развитие адаптивных способностей и качеств, развитие научно-теоретического мышления, творческих способностей и т.д. Теорию Г. н. положили начало И. -Г. Песталоцци, А. Дістервег, К. Ушинский и др. Научно обосновал ее Л. Выготский, а его идеи развили Л. Занков, Д. Эльконин, В. Давыдов, Н. Менчинская, И. Якиманский и др.

Развивающие цели (цели развития) - педагогические цели, которые определяют способы мышления, общения, деятельности, сознания и самосознания, что меняются. Основой Г. ц. до недавнего времени считали развитие загальноінтелектуальних умений и навыков, в современном образовании акцентируют на развитие механизмов личной и групповой рефлексии, самоопределение и т.д.

Самоактуализация (само... и лат. actualis - действительный, настоящий) - стремление человека к наиболее полного выявления, развития и реализации своих личностных возможностей. С. предусматривает благоприятные социально-исторические условия и соответствующее воспитание.

Самоанализ педагогической деятельности - изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определения путей совершенствования обучения и воспитания детей.

Саморазвитие - процесс активной, последовательной, прогрессивной и необратимой качественного изменения психологического статуса личности. Возможен на определенной степени возрастного развития, за сформированности механизмов саморегуляции.

Свобода - возможность и способность человека мыслить, действовать, совершать поступки в соответствии с собственных побуждений, интересов и целей. Внутренне свободной человеку присуща автономность, независимость от воздействий внешней среды и обстоятельств.

Сенсорная (лат. sensorium - орган чувств, от sensus - чувство) культура - культура органов чувств. В педагогической технологии М. Монтессори является основой умственного и духовной жизни человека.

Синектика (греч. synektike - объединение разнородных элементов) - метод коллективной творческой деятельности и научного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Применяется как прием решения сложных творческих задач; в педагогической практике - для решения учебно-познавательных проблем и обучение процесса творческого поиска. С. была разработана в конце 50-х годов XX века американским психологом В. Гордоном на основе применения метода групповой генерации идей, названного мозговой атакой или мозговым штурмом.

Синергетика (греч. synergeia - сотрудничество, содружество) - наука, исследующая процессы перехода сложных систем с неупорядоченной состояния в упорядоченное; устанавливает между элементами системы связи, суммарное действие которых в пределах системы по своим эффектом сильнее от суммы эффектов действия каждого отдельного элемента. Как самостоятельная наука возникла в середине 70-х годов XX ст. В педагогике является одним из методологических принципов.

Система образования - совокупность учебно-воспитательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, реализующих последовательные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности, а также система органов управления образованием.

Системные новшества - нововведения, которые охватывают весь педагогический процесс учебно-воспитательного заведения. Их освоение требует программы развития. К С. н. принадлежат прежде всего те, которые предусматривают или перестройку всего заведения под определенную идею, концепцию, или создание нового учебного заведения на базе предыдущего (например, детский сад-школа, адаптивная школа, школа-лаборатория и т.п.).

Ситуация успеха - субъективный психическое состояние удовлетворения следствием физического или морального напряжения исполнителя дела, творца явления.

Ситуация успеха с педагогической точки зрения - целенаправленное, организованное педагогом и семьей создание условий для достижения значительных результатов в деятельности индивида и коллектива. Ситуация успеха достигается тогда, когда сам ребенок оценивает результат как успех.

Аннулирующее новшества - нововведение, суть которого заключается в прекращении деятельности определенного органа, формы работы, объединения, в отмене недействующих или неперспективных учитывая потребности развития образовательного учреждения программ без замены их другими.

Социализация (лат. socialis - общественный) - процесс вхождения индивида в социум. Предусматривает усвоение им определенной системы ценностей (норм, образцов, знаний, представлений) для функционирования в обществе, получение собственного социального опыта и активного формирования личности.

Социокультурные проблемы образования - проблемы образовательных теорий и систем, вызванные несоответствием идеальных форм образования и культуры внешним социальным и культурным условиям.

Соционика - научное направление, что разрабатывает модель общества, в котором каждый индивид определенного психологического типа будет иметь соответствующее место в общественной жизни и социальной деятельности; новейшая теория психологических типов и межличностных отношений, что находится на грани психологии, социологии и информатики. В педагогике существуют разработки организации учебно-воспитательного процесса на началах С.

Стандартизация (англ. standard - норма, образец, мерило) образования - тенденция развития образовательных процессов и систем, которая реализуется через формирование определенных универсальных требований к содержанию и результатов образования (государственные образовательные стандарты).

Стратификация (лат. stratum - слой и ficatio, от facio - делаю) в образовании - разделение сферы образования на казни (различные типы учебных заведений) согласно образовательных потребностей, возможностей и способностей человека.

Структура деятельности - совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов деятельности. Традиционно в С. д. выделяют мотивы, план деятельности, средства, методы и формы деятельности, критерии результативности и другие элементы.

Суггестивная (лат. suggestio, от suggero - учу, навіюю) технология - обучение на основе эмоционального внушение в состоянии бодрствования, что влечет надзапам'ятовування. Предусматривает комплексное использование всех вербальных и невербальных, внешних и внутренних средств суггестии (внушения).

Таксономійний подход к целей обучения - способ классификации целей обучения, согласно которому формулируют цели на нескольких уровнях, причем каждый следующий связан с последовательной детализацией и конкретизацией целей предыдущего уровня.

Таксономия (греч. taxis - размещен по порядку и nomos - закон) педагогическая - построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровне (иерархия).

Таксономия целей обучения в аффективной сфере - определение возможного (такого, что достигается) отношение того, кто учится, к образовательного процесса. До уровней целей обучения в аффективной сфере принадлежат восприятия, интерес, адаптация, оценка, организация системы ценностей.

Таксономия целей обучения в когнитивной сфере - определение возможных способов и форм познавательной деятельности обучающихся. Среди них выделяют знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценивание.

Таксономия целей обучения в психомоторній сфере - определение уровней самостоятельной деятельности обучаемого, в результате процесса обучения. Уровнями целей обучения в психомоторній сфере является восприятие, предметная деятельность, управление деятельностью, координация деятельности, комплексная деятельность.

Творческая самореализация педагога - процесс осуществления творческих замыслов педагога для достижения целей в решении личностно-значимых педагогических проблем.

Творческое сотрудничество - принцип личностно-ориентированной педагогики; процесс взаимодействия людей между собой для достижения общей цели.

Телекоммуникационные технологии - технологии передачи и получения информации с помощью глобальных компьютерных сетей.

Технологизация - неукоснительное соблюдение содержания и последовательности этапов внедрения нововведений.

Технологическая карта - описание процесса как пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием средств, которые используются.

Технологическая культура педагога - динамическая система педагогических ценностей, технологических умений и творческой индивидуальности педагога. Компонентами Т. к. п. есть разные уровни педагогической практики.

Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначения логических связей между ними.

Технологическое обучение - тип образовательных теорий и систем, ориентированных на формирование вузькопредметних функциональных умений и навыков у каждого ученика, необходимых для успешной деятельности (функциональная грамотность).

Технологический процесс - система технологических единиц, ориентированных на конкретный педагогический результат.

Технология коллективной творческой деятельности - инновационное средство образования, с помощью которого педагоги достигают творчества; непрерывный процесс управления развитием потребностей, способностей, усвоением педагогом опыта человеческих отношений и практической творчества, в ходе которого формируются направленность на самоисследование, умение самодиагностики психического состояния и прогнозирование возможных вариантов своего профессионального поведения и общения с другими людьми.

Традиция (лат. traditio - передача) - устойчивый и значимый компонент культуры, который передается из поколения в поколение с помощью механизма наследования.

Управление педагогическими инновациями - вид социального управления, что поддерживает целеустремленность и организованность инновационных процессов в системе образования.

Уроки номенклатуры - индивидуальные уроки в педагогической системе М. Монтессори, на которых закрепляют навыки работы и знакомят с новыми понятиями.

Факторы (лат. factor - делающий, от facіo - делаю) распространение нового - социальные условия широкого плана (отношение общества к педагогических идей, государственная политика в сфере образования вообще и в отношении конкретных нововведений в частности); отдельные социальные условия (деятельность конкретных государственных и общественных институтов - средств массовой информации, учебных заведений, органов образования, самодеятельных педагогических объединений); личностные факторы (личностные особенности авторов и пропагандистов педагогических инноваций, в частности их авторитет для творческих педагогов, всего педагогического общества, деятелей образования).

Форма презентации (лат. praesento - передаю, вручаю) нового - один из способов распространения нововведений (научных, научно-популярных публикаций, распоряжений органов образования, теле -, кино -, видеоматериалов, периодических изданий, художественных произведений и т.д.).

Фрустрация (лат. frustratio - обман, напрасные надежды) - психическое состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или такими, что так воспринимаются субъектом) трудностями в решении значимых для человека задач.

Школьный кооператив - объединение детей и взрослых в педагогической системе С. Френе ради совместного использования орудий труда, совместного принятия решений и совместной ответственности.

Штамм-группа (нем. Stamm - род, племя) - социальное образование, которое планомерно действует под руководством воспитателя ради духовного единения детей и характеризуется свободной динамикой внутренней структуры. Ввел термин П. Петерсен.

Качество образования - уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития обучающихся, на определенном этапе в соответствии с поставленными целями; уровень обеспечения учебной деятельности и предоставления образовательных услуг участникам образовательного процесса учебно-воспитательным заведением.



Назад