Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Предмет политологии


Каждая наука имеет свой объект и предмет. Большинство ученых-политологов исходит из того, что объектом политологии является политическую жизнь общества, его проявления, тенденции и закономерности. Относительно предмета политологии, то спектр мнений исследователей значительно больше. Одни из них исходят из того, что в предмет изучения политологии не следует включать всю политическую проблематику, поскольку ее изучают политическая социология, политическая антропология, политическая философия, политическая психология и другие политические науки. Другие считают, что предметом политологии является изучение совокупности политических знаний, которые накопили все гуманитарные науки. Третьи отождествляют предмет политологии и политической социологии. Четвертые исходят из того, что предметом политологии является изучать государство, пятые - власть, шестые - демократию, седьмые - политику и др.

Бесспорно, что в каждом из подходов определения предмета политологии есть как свои сильные, так и слабые аспекты. Впрочем, каждая из точек зрения имеет право на жизнь. Ведь каждая из них исследует сущность политического процесса под своим углом зрения. И все же представляется, что найпосутнішим недостатком в определении предмета политологии есть возражения или недостаточный учет целостности политической сферы, взаимосвязи разнородных политических явлений.

Попытка исследовать политику как общественное явление в системе других политических наук не только создает определенные неудобства, связанные, прежде всего, с получением лишь фрагментарных знаний, но и, в общем, делает невозможным изучение целостности этого феномена общественной жизни. Поэтому подавляющее большинство ученых придерживается мнения, что политическая наука в своей основе единственная, хотя и внутренне дифференцированная - и в этом смысле, в отношении отдельных отраслей политической науки, правомерно говорить об ряд политических наук, которые выступают специфическими ответвлениями единой политической науки - политологии (схема 4).

 4

Схема 4. Место политологии в системе политических наук

Следовательно, в самой общей форме политология представляет собой науку о политике и ее взаимоотношения с человеком и обществом. В этом определении человек является субъектом, который начинает действие, и, самое главное, он является целью этого действия. Таким подходом объект политологического исследования якобы сужается до аспекта политической антропологии, но в данном случае "человек в политике" рассматривается не просто и не только как предмет изучения наряду с другими (объективная политическая реальность, политическое общение, проблемное поле познания политических процессов, политико-исторический процесс и др.), но и является исходной величиной, с которой начинает конструироваться система знаний о политическую действительность и которой завершается, констатируя этим свои принципы, єдинолюдина как цель.

Определение политологии просто как науки о политике построены на принципе самоокупаемости, самоценности политической сферы. Система теории строится по принципу линейной адекватности. Здесь - развернутая схема объективной политической действительности, выстроенная на основе определения значимости отдельных ее элементов относительно развертывания целостного политического процесса и, в то же время, является схемой построения системы научных знаний об эту действительность. Линейность действительности: политическая власть - государство - институции - организации - отношения - политическая культура - социальные группы - человек - в такой же фотографической схематично-линейной форме отображается в системе конструирования теоретического материала политологической науки: учение о власти - государство - ... - человека. В такой адекватности усматривается объективность и истинность процесса теоретической интерпретации политической деятельности. Нередко система познания и систематизации теоретических знаний в политической науке строится по принципу оберненості или логичности (а не линейной адекватности) относительно политической деятельности. Тогда последняя выстраивает линию: власть - государство - институции - организации - ... - человек, с учетом того, что человек, приходний в это жизни, застает уже составленным весь названный цепь, в который она должна влиться. Познание же этой действительности, а таким образом и формирование теории относительно трактовки ее, не дублирование определенного выше ряда на двух уровнях: практика - теория, а логическое продолжение его или же "свертывания" этого цепи в обратном порядке, начинает который уже человек, а далее идут: социальные группы - ... - институты - государство - власть. Причина такой оберненості в отображении лежит в деятельностном подходе к познанию этой эпистемологической действительности. Все политическое поле действительности с эпистемологической точки зрения - это сложный политический процесс деятельного характера, основу которого составляет обязательно действие лица, и этот процесс приобретает значение, только если исходить из ценностных основ такого действия лица, источниками которой являются тріадична система: интерес - свобода - право. Политическая власть и политическая система с ее институтами, системой политико-правовых норм, с идеологией, политической культурой, традициями и т.п. являются средствами и технологией реализации политических интересов индивида (при этом не всегда в их непосредственной, а чаще всего - в снятой форме). Субъект действия (индивид) и его объект совпадают, ведь это - действие на себя и через себя. Таким образом, человек в данном подходе не выступает уже фоном, на котором разворачиваются политические события всех уровней, а государство, институты, социальные группы не имеют доминирующего и самодостаточного смысла. Определение же их получим в конце развертывания каждого из этапов самоутверждения личности на уровне права, справедливости, социальных отношений, социальных групп, политических институтов, государства и власти. Ни при каких условиях, даже в переходные периоды общества, человек не должен превращаться в средство. В противном случае сама наука, которая соглашается с таким состоянием, не имеет гуманистического направления.

Обобщая содержание и задачи науки о политике, можно прийти к выводу, что предметом политологии является изучение закономерностей и случайностей становления и развития взаимоотношений социальных субъектов (лица, социальных групп, политических партий, наций, государств и т.д.) по поводу политической власти, организации политических систем в отдельных обществах и их взаимодействие на международной арене.

Конечно, что приведенное определение предмета политологии не является универсальным, поскольку политическая наука развивается, следовательно, и определение ее предмета будет постоянно уточняться. Впрочем, отсутствие общепринятого определения предмета политологии не является препятствием на пути изучения курса политологии, так и в проведении политологических исследований, поскольку круг политологических проблем достаточно четко определили эксперты ЮНЕСКО еще в 1950, p. когда пришли к выводу, что политология как наука должна включать четыре основных раздела:

1. Политические теории, включая и историю идей.

2. Политические институты и их функционирование.

3. Партии, группы и общественное мнение.

4. Международные отношения.

Обращаясь к переведенной политологической литературы, находим, что сегодня, например, политологическая наука США сосредоточивает внимание на следующих основных направлениях: а) американская политология; б) компаративная политология; в) международные отношения и международная политика; г) политическая философия и теория демократии.

В этом же русле определяются основные направления политологических исследований и в других странах.

Наша, украинская, еще очень молодая наука о политике во многом идентична, хотя она не повторяет ни американской, ни любую другую политическую науку, а развивается преимущественно на своем, национальном теоретическом и методологическом почве.

 5

Схема 5. Проблемы политологии как науки

В соответствии с указанным выше основных разделов можно обозначить проблемы, которые призвана решать политология как наука. В их числе следует назвать такие: политической власти; организации политических институтов; управление политическими процессами; отношений между различными субъектами политической власти; отношений гражданского общества - государства - лица; развития демократии; международных отношений и др. (схема 5). Поскольку круг этих и некоторых других проблем постоянно расширяется, они наполняются новым содержанием, то политология как наука и призвана своевременно учитывать следующие изменения и вносить их в теорию политики и в социальную практику политической жизни.



Назад