Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Мифологические представления о политике


Истоками политической мысли можно считать мифы и легенды народов древнего мира - египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, греков, римлян и др. За мифологическими представлениями, земные порядки составляют неотъемлемую часть мировых, что имеют божественное происхождение. У них соответственно и освещается земная жизнь людей, общественный и государственный строй, их отношения между собой и богами, их права и обязанности. Поэтому божественное первоисточник тогдашних социально-политических и правовых порядков - основная идея и тема древних мифов. Так, один из них, китайский, твердит о божественное происхождение и характер земной власти самого верховного правителя Поднебесной (императора Китая), который является единственной точкой связи с высшими, небесными силами. Другие должностные лица - лишь исполнители личной власти правителя.

В Єгипті, Вавилоне, Индии случается несколько иная версия мифа, по которой боги-т первопричина власти правителя - сами продолжают оставаться вершителями земных дел и человеческих судеб. Следовательно, все, что происходило в жизни, включая сферу политики, сначала воспринималось людьми как результат воздействия божественной воли или хаос случайностей.

Согласно религиозно-мифологическими представлениями древних евреев, их единственный, истинный бог установил особые договорные отношения со всем еврейским народом, он является его славой и царем, то есть верховным законодателем, правителем и судьей.

На разных этапах развития человечества политические взгляды еще не выступали относительно самостоятельными областями знаний, а были составляющими общей картины мира и потому испытывали влияния мифологических и религиозных представлений. Не случайно в древней Индии, скажем, правовые сборники отражают идеологию брахманизма, а в древнем Китае большую роль в формировании политико-правовой мысли играли учение Конфуция, Лао-Цзы и других философов.

В философии Конфуция одна из главных проблем деятельности обладателя и администрации заключается в обеспечении блага народа, а социальный порядок возможен тогда, когда каждый знает свои права и обязанности и выполняет их. Этим достигается прочность и стабильность общества. Свое право на руководство государственные правители, по мнению Конфуция, должны доказывать знаниями, своими способностями и мудростью.



Назад