Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима


В результате наблюдений и сравнения отдельных событий и явлений, накопления знаний о общественные процессы люди научились находить в политической жизни закономерные и достаточно стабильные связи и зависимости, не обращаясь к сверхъестественных сил. Поэтому политика постепенно становилась предметом анализа, что давало возможность выделять из сплошного потока событий отдельные явления, а также их причины. Так политическая мысль приобретала формы логично розмежованої системы суждений и выводов, т.е. формы теории.

Главной предпосылкой правильного понимания политических событий и явлений было формирование аналитического мышления в просторах культурно-исторического процесса становления рационального мировосприятия вообще. Первым степенью этого становления было возникновения философской сознания. Разработка политических проблем сначала практически не отделялось от философских размышлений о природе человека, его бытия, смысл существования. Политические и этико-политические теории выступали как особый раздел философских учений.

Переход к теоретического анализа политики вывел человеческую мысль на качественно новый уровень осмысления политической жизни. Античные философы, в частности Платон и Аристотель, сформулировали ряд универсальных принципов, на которые опирается политическая деятельность, осуществили классификацию всех известных на то время типов государственного устройства.

Как видим, для античной политической мысли аксиомой была единство связей человека с политикой. Тема Аристотеля, что человек является существом политической, лежала в основе большинства античных философско-политических концепций. Одна из трудов Аристотеля имеет название "Политика". Опираясь на анализ государственного устройства и политической жизни более чем полторы сотни государств, он рассматривал различные вопросы общественных отношений. Саму же политику мыслитель считал практической наукой об искусстве управления, а поэтому задача разных политических институтов видел в отыскании такой формы, которая бы наилучшим образом соответствовала политической природе человека, его потребностям и интересам общества.

Аристотель, как и Платон, государство представлял нечто целостным, как продукт загальноісторичного развития. В то же время государство - высшая форма отношений, которая охватывает все другие, которые достигают своей цели и совершенства. Однако Аристотель критиковал стремление Платона сделать государство слишком единой, целостной и подчеркивал, что она состоит из многих элементов, поэтому преувеличенное стремление к единству (как общность имущества, жен и детей у Платона) приводит к гибели государства. Немало арістотелевих мыслей о политике развивали другие мыслители.

Основные политические идеи патриархов политической мысли можно схематизувати таким образом:

Политические идеи Платона (428-347 гг. до н.э.)

Политическое учение Аристотеля (384-322 гг. до н.э.)

В диалогах "Государство", "Законы" и др.:

• Разработал концепцию полиса, четырех стадий его развития и упадка

• Обосновал положение о человеке как общественное существо

• Основал учение о естественном и общественное разделение труда как основу общественной стратификации

• Обосновал концепцию идеального государства, основными характерными признаками которой являются мужество, мудрость, самодостаточность, справедливость и равенство

• Предложил модель государственного устройства, в которой регламентация жизни граждан набирает всеобщего, тотального характера

Основа такого строя - подробные и строгие законы, законопослушність граждан

В произведениях "Политика", "Афинская полития" и др.:

• Определил человека как "политическую существо", чья сущность проявляется прежде всего в государственном жизни

• Впервые разграничил власть на законодательную, административно-управленческую и судебную

• Определил правильные и неправильные формы государственного правления

• Лучшим государственным строем считал смешанную форму власти, когда правит средний слой населения

• Политику тесно связывал с нравственностью (доброчесностями) и этикой, которые считал вступлением к политике

 

Особое место в истории политической мысли занимают идеи, которые были выдвинуты древними римлянами в царской период своей истории (754-510 гг. до н.э.). Они были начаты Сервієм Тулієм, который положил конец родовом устройства (деление населения по имущественному цензу на 5 классов и шестую слой - пролетариев). Собственно политико-теоретическая мысль развивается с начала завоевание Римом греческих полисов в 146 г. до н. э., которое положило начало эллинизацию римского общества, то есть распространение греческой культуры среди римлян.

Основателем римской политологии считают Марка Тулия Цицерона (106-43 гг. до н. э.).

В трактате "О государстве" он определял государство как "дело народа", а народ - как совокупность граждан, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Придерживался мнения о круговорот государственных форм. Лучшей формой государства считал смешанную форму правления. Подчеркивал особую роль государственного лидера в жизни общества. Сформулировал собственную теорию естественного права.



Назад