Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Основные источники духовной культуры


Для изучения сложных процессов духовно-политического становления наших предков можем воспользоваться рядом источников. С древнейших времен до нас дошли древние мифы и легенды, в которых отражены отношения глубокой древности. Мифология выполняла прогрессивную функцию как первая форма духовной культуры в течение нескольких тысяч лет, по крайней мере от эпохи возникновения родового строя и до его распада и становления классового общества.

Важное значение в этом плане приобретает и остатки материальной культуры, которые доходят до нас из археологических раскопок. Чрезвычайно ценными являются письменные источники иностранных авторов, в частности Гомера, Гесиода, Гекатея, Эсхила и особенно Геродота, который сам посетил земли Северного Причерноморья. О более поздних общественно-политические процессы узнаем из трудов византийских авторов.

Первые ростки политической мысли, политико-правовых представлений в общей системе общественных отношений достигают первобытного строя. Исторически первой известной формой общественного сознания была родовая сознание человека эпохи формирования кровнородових и родоплеменных отношений. Осознание индивидом своей неразрывного "кровной" единства с родом и самосознание рода как целостного субъекта родоплеменных отношений и общественной производственной деятельности были очень важными факторами закрепления, функционирования и развития родовых связей.

В общественном сознании важное место принадлежало взглядам, нравам, традициям, которые регулировали властно-политические отношения. Уже на ранних этапах формировались сравнительно прочные и длительные отношения в родоплеменных объединениях: подчиненность, зависимость, уважение; устанавливались определенные пределы человеческой деятельности. Потребность удовлетворить свои интересы, а также бессилие перед природой подтолкнули человека к коллективным действиям, чем закладывался фундамент чисто человеческих привязанностей и чувств к роду, родителей, друзей, а постепенно - супружеской любви, формирование высокого уважения к народу, родине. Следовательно, первичные формы публично-политической власти были порождены естественно-объективными условиями общественного развития.

Общественно-политические взгляды древних жителей украинских земель, как и других древних цивилизаций, имели религиозно-мифологический характер, что получило свое проявление в язычестве. Последнее, как отмечает Я.С. Боровский, представляет огромный комплекс первобытных верований, взглядов и обрядов, витворених в течение многих веков.

На стадии родового строя верования человека не были религией в современном понимании - как система принципов, идей, деклараций, взглядов. Начальные верования, как отметил митрополит Иларион, чаще всего связывали с жизнью, с природой окружающей среды, потому что это диктовалось хозяйственным бытом. Эти верования натуралистические, построенные на природе. Первоначальная вера была практическая, домовая, хозяйственная, необходима человеку на каждом шагу, потому что была прочно связана с ее работой.

Верованиям первоначальной суток до определенной степени выступали и своды законов, которые были политическим, социальным и культурным проявлением образа современной ему жизни. При таких условиях человек оценивалась не по ее словам, мыслями и чувствами, а за поступками и поведением. Поэтому не случайно, что многие из тех верований оказались довольно устойчивыми, живучими, дошли до наших дней и оказывают немалое влияние на развитие национального сознания.

В дохристианской мифологии сложилась целая система богов. В этой системе отражалось видение и восприятие окружающей среды: неба, земли, воды, растений, животных, общественных явлений. Не имея понятия о едином Боге, который создал весь мир, первобытный человек исповедовала многобожия и в отдельных частях природы видела ее обладателей, отдельных богов.

Доминантной мифологического мировоззрения была мысль о божественном, неземное происхождение существующей власти и порядка на земле, о земные отношения как часть космического порядка, что регулируется божествами. Поэтому в общественном сознании постепенно утверждалась тотальная идеология божественного возникновения власти и господства определенных политических сил. Здесь мы видим крепкое сочетание мифологично-религиозных, нравственных и социально-политических представлений.

Религиозно-мифологическое мировоззрение, различные культовые символы и изображения несли в себе важные элементы политико-правовой мысли и политических отношений в родоплеменных и ранне-государственных обществах. Так, в древних сказаниях, волшебных сказках герои проходят через страшные испытания, преодолевают боль и страх, споры с различными чудовищами. Сказки, космогонические легенды, а впоследствии былины были направлены на формирование у молодежи боевой отваги, стойкости в преодолении тяжелых невзгод. Они учили добра, честности, высокой любви к своему народу. "Держитесь, братья наши, племя за племя, род за род и бойтесь за себя на земле нашей, которая принадлежит нам и никогда прочим, это же бы мы русичи, славці богов наших", - пишет автор "Велесовой книги". Поэтому, видимо, не случайно Маврикий Стратег, говоря о обычаи славян в 6-7 вв., отмечал, что племена славян и антов близки по своей жизнью, своими правами, своей любовью к свободе, их никогда нельзя склонить к рабству или покорение в своей стране.

Глубокие, коренные сдвиги в правовых отношениях, политических структурах состоялись в период распада родоплеменного строя и формирование классовых связей. Имущественное расслоение неизбежно приводило и к существенным изменениям в структуре общества. Социальная дифференциация древнеславянского общества способствовала зарождению государственных структур и формированию первых политических полугосударственных объединений (типа примитивных империй).



Назад