Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Истоки политических идей


Существенное место в украинской истории принадлежит княжеской эпохе, охватывающей почти пять веков. Историки выделяют в ней два периода от середины 9 ст.: Киевский - в 1240 г. и Галицко-Волынский - до 1349 г.

Эта мощная украинская средневековое государство раскинулась почти на всей территории Восточно-Европейской равнины - от Балтики до Черного моря, от Закарпатья - в Волго-Окского междуречья. Возникнув на рубеже 8-9 вв. с сердцевиной в Приднепровье, Киевская Русь стала влиятельным политическим объединением, центром экономической и культурной консолидации восточных славян, быстро превращалась в одно из наиболее развитых и экономически процветающих обществ тогдашней Европы. После захвата Киева татаро-монголами и распада Киевской Руси, Галицко-Волынское княжество - вторая великая держава на украинской земле. Она объединила вокруг себя большинство этнографических земель бывшей Киевской Руси, что не попали непосредственно под татаро-монгольское иго, и сыграла значительную роль в сохранении и приумножении государственно-политических, этнокультурных достижений и традиций древнерусской народности.

Характерным признаком тогдашнего общественно-политической жизни было становление и укрепление феодальных отношений соответствующих социальных структур. Здесь четко выделялись следующие состояния: феодалы-землевладельцы, духовенство, дружинники, воины, "люди" - крестьянство и городское население. Безусловно, в пределах каждой из этих групп тоже происходила дифференциация.

Важным рубежом в духовно-культурной и политической жизни Киевской Руси было введение христианства киевским князем Владимиром Великим.

Мощная феодальная государство со всеми ее атрибутами неизбежно должна была искать путей создания государственной идеологии. В тот период по мировосприятию и мировоззрением сочетались мораль, право, общественно-политические взгляды определенных классов и социальных групп. В условиях средневековья стержнем идеологии была религия.

Князь Владимир Святославович как выдающийся политический деятель понимал, что строить государство можно только при условии прочной религиозной централизации. Древнерусское язычество с его багатобожжям не могло способствовать этому, хотя киевские князья и делали такие попытки. Именно поэтому Владимир, отбросив серьезные сомнения и колебания, обращается к монотеистической религии, выбрав христианство. Религиозная реформа Владимира окончательно утвердила христианство как государственную религию Киевской Руси. Это имело важное значение для расширения международных связей русской государства, вхождение ее в лоно могущественных стран раннего средневековья.

Итак, новая религия как сердцевина государственной идеологии способствовала утверждению политического могущества властных структур. Поскольку учение византийской церкви поддерживало монаршее право на власть, киевские князья нашли в ней крепкую идеологическую опору.

В то же время христианство вносило в жизнь общества высокую культуру, которую оно вобрало со стародавньосхідного и античного мира. "Если язычество, - отмечает Г. Иванченко, - культивировало зависимость человека от сил природы, страх перед ней, то христианское мировоззрение утверждал ее власть над силами природы, высвобождал человека от поклонения самой земли, утверждал, что за свои поступки человек отвечает только перед Богом".

В то же время не следует однозначно оценивать введения христианства на Руси. Оно не оставляло места предыдущий духовной культуре нашего народа, столетние традиции которого отвергались, попирались, испытывали беспощадного разрушения. Христианизация Руси проходила не без борьбы и сопротивления широких слоев населения и охватила длительный период. Как отмечают исследователи, народным традициям удалось сохранить немало своих позиций. Новая религия воспринималась в народе сквозь призму традиционного мировоззрения, более того, перерабатывалась в соответствии с его принципами. Имело место сохранения язычества, сохранения, безусловно, не полное, не абсолютное, в основном только его жизнеспособных рис, которых, однако, было вполне достаточно, чтобы существовать самобытным умственным источником в господствующей христианской идеологии, осуществлять влияние на ее главные принципы и определения.

Для анализа господствующих общественно-политических идей в Киевском государстве важное значение имеет то, что до наших дней дошло немало тогдашних письменных источников: летописи, политико-религиозные трактаты отдельных лиц, религиозных деятелей, сборки и своды законов и т.п. Среди них можно назвать "Повесть временных лет", "Слово о законе и благодати" Илариона, "Русскую правду", "Остромирово Евангелие", "Изборник Святослава", "Слово о полку Игореве", "Послание" Климентия Смолятича, "Поучение" Владимира Мономаха и др.

Развитие и характер политического мышления в эпоху Киевской Руси обусловлен чрезвычайно высоким культурно-образовательным уровнем страны. Тогдашние школы существовали при княжеском дворе, при монастырях, церквях и в частных состоятельных людей, в первую очередь, бояр и купцов. Именно жизни, развитие торговли, экономики, связей с другими странами, распространение христианства требовали прибегать к письму, образования, школы. Образованность была довольно распространенной в разных кругах общества: не только среди феодалов, высшего духовенства и монахов, но и среди купцов, ремесленников, других городских жителей. В дотатарську эпоху Киевская Русь была одной из наиболее цивилизованных государств. Княжа государство завоевала авторитет школьной и образованной страны, куда на обучение и воспитание приезжали дети правящих семей из стран Европы.

Особые заслуги в сфере духовной жизни имел киевский князь Ярослав (1045-1054), который заботился о развитии образования, науки, философии, литературы, градостроительства, архитектуры, изобразительного искусства. За Ярослава при Софийском соборе в Киеве сложился ученый кружок книжников, много было сделано в книжном деле, в частности основано первую государственную библиотеку. С большой теплотой говорит автор "Повести временных лет" о любви Ярослава к книге, что читал он часто и днем и ночью. Как свидетельствуют источники, авторы тогдашних произведений были знакомы с текстами Аристотеля, Платона, Гомера, Геродота, Плутарха, Сократа, Пифагора, Демокрита, Демосфена, Эпикура, Зенона. Принятие христианства и создания славянской азбуки Кириллом и Мефодием стали важными вехами на пути распространения образования в восточно-славянском государстве.



Назад