Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Становление государственной идеологии


В Киевской Руси большого развития достигает политико-правовая мысль. В документах, поступивших к нам, находим постановку и пути решения найпосутніших проблем: происхождение государства; возникновение правящей династии; единства и суверенности политической власти; организации наиболее целесообразных форм правления (возможности и даже необходимости ограничения власти великого князя с помощью жены, совета бояр и т.п.), законности и реализации самых высоких властных полномочий, взаимоотношения между церковью и государством, формирование и обоснование юридической терминологии.

Важное общественное значение имел на то время религиозный и философско-политический произведение "Слово о законе и благодати" выдающегося мыслителя 11 ст. Илариона - первого украинца на престоле Киевского митрополита, рукоположенного на эту должность без согласования с византийским патриархом. Избрание его было приурочено к завершению строительства нового центра древнекиевского митрополии - Софии и знаменовало провозглашения независимости Русской православной церкви от Константинополя. В этом произведении читаем важные мысли о соотношении власти и закона, о мудрости и власти, основу и рамки закона не только в религиозном, но и в конкретно-политическом аспекте. Автор обращается к "закону", "истины", "благодати", выясняет их связь и взаимодействие. Исходя из религиозно-христианского учения, Илларион акцентирует внимание на том, что закон разъединяет народы, вивищуючи одни и унижая других, что он свидетельствует о рабский состояние человечества. Совсем другой, по мнению автора, является истина: она универсальна, всеобъемлющая и поэтому тождественна благодати, которая устраняет односторонность закона и, подобно солнцу, одинаково светит всем людям. Истина выше за эту минутную пользу, выше само человечество: она укрепляет "животрепещущий" бытия, порождает спасение. "Закону, - пишет он, - чуждо представление о наивысшее благо, волю, он полностью погружен в быт, в суету земных страстей, он не облагораживает, не очищает, а лишь порождает подозрение и позор, гнев и преступления, он веселит явным, не отдавая тайного, не дает малое, не зная вечного". Истину Илларион воспринимает как абсолют, идеал человеческого совершенства, единый для всех времен и народов, что дает возможность производить оценку действительности и поведения людей. Безусловно, за тех времен высшей истиной провозглашалось учение Христа, и только познания и усвоения его дает возможность дойти истинности бытия.

Поскольку в раннем средневековье теологические и правовые категории были неотделимыми, а закон толковался как божье повеление, то Илларион провозглашает, что закон является внешним ограничителем поведения человека в общественном бытии, а истина является раскрытием человека в высоком моральном состоянии. Это дает возможность возвыситься над законом, достичь человеком благодати. Закон является временным явлением для человека, которое выводит его на путь истины, свободы. За Илларионом, воля не сводится просто к независимости одного человека от другого. Это явление многогранней, оно предусматривает, прежде всего, моральную линию поведения и ответственности за нее. Мы здесь видим чрезвычайно важен для политико-правовых идей неразрывную связь закона и моральных ценностей, приоритет моральных критериев в поведении человека. Илларион одним из первых вводит в юридической терминологии понятие "правда", что включает и моральную мотивацию. Правда выступала как свод законов, право судить, карать и миловать. Следует обратить внимание еще на один важный аспект этого документа: отстаивание равноправия всех христианских народов (время избранности одного народа отошел в прошлое, ведь миссия Христа заключается в урятуванні всех "языков", настало время равенства всех перед Богом).

Важным источником исследования права, политико-правовых отношений является судебно-правовые факторы того времени, сохранившиеся до наших дней. Известно, что принятие христианства обусловило распространение на Руси византийского права, но преимущественно в сфере церковного законодательства. Высокая степень развития политической жизни оказался в выработке на Руси собственного права и его кодификации в первой половине 11 века в известном своде законов "Русская правда" ("Правда Ярослава"). Этот правовой документ стал важным государствообразующим источником в последующие времена, в частности во время составления "Статуту Великого княжества Литовского", введенного 1629 г. в Литовском княжестве, в состав которой тогда входила значительная часть украинских земель.

Значительные шаги в развитии и укреплении правовых основ общества сделал за время своего правления Владимир Мономах (1113-1125), о котором М.И. Костомаров отмечает, что это князь деятельный, сильный волей, что определялся здравым умом среди своих братьев, " ... представляет собой русской истории законодателем".

Как в "Слове..." Илариона, так и в других документах того времени, в частности в "Повести временных лет", "Сказании о жизни Бориса и Глеба", "Посланії" Климентия Смолятича и других находим новые важные историософские концепции: о путях и причины развития человеческого общества, об истории славянства и, в частности, Русской земли, обоснования независимости древнерусского государства перед угрозой чужеземных захватов, осуждение міжкнязівських междоусобиц. Центральное место в них принадлежит мнении о универсализм исторического процесса человеческого общества. Это мы находим во взглядах о "богоданість" княжеской власти, которая выступает объединяющей основой государства, в стремлении включить историю княжества к единой истории земли Русской, во включении истории славян к общей истории христианского мира, которая отождествлялась с историей человечества.

Широко используя образы новой религии и принципы греческой историографии, старокиевский мыслители отходят от христианских догматов и схем исторического процесса, за которыми история человечества или отдельного народа начинается с принятием христианского верования. Они значительно расширяют горизонты исторических знаний, включив до исторического процесса дохристианский период как равноценный всей последующей истории.

Илларион подчеркивает, что Киевская Русь стала известной миру не только после принятия христианства, что и раньше о ней знали все четыре конце земли, что здесь князья управляют "правдой, мужеством и умом".

Существенное место в историософских взглядах занимает мысль о самовластия, свободу воли человека, который объявляется одной из главных свойств души. На основе учения о самовластия человека формируется концепция, что обосновывает представление о человеке как активного субъекта действий, хотя эта активность имела еще сугубо религиозное направление. Это был значительный шаг вперед по сравнению с мифологическим сознанием, где коллективистские основы преобладали над индивидуальными, подчиняли их себе, нормы поведения лица определялись традициями и ритуалом, где весь историзм был связан с культом предков и раскрыт в родовых легендах и преданиях.



Назад