Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Теологические толкование политических институтов и процессов


Особенность представлений о политической мнению эпохи феодализма заключалась в богословском трактовке их. Но в то же время даже видные теологи той эпохи часто ссылались на Аристотеля, делая свои обобщения относительно развития современного им политической жизни.

В эпоху средневековья человеческая сущность с политической была сведена к религиозной. Христианство превратило гибкие идеалы античных философов на легкоусвояемые догматы. Религиозные догмы одновременно стали и политическими аксіомами. их суть довольно четко определил А. Августин, который писал, что весь род человеческий, жизнь которого от Адама до конца этого возраста является, так сказать, жизнью одного человека, определяется божьими законами, ... а руководят те, которые заботятся, как мужчина - женщиной, родители - детьми, господа - рабами. Подчиняются те, о ком заботятся, как женщины - мужчинам, дети - родителям, рабы - господам.

Наиболее ярко это проявляется у основателей христианской политической теории - Аврелия Августина (354-430) и Фомы Аквинского (1226-1274). Августин, в отличие от Платона и Аристотеля, построил свою концепцию "лучшей жизни" (счастье от Бога) на возможностях и способностях человека, реалистичном гуманізмові: человек не презирает другого человека через ее недостатки, она ненавидит недостатки, зато любит человека.

В христианском политическом учении Ф. Аквинского государство рассматривается как определенная часть универсального порядка, создателем и правителем которой является Бог. Цель государства - сохранение порядка и общественного спокойствия. Согласно Аквінатом, власть должна божий характер. Идеальной формой управления он считал смешанную: монарх олицетворяет единство, аристократия - принадлежащие ей заслуги, а народ, который привлекается к управлению, является гарантом социального согласия. Действия монарха ограничены законами. С волей народа следует считаться.

И Августин, и Аквинат пытались обосновать главенство церкви над светской властью.

Со временем религиозная концепция политики теряет господствующее положение. Христианству не удалось удержать ее как светский придаток к религии.

В общественной жизни произошли серьезные изменения. На арену политической жизни вышли новые силы.

Период Реформации (16-17 вв.) в большей части Западной Европы характеризовался зарождением новых экономических отношений, активными политическими движениями низов и бурными всплесками в духовной жизни. Особенно это проявилось в деятельности римско-католической церкви и отношении к ней светской власти в большинстве европейских стран, которые стремились независимости от Рима и установления своей государственной религии. Самый яркий пример - протестанська Реформация в Германии. Это и восстание низших дворян под руководством фон Зікінгена в 1523 г., и Великая крестьянская война 1525 г., и т. д. Все они были направлены против римско-католической церкви и вошли в историю с такими реформаторами, как Г. Лютер и Т. Мюнцер.

М. Лютер выступал против претензий католического духовенства на контроль веры и совести на правах посредника между людьми и Богом. Было выдвинуто требование ликвидации обособленного состояния священников, всей их чрезвычайно дорогостоящей иерархии. Подорван авторитет папских декретов и постановлений, решений соборов. Единственным авторитетом оставалось Святое писание.

Т. Мюнцер также выступал против официальной церкви. Его проповеди и организаторские способности, вскрывшиеся в крестьянской войне, были связаны с борьбой против господствующей церковной и властной элиты. Он утверждал, что только трудовой народ, "ремесленники и плуговщики", способны понимать цель Бога, ведь их интересы полностью совпадают. По мнению Мюнцера, будущий порядок возможен лишь как результат борьбы народных масс против поработителей. Ликвидацию феодалов и передачу всех материальных благ в руки трудящихся путем уравнительного распределения он считал началом "имущественной сообщества".

В Англии Реформация, начатая сверху, приобрела несколько иной направленности. Начиная с 1534 г. то есть с введением "Акта о верховенстве" и образованием англиканской церкви, рвутся связи с Ватиканом, закрываются монастыри, а их земли конфискуются, принимается англиканский символ веры из 39 статей, в которых отметались основные догматы католической церкви. Англиканская церковь стала примером компромиссного варианта протестантизма, компромисса между землевладельцами-аристократами и крупной буржуазией, достигнутого в результате длительной борьбы английской королевской власти против политических и экономических посягательств папского двора. Причина компромисса довольно проста: как одни, так и другие видели в религии средство воздействия на сознание людей, чтобы сделать их послушными приказам хозяев, которых поставил над ними промысел Божий.

В историческом развитии обретения политической мыслью формы теории не означало, что она стала наукой. Для этого необходим своеобразный "порог научности".

В политике "порог научности" оказался несравненно выше, чем в механике или астрономии. И дело здесь не только в большей сложности объектов исследования. Сам субъект познания не отделен от процессов, которые он изучает и участником которых он является. Видимо, именно поэтому научность политики формируется значительно позже, чем в точных науках. И хотя в политике развивались новые идеи и теоретические принципы, политическая мысль долго не могла выполнить главную для научного метода познавательную операцию - "отделить" от себя объект своего познания.

Анализ сущности политических процессов, что является главной задачей науки, систематически підмінявся размышлениями о том, какими они должны быть, а политическая теория в целом оставалась в плену созерцательных представлений о "природе человека". Поскольку потребности людей характеризовались при этом как нечто постоянное (а такой виделась и сама природа), то политика и в теориях 17-18 ст. трактовалась в основном надісторично, как совокупность неизменных отношений, одинаковых для всех времен и народов.



Назад