Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Рационалистические концепции политической мысли


Политическая наука, основанная еще в эпоху античности, активно возрождается в конце средневековья. Это связано с именем одного из выдающихся основателей политической науки итальянца Н. Макиавелли (1469-1527). Именно в его работах "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" и "Властелин" получает дальнейшее развитие политическая наука.

Н. Макиавелли одним из первых сделал значительный шаг вперед в определении предмета политической науки, ее метода и в определенной степени - законов. По его мнению, основным предметом политической науки является государство и власть. "Властелин" - это исследование о власти: ее завоевание, удержание и расширение потерю.

Порывая с религией, Н. Макиавелли обосновывает политику как исследовательскую науку. При этом отбрасывается схоластическое средневековое учение о государстве и праве. Опираясь на анализ исторической практики, он делает вывод, что стержнем политической поведения человека является не христианская мораль, а выгода и сила. "Судьба, - отмечал Н. Макиавелли, - всегда на той стороне, где лучшая армия". Отсюда и тезис о том, что в политике надо апеллировать не к морали, а к силы - "цель оправдывает средства". Задача политической науки заключается в том, чтобы объяснить истинное положение вещей, исходя из фактического материала и исторического опыта, на основе познания реальной действительности выводить политические принципы и соответственно к ним творить политическую историю. В теории Н. Макиавелли государство означает политическую историю. В теории Н. Макиавелли государство означает политическое состояние общества: отношение господствующего слоя к подчиненным, существование определенным образом организованной политической власти, юстиции, создание соответствующих законов и т.п. Многообразие конкретно-исторических форм государства и политической власти Н. Макиавелли выводит прежде всего из борьбы определенных сил общества, преимущественно знати и народа.

Важно, что в ходе анализа политических форм обращается внимание на различные факторы, которые влияют на становление и изменение этих форм - экономические, военные, территориальные, географические, демографические, этнические и т.д. Политические взгляды Н. Макиавелли - это реалистичный анализ человеческих отношений, основанной на достигнутом уровне знаний об обществе.

Никколо Макиавелли (1469-1527)

  • Итальянский государственный деятель и политический мыслитель, основатель современной политической теории; положил начало выделения науки о политике в отдельную отрасль. Основные произведении "Володар", "История Флоренции", "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия"
  • В центр мировоззрения поставил человека, которая в своей деятельности руководствуется собственными интересами
  • Человеческий эгоизм требовал создания государства как высшей силы, способной регулировать поведение индивидов
  • Государство рассматривал как политическое состояние общества (state), что характеризуется определенными отношениями между властью и подданными. Это состояние постоянно меняется и зависит от соотношения сил, борющихся за власть
  • Охарактеризовал тенденции изменения форм власти: монархия вырождается в тиранию, аристократия - в олигархию, демократия - в анархию, анархия - в монархию. Лучшая форма власти - смешанная, где различные общественные силы уравновешивают друг друга
  • Понимал политику как борьбу за достижения и осуществления власти. Власть должна принадлежать тому, кто сумел победить в процессе свободного соревнования
  • Обрисовал правителя, который не обращал внимания на законы морали в борьбе за власть. Это стало причиной представление о том, что Макиавелли вроде бы отстаивал принцип "цель оправдывает средства" (феномен т.н. "макіавеллізму")
  • Считал, что государство - высший обнаружил человеческого духа, а служение ей - цель и содержание счастье человека

Весомый вклад в развитии науки о политике принадлежит известным английским мыслителям Томасу Гоббсу (1588-1679) и Джону Локку (1632-1704).

Т. Гоббс, оправдывая реставрацию монархии после смерти Кромвеля, доказывал, что монархия - одна из лучших форм власти. В то же время он отвергал теорию божественного происхождения королевской власти. В труде "Левиафан" Т. Гоббс описывает хаос природного, додержавного существования людей. Это было общество, где шла "война всех против всех".

Однако, за Т. Гоббсом, люди, как разумные существа, осознали свое безнадежное существование и нашли выход из этого положения - общественный договор. Они согласились передать все свои естественные права монарху и подчиниться законам. Единственная функция монарха заключалась в том, чтобы оберегать законы.

В отличие от Т. Гоббса, Дж. Локк в "Втором трактате о государстве" дает философское обоснование "славной революции".

Томас Гоббс (1588 - 1679)

  • Английский философ
  • Политическая доктрина изложена в работах "Философские основы ВЧЄ7ШЯ о гражданине" (1642), "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и светского" (1651) и др. Она включает такие идеи:
  • В естественном состоянии, где люди были равны, шла война всех против всех
  • Переход от естественного состояния к государству происходит через заключение "общественного договора"
  • Государство называл "Левиафаном" - искусственным образованием, сконструированным людьми. Соглашения, посредством которых создан Левиафан, выполняют роль Божьего повеления
  • Заключив договор, индивиды переходят в гражданское состояние, теряя предыдущие права, в том числе право изменять форму власти
  • Государство гарантирует гражданам свободу, которая позволяет делать все, что не запрещено правом
  • Когда суверен не обеспечивает подданным безопасности, они используют "право самозащиты"

Джон Локк (1632-1704)

  • Английский философ и политик, основатель либерализма
  • Основные политические взгляды изложены в "Двух трактатах о правлении" (1689-1690)
  • Первичным видом человеческого единения считал "естественное состояние", в котором люди являются свободными и равными, руководствуются естественным законом, установленным Богом
  • Однако потребность в регламентации отношений собственности стала главной причиной формирования общества
  • Отказавшись от части своих естественных прав, люди заключили между собой общественный договор, угворивши гражданское, а впоследствии - и политическое общество (государство)
  • Государство выступает гарантом естественных прав. Она не может быть мощнее за людей. Суверенитет остается за народом
  • Гарантия воплощение свободы - равный для всех, обязательный и постоянный закон
  • Общество и государство - не одно и то же. Поэтому разрушение государства не означает распада общества. Общество может создать другую, более совершенную власть
  • Необходимое распределение полномочий между законодательной и исполнительной властями, чтобы предотвратить злоупотребления короля
  • Пока не существует мирового правительства, государства будут находиться в естественном состоянии, а следовательно, войны будут привычным явлением
  • Основатель теории невідчужених прав человека: права на жизнь, права на свободу, права на собственность
  • Обосновал концепцию о труде как сердцевину реализации невідчужених прав людиниустановлення ограниченной монархии. Его еще называют основателем либерализма. Дж. Локк впервые четко различил такие понятия, как "личность", "общество", "государство", причем лицо он поставил выше общество и государство. За Локком, человек от рождения имеет естественные, неотчуждаемые права на жизнь, свободу и собственность". Частная собственность - не абсолютная ценность, а средство построения свободного общества. Владение собственностью влияет на формирование индивидуальности.

Важным в политической доктрине Дж. Локка есть трактовка им понятие равенства, которую он выводит из "естественного положения вещей", ее основой является честная конкуренция на основе взаимоопределения. Причем равенство не имеет ничего общего с естественной однообразием или насильственным уравниванием по способностям. Речь идет о равенстве возможностей и надежд. Суть ее заключается в том, что ни один из индивидов, какими бы бедными были его бытия, интеллектуальные и физические силы, не может быть исключенным из конкуренции, отсутствующим от свободного обмена благами и услугами, иначе говоря, существующей неравенства должна быть противопоставлена "равенство без уравнивания", равенство, которая допускает и стимулирует естественную непохожесть людей.

Поэтому государство должно создать возможности для реализации природных различий и неравенств, что является лучшим из средств устранения "неестественных привилегий", то есть такого политического положения, когда знатные и сильные имеют исключительное право на экономическую и личную независимость. По мнению Дж. Локка, государство должно гарантировать три прирожденных права человека - на жизнь, свободу и собственность. Именно они составляют основу правового порядка и дают возможность заключить такое законодательство, которое вполне высвободит человека, чтобы она могла "пользоваться и распоряжаться как угодно своим лицом, своими действиями... и своей собственностью".

Все три права взаимосвязаны. Во-первых, главная цель объединения людей в государство и передачи себя под власть правительства - это сохранение частной собственности. Основой последней является труд, и если ее цель - "честное достижения индивидуального благополучия и пользы", то труд является определяющей формой человеческой жизнедеятельности. Наконец, по Дж. Локком, "свобода существует там, где каждый член общества определяется собственником своей личности".

Утверждение этих законов позволяет избежать экономического и политического рабства, которое было до этого и оказывалось в порабощении индивида, насильственном присвоении другими его производственных и духовных сил и способностей. Кроме этого, в разумной государстве ни один человек не должен быть порабощенной вассалом или прислужницею государства. Это касается также веры, убеждений. Собственная убежденность - это первая собственность и первая свобода, которая должна быть гарантирована государством каждому индивиду. Дж. Локк доказывал, что вера проецирует себя в целях, цели реализуются в труда, а труд воплощается в собственности. Основные положения политических концепций этих мыслителей схематично изложены на с 75.

Большой вклад в разработку политологической мысли сделали представители французской школы Шарль Монтескье (1689-1755) и Жан-Жак Руссо (1712-1778). Это тоже своеобразное осмысления, отражение того политической жизни, которым обозначено тогдашнее французское общество.

В труде "О духе законов", рассматривая законы, юридические и политические системы разных стран, ПИ. Монтескье пришел к выводу, что любые законы, даже те, что кажутся случайными, возникают не по воле Бога и не по желанию человека. Они имеют разумное основание. Причина их - в окружающей среде (политический режим, религия, идеология, климат, население и т.д.) или в связи с другими законами. Законы в самом широком смысле являются необходимыми связями, вытекающие из природы вещей.

Поэтому не случайно разработку проблем совокупности факторов, которые предопределяют "дух законов" или "образ управления", поставило ПИ. Монтескье в ряд выдающихся основателей политической науки.

Во-первых, он рассматривал государство как структуру, определенную реальную целостность, необходимым выражением и результатом внутреннего единства которой является законодательство. Следовательно обосновывается понятие социальной системы и социальной структуры. Более того, рассматривая целостность, взаимодействие, совокупность связей, он делает вывод, что социальные факты объективно связаны. А это давало возможность создавать политическую науку и рассматривать общество так, как физическое тело.

Во-вторых, достижение ПИ. Монтескье, который опирался на взгляды своих предшественников, является его теория разделения властей. Анализируя британскую политическую систему, где был развит этот механизм, он доказывает, что политической властью всегда злоупотребляют. Поэтому верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную и судебную, чтобы они могли взаимно сдерживать друг друга.

Особенностью французской политической мысли этого периода является и изменение акцентов: исходным элементом государства является не индивид, а социальные группы; при выяснении характера государства внимание переносится из закона как интеллектуального принципа исследования ("естественный закон", "право", "договор") на ее историю; начинают четко вырисовываться ее экономические проблемы.

Свидетельством таких новых подходов выступает политическое учение Же. -Же. Руссо, в котором ярко прослеживаются два основных положения.

Во-первых, в отличие от других теоретиков естественного права, он рассматривает ассоциации, что возникает путем заключения общественного договора, как "моральное и совокупное тело". Это своеобразная общественная человек, который достает "свое единство, общую идентичность, жизнь на волю" в результате отчуждения этих прав членами-учредителями. Это "тело" имеет свою волю, которую невозможно отождествлять с волей отдельного индивида. Передавая в общее достояние свое лицо, "каждый член становится неотъемлемой частью целого".

Шарль Луи Монтескье (1689-1755)

  • Французский политический мыслитель, правовед, писатель
  • Главные труды: "Размышления о принципах величия римлян и их упадка", "О духе законов"
  • В отличие от идеолога либерализма Дж. Локка, не ставит личность над государством и не противопоставляет прав граждан правам государства. Свобода - это право делать все, что разрешено законом"
  • Обеспечение политических и гражданских свобод возможно тогда, когда в государстве существуют независимые друг от друга ветви власти - законодательная, исполнительная, судебная (именно независимость, а не распределение функций, стоит на первом месте)
  • Угроза свободам есть и тогда, когда различные власти возглавляют представители одного состояния, то есть одной партии
  • Стал одним из основателей теории правового государства, основываясь на идеях географической школы: наибольшее влияние на характер правовой системы государства, на "дух ее законов" имеет климат, который определяет характер и нрав народа
  • На "дух законов" влияют также плотность населения, экономическое состояние страны, вероисповедания и, особенно, форма политического правления
  • Принцип правления определяется чувством, которым руководствуются люди. Для республики - это добродетель, для монархии - честь, для деспотии - страх
  • Идеальная форма правления - аристократическая монархия, поскольку демократия характеризуется под деспотизмом большинства

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778)

  • Французский философ, писатель
  • Автор произведений: "Об общественном договоре, или Принципы политического права", "Рассуждение о происхождении и основы неравенства между людьми", "Суждение о вечный мир"
  • Развитие цивилизации связан с возникновением и ростом общественного неравенства (с регрессом свободы)
  • Чтобы сохранить имущество, было создано публичную власть. Это породило политическую неравенство
  • Поскольку предыдущий общественный договор был "приманкой богатых" для угнетения бедных, представление о договорном происхождении власти в Руссо связано не столько с прошлым, как с будущим
  • Переход в состояние свободы предусматривает заключение настоящего сус-пильного договора, по которым суверенитет в государстве должен принадлежать народу
  • Суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти
  • Свобода заключается в том, что граждане находятся под защитой законов и сами их принимают
  • Поскольку народ является единственным сувереном, нет необходимости делить власть на законодательную и исполнительную
  • Политическое равенство граждан невозможна, пока существует имущественное и социальное неравенство
  • Принципы равенства, свободы и народного суверенитета вполне могут быть реализованы только в условиях республиканского строя

Вторым важным положением в учении Же. -Же. Руссо является утверждение того, что создание "морального и совокупного тела государства " стало одновременно и трансформацией "природных индивидов в моральных граждан", им присуще владение не только законными правами и обязанностями, но и соответствующими понятиями и чувствами. Иначе говоря, до тех, кто сопротивляется общей воле, все общество должно принять определенные меры.

Ж. -Же. Руссо считал, что сначала все люди жили в естественном состоянии и гражданского общества не существовало. Основой социального неравенства стала частная собственность, а это привело к гибели начальной равенства и появления гражданской неравенства. Такой подход стимулировал быстрый, но очень противоречивый процесс. Мыслитель первым заклеймил полярную различие между богатыми, которые не работают, и бедными, которые работают, чтобы жить. Эту противоположность он подает как результат исторического развития - перехода от дикости к цивилизации. Ж. -Же. Руссо указал на рост политической зависимости человека в связи с развитием имущественного неравенства.

Основой любой законной власти, за Ж. -Же. Руссо, является согласие людей, оформленная в общественную договоренность: каждый человек соглашается подчиняться высшему руководству общей воли, а значит и сама становится его участником. Благодаря праву и согласии люди приобретают равенство.

Главная задача законодательства Же. -Же. Руссо видел в том, чтобы обеспечить счастье и благосостояние всех граждан, их свободу и равенство. При этом имелась в виду формальное равенство перед законом, равное право участия всех в выработке законов и т.п. Требуя отмены разделения на богатых и бедных, предлагая утопическую идею о равномерное распределение частной собственности, Ж. -Же. Руссо, однако, не требовал ее ликвидации.

Краткое содержание учения III. Монтескье та Же. -Же. Руссо подано выше.



Назад