Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Формирование политических идей в условиях украинского культурно-национального возрождения


На смену бурному развитию Киевской средневекового государства с ее достижениями во всех областях общественной жизни приходит период упадка и распада, длительного иностранного порабощения многих ее земель. Но, несмотря на все трудности, выпавшие на долю украинского народа, продвижение его общественной жизни не остановился. Наряду с существованием феодальных отношений на территории Украины быстрыми темпами происходят изменения буржуазного характера, которые повлекли за собой и соответствующие изменения в социальных отношениях.

Перед украинским народом в то время встал действительно историческое задание: самосохранения в условиях иностранной экспансии. Но чтобы его решить, надо было пройти нелегкий путь от защиты национальной ментальности и исторического образа жизни, через рост образованности и пробуждения национального сознания до обретения собственной государственности. Только так нация могла сполна реализовать возложено на нее историческое предназначение, занять достойное место в европейской и мировой цивилизации.

Развитие украинской государственности, выработки политических идей неразрывно связанные с национально-культурным возрождением. Отличительной особенностью общественного бытия тогдашней Европы в целом и Украины в частности было формирования наций, подготовка условий для создания национальных государств.

В истории нашей страны этот период связан с выработкой и укреплением такой важной общественной силы, которой является национальная идея. Известный украинский ученый конца 19 - первой половины 20 в. Д. Донцов писал, что без такой идеи мы все останемся нацией уярмленою, провинцией, народом, что будет жить с раздвоенной душой, не в состоянии создать сборной свободы, народом без пафоса, сателлитом сильнейших, партией, слоем, даже у себя дома рабом не только политическим, но и духовным и социальным.

Тогдашние украинские мыслители обосновывают процесс сплочения сообщества, члены которой осознавали бы свою идентичность на основе таких признаков, как язык, культура, история, происхождение, территория. Формирование украинской нации было загальноісторичним, объективным явлением. И национальная идея сыграла в этом процессе чрезвычайно важную роль.

Актуальные политические мнения, что отвечали новым общественным потребностям украинского народа, развивали выдающиеся украинские философы, богословы, политики. Это Павел Русин, Юрий Дрогобыч, Иван Вишенский, Станислав Ореховский, Юрий Немирич, Шимон Шимонович и др. Опираясь на произведения древних мыслителей, выдающихся европейских государственных деятелей, литераторов, историков, они выразили чрезвычайно ценные идеи из многих отраслей духовной культуры, в том числе политической. Заметное влияние на состояние политического сознания тогдашней Украины, которая была в составе Литвы, а затем Речи Посполитой, произвела реформаторское течение антитринитариев, или социанство.

Ранние гуманисты Украины были выразителями интересов среднего состояния, носителями идей возрождения и формирования украинской нации, ее языка, культуры в условиях иностранной зависимости. Большинство из них имели высшее образование, полученное в европейских заведениях, они писали трактаты, занимались книгопечатанием, некоторые занимали высокие посты в правительствах Литвы или Польши.

С точки зрения социально-политических правовых идей особый интерес представляет полемическая литература. Много внимания в произведениях полемистов уделено проблеме установления и защиты государственности украинской нации, которая рождалась в муках внутренних и внешних противоречий.

Учитывая необходимость решения этих противоречий важное значение имело введение во многих городах магдебургского права. Киев и Житомир, в частности, получили это право еще в 15 веке.

Полемисты страстно отстаивали право на существование украинского народа, защищали его язык, культуру, религию, решительно боролись против спольщення и покатоличення. их постоянно волновали вопросы формирования национального сознания, политического самоопределения на основе восстановления традиций собственной государственности. В полемической литературе, что имела общефилософское направления, высказано много актуальных идей и теорий. Как отмечает историк А. Єфименко, религиозная (Брестская уния, 1596 г.) вызвала в православной среде палку потребность отстаивать правоту своего дела теми новыми средствами, которые были к тому времени почти недосягаемыми, - путем гласности, обращение к общественному мнению. Все печатные станки, которые были в распоряжении православных, работали над тем, чтобы распространять новые и новые аргументы в опровержении унии и латинства, на защиту православия.

Во взглядах тогдашних мыслителей краеугольным камнем стало сосуществования светской и религиозной власти, божественного и земного, церкви и человека. В отличие от средневекового религиозного мировоззрения, в основе которого был Бог, гуманисты выдвигали идею антропоцентризма, по которому человек является центром и высшей целью Вселенной. Вместо аскетических постулатов о греховности тела и земной жизни провозглашалось право человека на удовлетворение земных потребностей, наслаждение, утверждалась идея свободы слова, справедливого общественного строя.

Вполне естественно, что актуальными и острыми в антифеодальній идеологии, в том числе и во взглядах гуманистов-полемистов, были вопросы о государстве и его основы, закон и право, формы и методы управления государством, суверенитет государственной власти и пределы ее господство над лицом, индивидом. Наиболее полно эти вопросы раскрыты в творчестве Станислава Ореховской-Роксолана (1513-1566), который был выдающейся фигурой восточнославянского Возрождения.

Станислав Ореховский-Роксолан (1513-1566)

  • Философ и полемист. На первом этапе творчества - активный сторонник Реформации
  • Автор трудов: "Наставление польскому королю Сигизмунду Августину" (1543), "Політея королевства польского на образец арістотельських политик" (1556), "Польские политические диалоги" (1563)
  • Опираясь на достижения античной мысли, один из первых мыслителей Европы начал разработку идеи естественного права
  • Отстаивая концепцию естественных прав, а также позицию о целесообразности разграничения различных ветвей власти через нормирование их деятельности, стал первым в украинской политико-философской мысли теоретиком гуманистической политики и свободы
  • Основное условие реализации политических свобод - закон, законопослушность, правопорядок. "Закон выше государство и выше короля"
  • В ранних произведениях делал попытки отделить политическую науку от теологии. Позже занял компромиссную позицию, поставив на вершине треугольника власти Бога, а в других углах - церковную и светскую власти
  • Руководство государством должно осуществляться методами убеждения с использованием традиций и опыта народа
  • Активно пропагандировал самобытности украинского народа, призвал польского короля защищать Русь. Одним из Первых предложил идею православной и католической унии

Известный польский историк Кромер, современник Ореховской, отмечает, что его имя известно в Италии, Испании, Франции и Германии, там слышать лестные отзывы о его произведения, которые составляют гордость и защиту отечества.

Украинские гуманисты одними из первых в европейской философской мысли отрицали божественное происхождение власти и государства, выступали против подчинения светской власти церковной, вмешательство церкви в государственные дела.

В условиях развития буржуазных отношений они сделали весомый вклад в учение о истоки государства из общественного договора, утверждали, что королевская власть исходит не от Бога, а от соглашения между людьми.

Принципиально важным условием существования и развития государства Ореховский, как и другие украинские гуманисты, считал воспитание у граждан любви к родине, патриотизма, как высшей добродетели. На продолжение прогрессивных традиций книжников княжеской эпохи важная роль отводилась образовании народа. Ореховский писал, что никто не сделает ничего полезного даже в найнезначнішому искусстве, если не будет учиться.

Как во многих европейских ученых того времени, так и в работах украинских полемистов ведущей была проблема общего блага (блага народа), а его основными составляющими - патриотизм, служение государству, общественная активность.

Решительно порывая с аскетичным мировоззрением средневековья, пытаясь выйти из-под влияния религиозных догматов, полемисты большое внимание уделили законам, морально-правовым нормам. Они выступили за большую роль права и закона в жизни государства и общества, делали упор на росте роли морали в общественно-политическом бытии, а потому считали необходимым уделять внимание изучению психологии человека, использовать естественные науки в познании человека и общества. Во многих произведениях полемистов речь идет о защите прав, социальное положение труженика.

Эксплуатируемая, угнетенная и обиженная обществом человек предстает стержнем творчества Ивана Вишенского.

Иван Вишенский (1550-1620)

  • Писатель-полемист. Самое известное произведение - "Послание епископу" (1598)
  • Дошел признание основоположності и визначальності первобытно-демократических принципов раннего христианства для церковной жизни, а на этой основе и для светских отношений
  • Выдвинул концепцию соборности правления христианской церковью, которая основывается на идее равенства всех людей перед Богом. Все церкви равны между собой, строят свои отношения и управляются соборно, а верховным владыкой над ними есть лишь Христос
  • Идеал Вишенского - гражданская коллективность, которую он видел в деятельности украинских братств
  • Насилие, деспотизм, тирания происходят от абсолютизации прелести светской жизни, от жажды богатства и неограниченной власти
  • Нагромождая собственные богатства, человек утверждает бедность других. Бедность по своей сути порождает стремление равенства
  • Получив власть от Бога, обладатель не может пользоваться ею по своему усмотрению. Власть дана не для того, чтобы ею совершать насилие, а чтобы утверждать закон и справедливость
  • Остро осуждал предательство, ренегатство верхушки украинского духовенства после Брестской унии и с симпатиями относился к уярмленного народа. Надеялся, что именно простонародье сможет отстоять ценности предков и возродить украинское государство

Он сосредоточивает внимание на пропаганде моральных идеалов раннего христианства, которые выражали стремление народа к равенства, свободы, братства, справедливости, были антиподом существующих в обществе гнета и бесправия народных масс, решительно разоблачать експлуататорську природу магнатов и шляхты, церковных владык и высшего духовенства. Общественно-политические взгляды И. Вишенского были проникнуты реформаційними идеями, глубоким демократизмом, пылкой любовью к трудовому народу.

В развитии идеи украинской государственности, политической сознательности народа большую роль сыграли образование, культура, искусство. Полемическая литература, которая сеяла благодатные зерна национального самосознания, дала мощный толчок народном образовании, необходимость которой была обусловлена и общественно-экономическими факторами. Важным источником образования для молодых представителей украинских земель во времена средневековья были европейские учебные заведения, в частности, университеты Италии, Франции, Германии, Чехии, Польши. Популярными среди молодежи были в те годы Парижский (Сорбонна), Кембриджский, Болонский, Гейдельбергский, Лейпцигский, Кенігсберзький, Страсбургский, Краковский университеты. За полтысячелетия (14-18 вв.) в Падуанском (Италия) университете получили различные научные степени или учились и не закончили около 600 (а возможно, и больше) юношей из Украины. Развитию образования значительно способствовали братские школы. Базируясь на отечественном опыте и национальных традициях, они подносили образование на уровень современных требований, усматривая в ней залог освобождения от социального и национального гнета, основу формирования мировоззрения, государственности народа. Благодаря широкой сети школ образованность в Украине достигла высокого уровня. Арабский путешественник, архидиакон Павел Алепский, который находился в Украине в середине 17 в., отмечал, что по всей земле русской иностранные путешественники заметили прекрасную черту, что вызвало удивление у них: все они, за исключением немногих, даже большинство жен и дочерей, умели читать и знали порядок церковных служб и церковные песнопения. Посетив Вознесенский монастырь в Киеве, П. Алепский отметил, что большинство монахов не только умели читать, но и были знакомы с философией, логикой и писали сочинения.

Рост образованности украинского народа стало важной предпосылкой возникновения и функционирования Киево-Могилянской академии. На протяжении всей своей истории украинский народ не имел другой институции, которая бы оказала такое влияние на развитие образования, науки и культуры, как это высшее учебное заведение. Вокруг академии собирались лучшие педагоги, ученые, общественные и церковные деятели, их титаническая деятельность была направлена на сплочение всех сил, способных поддерживать культурно-национальное возрождение, на воспитание сознательных носителей этой культуры, что боролись бы национальную независимость.

В истории утверждения украинской государственности значительный интерес представляет наследие деятелей Киево-Могилянской академии, начиная от ее основателей - Иова Борецкого, Мелетия Смотрицкого, Захары Копыстенского, Петра Могилы - вплоть до просветителей и политических деятелей первой половины 18 века.

Принцип всестановості, равенства всех в обучении, провозглашенный Киевской братской школой и поддержан академией, не только обеспечивал демократические принципы их внутренней жизни, но и отвечал наивысшей цели - привлечь к обучению как можно больше

украинской молодежи, распространять образование среди народа. Киево-Могилянская академия имела общенациональный характер, охватывала все состояния украинского общества, от "гетманича к посполитого". "В ней, - как писал Иван Мазепа, - цвєченіє всякому из малороссийских детей хотячому учиться происходит". Этот первый в Украине высшее учебное заведение играл чрезвычайно важную роль как объединительный духовный очаг. В Киев "по науке" доставалась молодежь со всех уголков украинских земель.

Самые главные события, предшествовавшие созданию украинской государства - формирование вооруженных сил, объединение различных социальных групп населения вокруг идеи национального освобождения, строительства национальной школы и национальной церкви - проходили при непосредственном участии деятелей Киево-Могилянской академии.

Особенно большую роль сыграла академия в формировании правящей верхушки украинского общества, элиты, что, по утверждению Дмитрия Донцова, является живым символом нации. "Должна она, - считает ученый, - прежде всего быть твердая и неумолимая относительно себя самой, не поддаваться материальным соблазнам вигідництва, ставя превыше всего понятия чести и долга, безоглядно верить в свое дело, она должна верить только в свою организующую идею, служить ей как высшей цели".

Учитывая то, что Киево-Могилянская академия всегда была институцией, где, как отмечал Даниил Апостол, "...сыны Украины и прочии наукам освободительным учатся и оттуда подпора православной церкви и отечеству оказывают", поддерживали ее такие государственные деятели Украины, как Богдан и Юрий Хмельницкие, Иван Выговский, Иван Самойлович, Иван Мазепа, Иван Скоропадский и др. Богдан Хмельницкий, оказывая всестороннюю помощь академии, считал, что в этом деле он является лишь продолжателем действий Сагайдачного на поддержку "братских училищ киевских", от которых в народе будет вечная память.

Наибольший расцвет академии приходится на гетмана Ивана Мазепы, которое коренным образом отличалось от предыдущих суток освободительных соревнований за волю Украины. Хотя развитие украинской государственности продолжалась, но уже наблюдался процесс ее поглощения русским царизмом. Талантливый политик Мазепа все это хорошо понимал и поэтому прилагал максимальные усилия для укрепления экономического могущества Украины, объединение всех ее земель, повышение культурной жизни и международного авторы-тету.

Эти задачи, по крайней мере большинство из них, он не мог решить без участия Киево-Могилянской академии, которая оставалась главным культурным центром. В ее стенах собирались лучшие научные и творческие силы. Строились новые помещения. Количество студентов, на содержание которых гетман выделял ежегодно 1000 золотых, превышала две тысячи человек. Киево-Могилянская академия была первым высшим учебным заведением, возникший на основе саморазвития греко-славянской традиции, отвечал запросам и потребностям духовной жизни украинского народа в период радикальных мировоззренческих и общественно-политических изменений, народно-освободительной борьбы, формирования национального государства.

Для дальнейшего развития политического мышления, национального сознания украинцев, решения актуальных проблем украинского государства в современных сложных условиях особенно важное значение имело изучение в Киево-Могилянской академии философии, истории, риторики, географии. Эти науки способствовали, прежде всего, осмыслению и обобщению традиций духовной жизни, развитию и расширению гуманистических принципов. Упор делался на углубление познавательного процесса, акцент переносился от богопознания на познание природы и человека, его земного бытия. Выдающиеся ученые академии, в частности Петр Могила и его наследники, ориентировались на синтез научных знаний Запада и Востока Европы, усвоения и осмысления их интеллектуальных основ и развитие на этой почве собственного мировоззрения и мышления, что соответствовало бы настоятельной потребностям украинского бытия. Было подготовлено блестящую плеяду переводчиков, которые сделали достижения науки и культуры Западной Европы достоянием украинского и других славянских народов православного вероисповедания.

Политическое влияние на формирование философских основ общественной жизни в Украине совершил воспитанник Могилянской академии, странствующий мудрец, просветитель, великий гуманист Григорий Сковорода.

Политические аспекты этико-гуманистической концепции Григория Сковороды (1722-1794)

  • Основной проблемой философии Сковороды есть человек, ее счастье и пути достижения этого счастья
  • Счастье человека в его самопознании. Познав себя, человек выберет подходящее к собственной природы занятия и лучшее организует жизнь
  • Разработал оригинальную теорию "сродності" (природосообразности), согласно которой каждый человек обладает скрытой естественной способностью до того или иного вида деятельности. Нарушение закона "сродності" подавляет личность, влечет за собой общественные конфликты и может привести к гибели государства
  • Государство признает законным и необходимым в жизни народов. Однако остро выступает против неэффективной и преступной власти. Она возникает тогда, когда люди механически, без зову своей природы стремятся различных должностей
  • Свободу человека и народа считал высшим благом. ее достижения тоже связывал с проблемой природосообразности
  • Особое внимание уделял проблемам духовности. Для вдоско-шенствование общественной жизни необходимо духовное возрождение человека.
  • Человек должен жить не за капризами плоти, а реализовать свою сущность, которая лежит в духовной сфере, в единстве с Богом.
  • Нравственный идеал Сковороды - познание человеком Бога в себе
  • Эффективность государственного устройства зависит от того, насколько он соответствует духовной природе членов общества

В стенах Киево-Могилянской академии, в отличие от предыдущей традиции, философия постепенно отделилась от теологии, стала самостоятельной формой общественного сознания, отдельным структурным компонентом культуры. Сосредоточившись на мировоззренческом, категоріально-понятийном синтезе данных всех ее подструктур, она стала одним из важнейших факторов единства духовной культуры украинского народа, обусловили коренные изменения в развитии образования, культуры, искусства, естествознания. Наряду с философией в формировании национальной идеи и государственных устремлений украинского народа важное место занимала историческая наука. Украинская историография тогдашней эпохи была тесно связана с политической жизнью казацко-гетманского государства. "Украинская политическая мысль того времени, - пишет Александр Оглоблин, - охотно пользуется историческими материалами и аргументами".

В условиях усиления народно-освободительной борьбы, рост национального сознания народа в исторической науке все шире использовались отечественные источники - летописи, исторические повести, документы, религиозно-учебная литература, предания, мифы, фольклор. Показательной в этом плане является историческая разведка 3. Копыстенского "Палинодия, или Книга обороны", которую исследователи считают высшим достижением тогдашней исторической науки, а также труда "Мир с богом человека" И. Гизеля, «Новая мера» Л. Барановича, "Ключ разумения", "Фундамент", "Старый костел" И. Галятовского, "Протестація" И. Борецкого, написанная вместе с архимандритом казацкого Трахтимировского монастыря И. Курцевичем и перемишльським епископом И. Купинським.

С глубоким патриотическим чувством и любовью в исторических произведениях говорится о исторические корни украинского народа, автохтонность и свободолюбие украинцев. "И всегда народ бардзо был и славен, для чего славянским был назван", "...был несумиренний, вольный и незголодований, и никто не мог завоевать русов", - отмечал 3. Копыстенский в "Палинодии".

Вместе с понятием родной земли, отчизны формировалось убеждение в необходимости ее защиты. Вспомним "Стихи на жалобный погреб... Петра Конашевича-Сагайдачного", составленные 1622 г. ректором Братской школы Касіяном Саковичем вместе со студентами. Здесь воспевается красота подвига во имя свободы родины:

Лучше жизни казнит за отечество, Чем врагу добраться в корзину. Ибо кто за отечество не хочет умирать, То потом с отечеством должен погибати.

В обществоведческих трудах ученых академии вызревают и высказываются мнения о возрождение и дальнейшее развитие родного языка, приобретают определенной конкретизации понятия "Отечество", "Русь", "Украина", все глубже осознается потребность сохранять и приумножать национальную самобытную культуру. В исторически-политической литературе четко выкристаллизовывается мысль о необходимости борьбы с чужеземным игом, обосновывается идея создания независимого суверенного Украинского государства. Уже в трудах основателя академии Петра Могилы подходы к концепции собственной украинской государственности. Ему, безусловно, импонировала идея просвещенного правителя, "философа на троне", который способствует образованию, улучшает законы, заботится о благосостоянии граждан и добрые отношения с соседними государствами. Эта идея разрабатывается П. Могилой, в частности, в совершенном им переводе с греческого языка произведении диакона Агапита с установками царь Юстиніану, популярного в кругу западноевропейских гуманистов.

Формированию политического сознания воспитанников академии способствовало изучение произведений о государстве и праве Платона, Аристотеля, Жана Бодена, Томазо Кампанеллы, Никколо Макиавелли, Томаса Гоббса, Самуэля Пуфундорфа, Юста Ліпсія, Гуго Горация, конституций и правовых кодексов различных государств. Особенно популярными были произведения о государстве голландских и немецких мыслителей реформационного периода. У восточных славян первые переводы их трудов, как и статей французских енциклопедистів, были выполнены именно воспитанниками Киево-Могилянской академии. Изучение трудов мыслителей, распространение их ученик, тяготевших к теории естественного права и общественного договора, а нередко и к республиканских идей, способствовали пробуждению среди украинского населения мыслей о историческую судьбу и государственность собственного народа.

Среди важнейших ценностей, способных объединить украинцев и помочь им выстоять в условиях лишения собственной государственности, просветители Украины отличали украинскую православную церковь. Собственно, это способствовало консолидации непокатоличеної украинской шляхты, казачества, мещанства и среднего духовенства, всего этноса. Стихийным движениям в этой борьбе за отцовскую веру и церковь они предоставляют целенаправленного характера. Все это помогло выстоять украинской церкви в новых исторических условиях, пережить кризис, вернуть духовное влияние на население, активно включаться в национально-освободительное движение, в борьбу за украинскую государственность.



Назад