Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Идеи свободы и демократии в общественно-политической жизни казачества


В становлении и развитии центральной идеи правовой мысли - идеи независимого и суверенного государства - значительное место отводилось проблемам свободы и демократии. Вокруг них сосредоточивалась общественное мнение многих поколений передовых мыслителей. Эти морально-этические и социально-политические ценности, наряду с такими, как правда, добро, справедливость и красота, близкие каждому свободному человеку, каждому народу. Для Украины 15 - 17 вв. они имели особую значимость. Ведь с середины 16 в. большинство украинских земель была завоевана чужеземцами: польскими, литовскими и венгерскими феодалами. С юга и южного востока не прекращались грабительские нападения турецко-татарских орд. Султанская империя, одна из самых могущественных в тогдашнем мире, утвердилась на Черном море и на Балканах, завладела устьями Дуная, Днепра, Днестра и Дона, направляла свои экспансионистские действия на завоевание Украины, Белоруссии и Польши.

В этих условиях борьба за свободу, за выживание украинского народа была первоочередной задачей. Речь шла о том, быть или не быть украинской нации.

В выработке общецивилизационных морально-этических норм, в частности таких, как свобода и демократия, которая является составной частью украинской ментальности, важное место принадлежит природно-климатическом среде. Серьезные размышления о роли географического фактора в формировании общественно-политического устройства беспокоили еще античных мыслителей, в том числе Аристотеля. В новейшую эпоху эту проблему нарушал Ш. Монтескье. Выдающийся ученый М.С. Грушевский, анализируя проблему становления украинской нации, писал, что две большие творческие силы в жизни каждого народа - народность и территория - стали именно на пороге исторического жизни нашего народа и образовали первую основание дальнейшего развития его, что оба эти элементы являются деятельными творческими силами - территория так же как народность, - что мощно влияют на дальнейшую историю народа.

Через ряд специфических исторических условиях центральная роль во всем украинском жизни, в борьбе за свободу, суверенное и независимое государство принадлежит казачеству. "Казачество, - пишет Д. Дорошенко, - является не только самой блестящей, эффективной появлением украинской истории, она представляет собой еще и сутки наибольшего напряжения сил украинского народа и его государственной, социальной и культурной творчества".

Исследуя причины и условия возникновения и функционирования казачества, М.С. Грушевский отмечал, что она как явление на бытовом уровне известна еще со времен древнерусских, а как общественно-политический феномен - с конца 15 в. На определенную общественную слой казачество превращается в течение 16 ст., а организованных форм и юридического определения приобретает на переделе 16-17 вв. Уже с конца 16 в. о казачество, полагает Г. Грушевский, можно говорить как о определенную общественную группу, организацию, рассуждать о казацкий уклад, казачью общину, управления, государственные структуры.

Анализ источников четко показывает, что социальной основой возникновения казацкого движения был протест украинского трудового народа против жесткого феодального угнетения, главным образом польской шляхтой. Смелые и мужественные рыцари из украинских крестьян и мещан не желали мириться с феодально-кріпосницьким и иностранным господством. Здесь были все, - писал Д.И. Яворницкий, - кто натерпелся от тягловых повинностей, все обиженные и униженные за свою веру и народность, все, кто потерпел варварских пыток, жестких издевательств за человеческие права, за свое существование; здесь были и те, кто слышал в себе "свободу огненную, силу богатырскую".

В одиночку, семьями, а то и целыми селами они шли на нетронутые или малонаселенные земли. Больше всего беглецов было из Галичины, Волыни и Подолья. Они занимали свободные на то время земли Приднепровья и особенно Левобережья. Значительно возросло количество беглецов в 16-17 вв. За реестровыми данным, на Киевщине 1640 г. в каждом большом поместье было 15 слобод, которым старосты для быстрого поселения на много лет предоставили вольности и тем немало людей к ним привлекли.

Свободолюбивых беглецов манил необитаемый плодородный украинская степь, где они могли заниматься свободно, без феодального принуждения, хліборобською трудом и распоряжаться произведенным продуктом. Это был уже новый, капиталистический тип общественных отношений.

Анализируя процесс массового переселения свободолюбивого крестьянства на новые земли, следует обратить внимание на то, что туда бежали самые смелые и энергичные люди, которые все пытались избавиться от угнетения, стать свободными. О социальном положении и природу казачества М.С. Грушевский писал: "К казачества льнут массы людей, которых совсем не тянет ни к пограничного военного спорта, ни тем меньше - до далеких заграничных походов, вообще к "казацкого хлеба", те, которые предпочитают хлеб обычный земледельческий, хотят под фирмой и покривкою казачества, под ее превосходством и охраной спокойно работать "на волости", не зная ни господ, ни их приспешников".

Своей свободной, без феодального принуждения трудом украинское казачество развивала собственную передовую экономику. В Запорожской Сечи никогда не было крепостного права и впервые в Европе сложилась прогрессивная форма многоотраслевого фильваркового хозяйства (фермерского типа). Таким образом, становление казачества как общественного состояния неразрывно связано с проблемой свободы, свободолюбия, обеспечение условий для развития творческих способностей человека. Поэтому не случайно в следующие периоды, когда подписывались договоры между Украиной и другими государствами, когда украинские гетманы боролись за независимость и автономию Украины против российского колониализма, во всех текстах с украинской стороны звучали требования о "подтверждение прав и вольностей" казаков и шляхты, что "предоставленные с веков... чтобы ни в чем не были нарушены".

Специфической особенностью казачества было то, что мирное хліборобське жизни переселенцев сосредоточено преимущественно в "пограничной зоне". Оно испытывало постоянных опустошительных набегов ордынцев, крымских татар и ногайцев. Казакам приходилось одновременно заниматься хліборобською делом и вооруженным защитой своих поселений. Это обусловило формирование особого типа человека, способного совмещать разные виды деятельности - трудовой и военной, тогда как в других странах они существовали отдельно, закреплялись за различными классами и сословиями. В устоявшихся представлениях о казака первая его ипостась - производственно-трудовая, прочь затеняется второй, военной: отсюда распространенное отождествление казачества с рыцарством, совсем не оправдано с социально-экономической точки зрения. На самом же деле свободный труд на свободной земле неотделим от самой сути казачества и составляет одну из его фундаментальных черт.

Феодально-кріпосницьке угнетения, жестокая барщина в украинских землях, находившихся под властью Польши и России, сочетались со стремлением, с одной стороны, окатоличивания и спольщення, а с другой - русификация, духовного порабощения украинского народа. О этот трагический период на рубеже 16-17 вв. М.С. Грушевский писал, что чувство беспомощности обнимал гражданство. Казалось, что перед этим натиском польской государственности, польской культуры, польской национальности выхода нет и украинцам придется тихо повиноваться этом непобедимому процессу.

При таких условиях Украине приходилось искать защиты, производить формы самообороны, методы активной военной противодействия, мобилизовав материальные и духовные возможности, опираясь на исторический опыт и традиции. Украинский народ, лишенный своей государственности, создал мощные вооруженные силы, что является одной из основ государства - казачество. Казаки добровольно шли в армию защищать Отечество, свои "права и вольности". Принцип непримусової системы комплектования и мобилизации в казацком войске действовал даже в период освободительной войны 1648-1654 гг. Войско Запорожское мало своеобразную и совершенную организацию с оптимальными структурами. Все это принесло ему много героических побед над врагом.

Выстроив сильное войско, украинский народ, который никогда в истории не стремился загарбувати чужие земли, использовал свою вояцьку мощь лишь для защиты Украины, освобождение ее от чужеземного господства. Вооруженные силы сыграли решающую роль в национально-освободительной войне под предводительством Богдана Хмельницкого, которая закончилась образованием казацко-гетманской украинского государства.

Казачество выполнил возложенную на него историческую миссию и спасло украинский народ от гибели, что имеет всемирно-историческое значение.

Итак, во второй половине 16 - начале 17 в. казачество сформировалось как своеобразный общественный состояние, причем довольно многочисленный. Оно имело свою элиту в лице гетманов, шляхты, генеральной старшины. Казацкая верхушка была высокообразованным, а дети казаков составляли значительную прослойку среди студентов Киево-Могилянской академии.

Важное значение в росте общественной роли казачества имел защиту ним религиозных и национальных прав украинского народа. Особая заслуга здесь принадлежит Петру Сагайдачному. Историческое обстоятельство украинского жизни привела к тому, что в настоящее время национальные интересы, национальные соревнования, национальная борьба скупились на точке обороны существования православной церкви. Защищая ее состояние, владения, казачество прихилила к себе все те слои, которые отстаивали национальные и религиозные интересы украинского народа. Именно эти состояния выступили главной государственной силой в строительстве и функционировании казацко-гетманского государства, возглавили борьбу украинского народа за национальное освобождение.

Характерным признаком общественной жизни казачества является демократизм. Условия жизнедеятельности казацких поселений, как хозяйственно-военных организаций, требовали тесного взаимодействия их членов. Они были свободны и равны, а потому лишь на принципах свободного демократизма, доверия, взаимоуважения и взаимопомощи могли строить свои отношения. Демократические принципы казацкого общественного устройства предусматривались также ростками новых общественно-экономических отношений - буржуазно-демократических.

В казацком жизни, особенно в начальный период, было много противоречий, в частности свобода единицы и террор массы, произвола и дисциплина, аскетизм и разгульности: в бурном казани сечевого жизнь различные элементы соревновались между собой. Но эта буйність, первоначальная сила, широкопросторість предоставляли Сечи чрезвычайного нравственного значения и выдвигали ее на ведущее место в организации Украины.

Демократические принципы запорожского казачества стали основой формирования христианской казацкой республики, что вызвало восхищение многих ученых и политических деятелей. Российский революционер и прогрессивный мыслитель А.И. Герцен писал, что Украина была казацкой республикой, основой которой стали демократические и социальные основы. Запорожская сечь - это удивительное явление плебеев-витязей, рыцарей-мучеников. Развитие таких принципов нуждался гибкого механизма претворения в жизнь демократических принципов, высокой политической ответственности за свои поступки, глубокого понимания государственных задач. В то же время в условиях длительной политической нестабильности на территории украинских земель, когда с большим трудом пробивались ростки монархизма казацкой старшины, когда централизм соборного Украинского государства был еще только идеей, широкий демократизм содержал немало и негативного, чем умело воспользовался царизм.

Крепко опираясь на традиции украинского народа, используя опыт казачества, украинская казацко-гетманское государство заняла свое особое место в созвездии европейских государств 17 ст. Это означало, что народная инициатива в один из самых сложных и переломных периодов истории создала жизнеспособный общественный строй.

Важную роль в развитии украинской политической мысли, демократических основ государства сыграла конституция

Пилипа Орлика, одного из ближайших сподвижников гетмана Ивана Мазепы. Это основной закон той самостоятельного Украинского государства, за которую боролся П. Орлик и его единомышленники. Главным тезисом этого документа был тезис о право украинского народа на свободное жизни, не зависящее от чужого ярма. "Какие бы большие не были московские насилия, они не дают никакого законного права москалям относительно Украины... Казаки имеют за собой право человеческое и естественное, один из главных принципов которого является: народ всегда имеет право протестовать против гнета и вернуть употребления своих старинных прав", - отмечал П. Орлик.

Политические идеи и принципы Конституции Пилипа Орлика (1710)

  • Идея общественного договора
  • Принцип конституционализма
  • Принцип народного суверенитета
  • Принцип государственного суверенитета и независимости
  • Принцип протектората
  • Идея парламентаризма
  • Идея ведущей политической роли общественного состояния (казаков - казацкая республика)
  • Идея парламентско-президентской республики
  • Идея унитарного государства с одним автономным образованием (Запорожской Сечи)
  • Идея естественных прав человека и народа
  • Идея обычного права (государственная поддержка и использование традиций Запорожской Сечи)
  • Принцип разделения властей
  • Независимость судебной системы
  • Идея правового государства
  • Идея социального государства
  • Идея государственной религии
  • Принцип выборности всех государственных должностей снизу доверху
  • Выборы главы государства высшим представительным органом
  • Всеобщее равное избирательное право (в рамках казацкого сословия)
  • Сочетание военной и административной власти, их структур
  • Ограничение и контроль за выполнением полномочий главы государства
  • Отделение государственной системы (финансовой и др.) от сферы частной жизни

Анализ конституции и документов, связанных с ней, показывает, что украинская политическая мысль достигла достаточно высокого уровня, Украина должна быть конституционно-демократической, правовой республикой. "Гетманское самодержавие" ограничивалось генеральным советом, которая состояла из генеральной старшины, полковников и выборных депутатов. Трижды в год предстояло собирать сейм из полковой и сотенной старшины, депутатов и послов от запорожского войска. Предусматривалась строгая окромішність государственного сокровища и средств, которые выделялись в распоряжение гетмана. Значительное место отводилось демократическим правам всех сословий общества, особенно казачества, а также правам городов.

Итак, в украинской политической мысли еще задолго до волны буржуазно-демократических революций в Европе было сформулировано немало прогрессивных правовых идей. Это была альтернатива тому пути, по которому шла Россия с ее феодально-кріпосницьким угнетением, абсолютизмом, колониальной политикой денационализации, русификации народов, которые попали в зависимость от нее.



Назад